Конспект урока русского языка «Обобщение по теме "Бессоюзные сложные предложения"» (9 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Урок – практикум: «Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения» (9 класс)Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 Каневской район станица Стародеревянковская
Белоус Ольга Богдановна
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС .
Форма урока: урок - практикум
Метод: комбинированный
Модель обучения: базовая (9 класс – 3 часа в неделю).
Реализуемая программа: Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы ФГОС \ автор-составитель М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина.-Москва «Просвещение» 2015
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2016 , буклеты со словами, смайлики.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Задачи урока:
Образовательные:
-обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о БСП;
-совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
- развить умение формулировать определение понятий;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода через проектную исследовательскую деятельность учащихся;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
усвоение всеми учащимися особенностей постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
повторение случаев постановки двоеточия и тире в простом предложении;
работа с толковыми словарями;
работа с текстами художественной литературы.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Формировать умение оценки и самооценки работы
воспитание уважения к уроку и предмету в целом;
воспитание взаимоуважения.
Личностные:
формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
здоровьесберегающая;
коммуникативная технология.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). |
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. |
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний (3 минуты)
3. Постановка учебной задачи. (1минута)
|
Презентация «Природа и ее загрязнение» -О каких проблемах говорится в этой презентации? (экологических) Сегодня в качестве первого эпиграфа к этому уроку я взяла слова "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету." Антуан де Сент-Экзюпери Предположите, чем мы будем говорить сегодня на уроке.(об экологии) Экологические проблемы мирового масштаба касаются всех, кто живет на этой планете. Их рассмотрению посвящаются ежегодные конференции ООН, кроме того, ежегодно 21 марта отмечается Международный день леса, а 30 марта - День защиты Земли. В нашей стране годом экологии объявляли 2017 год. -На ваших рабочих листах вы видите эмблемы международных экологических организаций, предлагаю вам пересесть за тот стол, где находится такая же эмблема, как на вашем листе. Гринпис, зеленый крест, Всемирный фонд дикой природы, международное экологическое объединение Беллона - Скажите, ребята, кто эти люди по профессии? (журналисты). Посмотрите внимательно на эпиграф и скажите: - Каким образом журналистика связана с экологией, а также со школьным предметом «русский язык»? (журналистика затрагивает актуальные проблемы, нужно уметь правильно говорить и писать, эпиграф состоит из 2 БСП). Исследуйте эпиграф с точки зрения синтаксиса (грамматические основы, связь, знаки пунктуации) Значит, наш урок будет многогранным. В качестве 2 эпиграфа возьмем слова «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» Л.Т. Григорян: Давайте определим, что сегодня будем повторять, вспоминать, закреплять. Объявление темы. (запись в тетрадь) Обобщение по теме «БСП» |
Отвечают на вопросы
Занимают свои места
обобщать, систематизировать и закреплять правила постановки знаков препинания в БСП.
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5-7 минут.
|
-Итак, ребята, вы сегодня не просто разделены на группы. Каждая ваша группа является микроредакцией газеты, поэтому в них будут работать 1.Редакторы (творч работа) 2. Журналисты 3. Корректоры 4. Художники - оформители В конце урока каждая редакция должна будет представить свой вариант газеты в защиту природы. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рубрика «Это важно». Вспомним изученный материал в вопросах и ответах, для этого члены редакции определяют роли 1 гр. 2 журналиста проводят интервью, задавая друг другу вопросы о типах сложных предложений, об отличии БСП от других сложных предложений по вопросам и карточкам, подготовленным дома) – 5-6 мин. -Какое предложение называется бессоюзным? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) -Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление) -Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) - Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой? - Когда в БСП ставится двоеточие? - Когда ставится тире? За эту работу вы можете получить максимально 5 баллов 2группа – редакторы, пользуясь теоретическим материалом учебника, аргументируйте (письменно, в схеме): почему в данном БСП предложении обозначен именно этот знак препинания; (работа представляется на доску) 1.Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые. 2.Родной наш дом изранен, болен, не обихожен, небо над ним загрязнено, порвано, большинство рек и морей превращены в сточные канавы 3.Природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений 4.Земля кругла – на ней не скроешь тайны. 5. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 6 Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивалось солнце. 3 гр В это время художники - оформители будут составлять «Ментальная карту» (Знаки препинания в БСП), вспомните и назовите ассоциации, которые вызывает у вас данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции. Не забывайте и о первой теме, составляя карту. Рубрика «Коротко о главном» -Материал к этой рубрике подготовила Сидоренко Даша «Экология». В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Термин «экология» впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель. Сделал это он в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». С этого момента наука «экология» ведет свое официальное летоисчисление. -словарные слова из тематической группы «Экология»: природные ресурсы, гибель планктона, экосистема, биосфера, загрязнение, вырубка лесов, атмосфера, мировой океан, проблема мусора, озоновая дыра, промышленные отходы, лесные пожары, парниковый эффект.
|
Работа в парах взаимооценивание
чертят схемы предложений, поясняя знаки препинания. самооценивание
Индивидуальная работа
Самооценивание
Групповое оценивание
Индивидуальное сообщение |
Принцип
УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Реализацияпроекта. Закрепление опорных знаний (10минут)
|
Журналистский тренинг 1)А сейчас вы попробуете себя в роли корректоров. Восстановите текст и выполните задания к нему. 1.Утре…яя р.са л..жала толстым серебристым к.вром покрывающим всё бескрайнее поле цветы в это утро бл.стали всеми цветами радуги. 2. Я огл.делся. 3.В цветах пром.лькнул соловей пчелы уже начали соб.рать нектар. 4.Солнце почти поднялось облака созд.вали из света (не)повторимые узоры в небе. 5.Я ст.ял на этом поле в окружени.. земной красоты созда..ой пр.родой и Богом. 6.Я буквально чу.ствовал как красота цветов зар.жает меня энергией жизни. (По Андрею Наумову). -Какова его главная мысль? (радость, восхищение красотой природы) -Какие чувства у вас вызвал этот текст? Назовите номера БСП (1,3,4) Распределите предложения в таблице, учитывая смысловые отношения. Игнат спустил курок – ружье дало осечку. Журавля убьёшь – счастья не будет. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. Сажай лес в поле – будет хлеба боле. Лето собирает - зима подъедает. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Срубили кусты – прощай, птицы. Гнездо разорять – себя убивать
Максимальное количество баллов – 8 (за каждый неправильный ответ минус 1 балл) Физминутка Рубрика «Интересный человек» Картины природы мы находим во многих произведениях художественной литературы. В них авторы не только описывают красоту родной природы, но и выражают свое отношение к ним. К их числу принадлежал И.С. Тургенев
Готовясь к сегодняшнему уроку, мы с группой учащихся провели небольшое исследование. О его целях и результатах учащиеся расскажут сами. По мере выступлений заполняется таблица на доске:
-Назовите БСП, объясните постановку знаков препинания в них Работа в парах - Замените союзные предложения БСП 1. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи Когда искренне любишь природу, красоту найдешь везде. Винсент Ван Гог Пойми живой язык природы — И скажешь ты, что прекрасен мир! Иван Саввич Никитин Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя. Михаил Михайлович Пришвин
3. 4 человека из группы «Материал в номер» 1)Напишите статью на одну из тем: -Несанкционированные свалки бытовых отходов. -Состояние водоемов. -Бездомные животные. -Низкая культура людей
|
Выполняют задание Взаимооценивание
В его произведениях таких предложений много. Язык Тургенева поразительно красив и светел. Музыка тургеневского слова, учит любить родную природу. Отчитываются о работе
Взаимооценка Совместная оценка
Работа по группам
Учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.
|
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и название произведения, определяют группу слов, встречающихся встречаются в нем).
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью;
УУД коммуникативные: (построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, использование речевых средств для решения коммуникативных задач).
УУД: коммуникативные: (принимать участие в работе группами; договариваться, приходить к общему решению) формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Создание и защита газет
|
Используя материал урока и предложенный дополнительный материал, создайте свою газету
|
Защищают и оценивают |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самоконтроль и самооценка. . |
Проанализируйте свои листы успешности и оцените свою работу на уроке, подсчитав средний балл.
|
Ученики проверяют работу и подсчитывают баллы
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание
|
Упр206 Напишите правила поведения на природе, используя БСП. Конструирование предложений Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания. С детских лет постигаем мы истину… Хочешь изменить мир к лучшему… |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности |
Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.
Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б. Пастернак)
Мы все учились понемногу Чему – нибудь и как – нибудь. (А. Пушкин)
Я усталым таким еще не был. (С. Есенин)
|
|
|
Кучумова Ирина Викторовна