Конспект урока по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов»
Конспект урока по русскому языку.
Данные об учителе: Крюкова Екатерина Анатольевна, МАОУ СОШ №72 города Ульяновска.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Учебник (УМК): Учебник в 2 ч. Львова С.И., Львов В.В. 6-е изд., перераб. - М.: 2012.
Тема урока: Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Оборудование: доска, мультимедийное оборудование, карточки.
Оформление доски:
Двадцатое января.
Классная работа.
Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.
Тема урока | Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов. |
Цель | Систематизировать и закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении, закрепить навык отличать сложноподчиненного предложения от сложносочиненного, различать виды сложноподчиненных предложений, уметь строить схемы сложных предложений, знать и различать союзы. |
Задачи | Образовательные: Систематизировать и закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении, закрепить навык отличать сложноподчиненного предложения от сложносочиненного, различать виды сложноподчиненных предложений, уметь строить схемы сложных предложений, знать и различать союзы; Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, развивать языковое чутье, формировать умение учиться; Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе. |
Универсальные учебные действия | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события принятыми этическими нормами и правилами; понимать картину культуры как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; осознание места и роли науки, учебных предметов в формировании картины мира и формировании личности. |
Планируемые результаты | Предметные: знать, что такое СПП, различать виды СПП, отличать его от других типов сложных предложений, уметь строить схемы предложений, знать и различать виды союзов, уметь работать с текстом, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Метапредметные: Установления аналогий, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов. |
Основные понятия | Сложноподчиненное предложение, придаточное определительное, придаточное обстоятельственное, придаточное изъяснительное, параллельное, однородное и последовательное подчинения. |
Межпредметные связи | Литература |
Ресурсы | Учебник, интернет. |
Конспект урока
Этап урока, время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное закрепление Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия) | (Приветствуют учителя. Садятся) Выполняют задание. (учащиеся проверяют правильность выполнения задания) Сегодня на уроке мы повторять всё о сложноподчиненном предложении, опираясь на текст Н.В.Гоголя. (записывают в тетрадях «Двадцатое января. Классная работа. Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.»). Возможно, русский язык настолько богат и глубок, настолько полон возможности обогащаться все больше и больше, что Гоголь сравнил его с жизнью. Жизнь с каждым днем наполняется новыми событиями, таи русский язык с каждым днем приобретает новые слова. Для того чтобы знать структуру СПП, уметь применять правила на практике, правильно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. «Мертвые души». В город NN приезжает повозка с господином. пружинная подвеска. (записывают слово, отмечают орфограммы, ищут значение слова в словаре). Рессо/ра – это пружинящая гнутая полоса (или устройство из таких полос) между осью и кузовом экипажа, автомобиля, вагона, смягчающая толчки при езде. (записывают предложение) В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики… (повеств., невоскл., сложное, СПП (1-ое – главное, 2-ое – придаточное, определительное)). [ ], (в какой ).
(проверяют)
(кратко дают характеристику каждого помещика) 1. [ ], (каким ). (СПП с придаточным определительным) (каким…) 2. (Как ), [ и ]. (СПП с придаточным уступки) (как ни…) 3.(что бы ), [ ]. (СПП с придаточным уступки) (что бы….не) 4.(Когда ), [ ]. (СПП с придаточным времени) (когда…) 5. [ ], (если ). (СПП с придаточными условия) (если…) 6. [ ], (которые и ). (СПП с придаточными определительными) (которые…) (выполняют самооценивание) В конце поэмы бричка, запряженная тройкой, во весь дух несётся по дороге. (выполняют работу). Стиль – художественный, тип речи – рассуждение с элементами повествования. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Мы должны не только обобщить и систематизировать знания о СПП, но и повторить ранее изученный материал, чтобы грамотно говорить и выполнять разные виды заданий не только на русском языке, но и на других предметах. (Выполняют задание, производят взаимопроверку – работа в группах). Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно. (записывают домашнее задание) Тезис, аргументы, вывод. Я сегодня узнал(а), научился(ась) … Что понравилось на уроке?... Что не понравилось ?... (каждый ученик заполняет карточку) СПП имеют разные виды придаточных. Данная тема очень сложная, так как не всегда легко найти границы предложения и правильно задать вопрос от главного предложения к придаточному. Спасибо, Екатерина Анатольевна! | Здравствуйте, девятиклассники! Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения. Предлагаю вам начать урок с кроссворда, разгадайте его. Из букв в выделенных ячейках составьте ключевые слова. (кроссворд и таблица для составления ключевых слов лежат на каждой парте; работа в группах; приложение 1) Давайте проверим, что у вас получилось? (на слайде появляется правильный ответ) Подумайте, как связаны эти слова между собой и сформулируйте тему урока. Вы совершенно правы. Мы обобщим наши знания о СПП, применим наши знания на практике. Открываем тетради и записываем число и тему урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Н.В.Гоголь. Скажите, как вы понимаете слова Николая Васильевича Гоголя? Хорошо, мы с вами еще вернемся к словам Гоголя. Для чего мы с вами изучаем тему СПП? Вы сказали, что мы будем опираться на произведение Н.В.Гоголя. Вспомните, какое произведение мы изучаем на уроках литературы? Молодцы! Вспомните, как начинается произведение? Прекрасно! А помните ли вы, что бричка была рессорная? Что означает данное слово? Совершенно верно! Посмотрите на доску, запишите слово рессора, обозначьте орфограммы, найдите лексическое значение слова в словаре. (слайд, Словарно-орфографическая работа) Запишите следующее предложение: В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики… Сделайте синтаксический разбор. Проверьте себя по образцу. (слайд) Продолжим путешествовать по страницам гоголевского произведения. На слайде вы видите портреты помещиков. (слайд) Вспомните, как изображен каждый из помещиков в поэме. Под каждым портретом помещиков вы видите предложение. Составьте по каждому предложению схему и определите вид придаточного. (графический диктант) Оцените себя сами по следующим критериям: 0 ошибок – 5 1-2 ошибок – 4 3-4 ошибки – 3 5-6 ошибок – 2 (выставление оценок в журнал) Продолжаем с вами путешествие по «Мертвым душам». Вспомните, как заканчивается произведение? Да, произведение заканчивается темой дороги. Перед вами текст (тексты лежат на каждой парте, приложение 2). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Проверьте правильность выполнения задания (слайд). (Учитель с учениками разбирает каждую орфограмму, в которой были допущены ошибки). Молодцы! Для чего мы с вами выполнили это задание? Последним этапом нашей работы будет выполнение заданий ГИА. В задании 12 тестов ГИА вам нужно обозначить запятые между частями сложного предложения. На партах лежат тесты, состоящие из 7 вопросов. Ответьте на вопросы. Произведите взаимопроверку. (приложение 3) (Слайд с правильными ответами). Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Давайте запишем домашнее задание. Вспомните эпиграф к нашему уроку. Ваша задача – написать сочинение-рассуждение на тему «Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Какова структура сочинения-рассуждения? Молодцы! Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете. Запишите ваши отзывы на карточке (карточки лежат на партах, приложение 4). В чём же своеобразие СПП? Какие трудности испытывали при изучении этой темы? Спасибо всем за урок! (выставляются оценки) | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные, регулятивные, коммуникативные Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |