Конспект урока русского языка «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок: русский язык
Класс: 9 «А», 9 «Б»
Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Повторение.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Задачи урока:
- образовательные: обобщить и закрепить знания о сложном предложении с различными видами связи;
- развивающие: развивать умения составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи;
- воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка.
Ход урока:
I Вступительная часть
Организационный момент
Постановка цели и плана урока (слайд №2)
Актуализация знаний (слайды № 3-6)
Определите по схеме, какие виды связи использованы между частями сложного предложения.
[= ˗]¹, и [˗ =]², (когда ˗ =)³.
1-2 – союзная сочинительная
2-3 – союзная подчинительная
(Если ˗ =, =)¹, [˗ =]² – [= ˗]³.
1-2 – союзная подчинительная
2-3 - бессоюзная
[= ˗]¹ : [=]², а [= ˗]³.
1-2 –бессоюзная
2-3 – союзная сочинительная
II Основная часть
Определить, какие виды связи использованы между частями сложного предложении (слайды № 7 – 12).
Солнце закатилось, ¹ и ночь последовала за днем без промежутка², как это обыкновенно бывает на юге³.
1-2 – союзная сочинительная
2-3 – союзная подчинительная
Уже давно село солнце¹, но лес еще не успел стихнуть ²: горлинки журчали вблизи³, кукушка куковала в отдаленье.
1-2 – союзная сочинительная
2-3 – бессоюзная
3-4 – бессоюзная
Когда он проснулся¹, уже всходило солнце²; курган заслонял его собою³.
1-2 – союзная подчинительная
2-3 – бессоюзная
В саду было просторно¹ и росли одни только дубы²; они стали распускаться только недавно³, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадами, столиками и качелями.
1-2- союзная сочинительная связь
2-3 – бессоюзная
3-4 – союзная подчинительная
Записать на доске схемы предложенных ранее предложений. (слайды № 13 – 15)
[= ˗], и [˗ =], (как ˗ =).
[= ˗], но [˗ =]: [˗ =],[˗ =].
(Когда ˗ =), [= ˗];[˗ =].
[=] и [= ˗]; [˗ =], (так что = ˗ --, -- ,-- )
Выполнить задание номер 14 из ОГЭ. Сначала учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем один из учащихся разбирает предложение у доски. (Слайды № 16 – 17)
Среди предложений 39-44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(39) Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40) Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон. (41) Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42) Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется…»
Гоша немного сердит¹: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку², но Верочка заставила³.
Среди предложений 44-48 найдите сложные предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
(44) Некоторые слова я произносил так тихо, что сам едва слышал их, но они неизменно находили отклик. (45) Я уже не испытывал, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце.
(46) – До свидания! – сказала Витька и пошла прочь от волшебной скалы.
(47) Я устремился за ней, но шепот настиг меня, прошелестев ядовито-вкрадчиво слова прощания, и хохотнула морская даль, и голос вверху застонал:
(48) – До свидания!..
(44) Некоторые слова я произносил так тихо¹, что сам едва слышал их², но они неизменно находили отклик³. (45) Я уже не испытывал¹, но всякий раз², когда невидимый шептал мне на ухо³, у меня холодел позвоночник², а от рыдающего голоса сжималось сердце.
Самостоятельная работа. Выполнить задание номер 14 из ОГЭ. Выписать предложение (я), подчеркнуть грамматические основы и обозначить виды связи между частями предложения. (Слайды № 18 – 19)
Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(21) Ребята стояли передо мной, молчаливые и суровые; потом Игорь разжал губы, чтобы сказать одно только слово.
(22) – Трепач!
(23) И, круто повернувшись, он пошел прочь, увлекая за собой всю ватагу. (24) Я плелся позади, тщетно пытаясь понять, что же произошло. (25) Неужто горы отзываются только на Витькин голос? (26) Но когда мы были с ней вместе, горы послушно откликались и мне. (27) Может, она впрямь владеет ключом, позволяющим ей запирать в каменных пещерах голоса?..
(21) Ребята стояли передо мной, молчаливые и суровые¹; потом Игорь разжал губы², чтобы сказать одно только слово³.
Среди предложений 44-53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
(46) – Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47) Таня! (48) Загляни в шкатулку!
(49) – Нету, - тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но душа ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа.
(53) Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки¹ – их вынули из ее души², и теперь ослепла и оглохла не только она³, но и ее душа.
III Заключительная часть
1. Подведение итогов: (слайд № 20)
Мы завершили изучение темы «Сложные предложения с различными видами связи». Ответьте на вопрос:
- Какие виды связи бывают в сложном предложении? (союзная сочинительная и подчинительная; бессоюзная связь)
- Могут ли встретиться в одном предложении и союзная сочинительная, и союзная подчинительная, и бессоюзная связи? (Да)
- Остались ли какие-либо затруднения в понимании данной темы?
2. Домашнее задание: (слайд № 21)
§ 18, упр. 253; повторить СПП с придаточными обстоятельственными.