Урок русского языка в 11 классе «Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении»
Урок русского языка в 11 классе
Тема: Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Цель для учителя:
- научить анализировать бессоюзные предложения,
- научить применять знания о бессоюзном предложении.
Цель для ученика:
- знать, когда какой знак препинания ставится в бессоюзном предложении,
- уметь объяснять выбор знака препинания.
Ход урока:
- Организационный момент
Вступительное слово
Пройдет 3 месяца, и вы получите аттестат о среднем образовании. Образованный человек должен обладать грамотной речью, для которой характерны разнообразные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- О каких предложениях пойдет речь сегодня?
- Актуализация знаний.
- Накануне мы провели диагностическую работу: вы должны были записать 3 предложения, правильно расставить знаки препинания.
- Дарья проанализировала работы. Ей слово. (Слайд)
( Нам были предложены 3 предложения:
- Облако пройдёт - озеро заблестит, нивы обольются, точно золотом.
- Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер.
- Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.
Проверив работы, я пришла к выводу, что правильно поставили знак препинания в 1 предложении только 13% учащихся, во втором –78%, в третьем – 27%. Вывод: необходимо повторить знаки препинания в бессоюзных предложениях! )
- Готовясь к уроку, Максим исследовал демоверсию ЕГЭ и выявил, какие задания связаны с бессоюзными предложениями. Слушаем. (Слайд)
(Анализируя задания ЕГЭ, я выявил, что ряд заданий по русскому языку связан с бессоюзными предложениями.
Это А10. Указать верную характеристику предложения 5. (Пример задания)
Буквально на глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть , промежутки между зернами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами , образовавшийся материал напоминает камень – бетон затвердел .
1)Сложное бессоюзное предложение
2)Сложносочиненное предложение
3) Сложноподчиненное предложение
4)Сложное с бессоюзной и союзной связью между частями (Ответ 4)
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В ходе экспериментов ученые пришли к поразительному выводу: у китообразных имеется своеобразный природный гидролокатор, в котором тесно связаны передающий и приемный механизмы
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2)Вторая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена тому о чем говорится в первой части
3)Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части
4)Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части (Ответ3)
В6. Среди предложений 12-17 найдите бессоюзное сложное предложение и напишите его номер. Например:
16 предложение анализируемого мной текста. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов.
- Сделаем выводы: тема урока актуальна для каждого из вас, готовясь к экзамену, необходимо привести в систему знания о б/с предложениях, закрепить умение правильно ставить знаки препинания.
ИКТ - Презентация 1 (Слайд 1)
Что нам следует предпринять для того, чтобы научиться правильно ставить знаки препинания в Б/С предложении, уметь объяснять постановку знаков?
- Повторить теоретические сведения.
- Провести упражнения с этой целью.
- Работа с таблицей.
- В первую очередь необходимо систематизировать теоретические сведения о б/с предложениях.
Работая в паре, вы изучаете статью о б/с предложениях, параграф 98, заполняете таблицу. Время 7-10 минут.
(Составляют таблицу)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знак |
Значение |
Проверка |
пример |
, |
|
|
|
; |
|
|
|
: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Индивидуальная работа ученика, его задача: сравнить
материал 9 и 11 класса о постановке тире в б/с предложениях и сделать сообщение.
-Проверим, насколько вдумчиво работали над теорией.
Сформулируйте вопросы по образцу: «Какой знак препинания следует ставить в б/с предложении, если вторая часть представляет вопрос?»
ИКТ – Презентация 1 (Слайд 2)
ИКТ Презентация (Слайд 3,4)
- В чем отличие теоретических сведений в учебнике 11 класса с материалом в учебнике 9 класса (ответ ученика, работавшего индивидуально)
(Сведения о бессоюзных предложениях есть и в учебнике 9 класса, и в учебнике 11 класса. Однако в 9 классе названы только три условия, при которых ставится тире, в учебнике 11 класса перечислены 7 условий постановки тире. Это говорит о том, что в смысловом отношении бессоюзные предложения с тире значительно богаче).
4. Упражнения в постановке знаков препинания.
1) Работа с предложением. Полный синтаксический разбор.
Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал, где выл, крутясь, сердитый вал.
- Откуда взято предложение? (Лермонтов, «Мцыри»
(повеств., невоскл., сложное, грамматические основы и границы предложений, с разными видами связи – бессоюзная (основная) !!!!, подчинительная (союзное слово где), состоит из двух частей (1 часть, 2 часть (с/п) – главное, придаточное, присоединяется с/с где, придаточное определительного типа, потому что отвечает на вопрос какой?), между частями с/п предложения ставим запятую, после 1 предложения ставим двоеточие, так как вторая часть поясняет содержание первой; характеристика каждого предложения)
- Почему именно б/с использовано в этом случае? (Отсутствие союза делает предложение динамичным)
2) Б/С предложений с течением времени становится больше - это примета нашего интенсивного времени.
Сообщение ученика о роли Б/С предложений в речи. (Презентация)
- Продолжаем упражнение в постановке знаков препинания в б/с предложении. Работаем в парах, задание: расставить знаки препинания, пояснить значение, способ проверки. Обращайтесь к таблице.
Предложения:
- В перелесках весёлый берёзовый хоровод не наглядишься.
- Льется тёплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
- Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
- К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
- В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками как будто в тихой истоме.
- Я выхожу на берег и не узнаю реки могучий поток мутной воды как хищный зверь крадется по дну глубокого ущелья.
- Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.
- Посёлок расположившийся у подножия горы широко известный курорт.
Проверка: В каких предложениях поставили тире, и почему? (двоеточие, запятую, точку с запятой)
«ЛОВУШКА»
-Все ли предложения сложные? Объясните знаки препинания в последнем предложении.
- Решение тестовых заданий (ЕГЭ):
Сборники заданий А 23. (Варианты 1-5) Самопроверка. Презентация (слайд)
- Д/з Параграф 98,
- № 487 (По узкой тропинке…)
- Выписать из «Тихого Дона» три бессоюзных предложения, сделать их разбор, составить схему.
- РЕФЛЕКСИЯ:
Согласны с утверждением +
Не согласны -
- Я воспользуюсь составленной таблицей в работе с б/с предложениями
- Я вспомнил и систематизировал знания о б/с предложениях
- Я сумею выполнить Д/З
У кого все +, +2, +1
ПРИЛОЖНИЕ 1
Предложения:
- В перелесках весёлый берёзовый хоровод не наглядишься.
- Льется тёплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
- Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
- К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
- В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками как будто в тихой истоме.
- Я выхожу на берег и не узнаю реки могучий поток мутной воды как хищный зверь крадется по дну глубокого ущелья.
- Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.
- Посёлок расположившийся у подножия горы широко известный курорт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знак |
Значение |
Проверка |
пример |
, |
Интонация перечисления |
Союз И |
|
; |
Части слабо связаны, предложения распространенный |
Союз И |
|
: |
1)2 часть разъясняет и раскрывает содержание первой |
А именно |
|
|
2)в первой части есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать |
Что |
|
|
3)во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части |
Потому что Так как |
|
|
4)вторая часть представляет вопрос |
|
|
- |
1) неожиданное присоединение |
И |
|
|
2) вторая часть содержит противопоставление |
А, но |