12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасименко Оксана Михайловна1120
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

по учебнику: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс. — М.: Просвещение, 2016

Цели урока:

1) научить определять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

 2) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами;

3) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

I. Повторение. Фронтальный опрос

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.

1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…

2) Человек редко задумывается о том…

3) Я твердо убежден…

4) … будет прекрасный урожай.

5) Нет на земле человека…

Карточка 2

Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены  синонимичными придаточными предложениями.

1.     Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.

2.     На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.

3.     Море, лениво вздыхающее у берега,  завораживает приезжих.

4.     Дышащие силой мысли облекаются в слова.

5.     Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.

2. Работа с классом.  Пунктуационная разминка. Игра «Верю-не верю»

Слайд 2

Верите ли вы, что…

-  Слово «кавычки» произошло от слова «помеха»? ( да. Из др.-рус. ковычька «крюковый знак», производного от ковыка (ср. закавыка) «помеха, препятствие»)

-  Первоначально тире называлась «молчанка»?  ( Да. Употреблялось для обозначения пауз. См.: Барсов «Грамматика»(1797))

-  А.С.Пушкин назвал скобки удивительно образно: вместительный знак (нет. «Наш первый университет» Михаил Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак.)

-  В Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию(да)

-  В середине 15-го века изобрели пунктуацию Кирилл и Мефодий? (нет. В середине 15-го века итальянские типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, она и была принята большинством народов Европы и существует до сих пор.Кирилл и Мефодий или в IХв.)

-  В 18 веке  дефис именовали как знак единительства. Для уточнения графического облика этого орфографического знака его часто называли «черточкой». (да. См.: М.Ломоносов «Российская грамматика» (1755))

- В 18 веке в конце вопросительного предложения ставили двоеточие? (нет. В греческом языке точка с запятой играла роль вопросительного знака.)

Слайд 3 с ответами

3. Записать номера предложений в таблицу:

Сложноподчиненное с придаточным определительным

Сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным

1,7, 8

3,5

2, 4, 6

Предложения на слайде 4:

1.     Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

2.     Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали короткие волны.

3.    Кто землю лелеет, того  земля лелеет.

4.    Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

5.     Я верю в то, что человек есть творец своего счастья.

6.     Там, где кончалась чаща, белели березы.

7.    Современная техника позволяет людям выполнять такие работы, с которыми не справились бы даже сказочные великаны.

8.     Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния, когда дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Проверка выполнения задания. Слайд 5

 II. Объяснение нового материала.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 

На экране размещаются слайды, содержащие учебный материал по блокам:

  1. Придаточные определительные и местоименно-придаточные    Слайд 6/data/files/f1512900233.jpg (475x352)
  2.  Основные и неосновные союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными  Слайд 7/data/files/c1512900276.jpg (479x357)
  3. Место придаточного предложения   Слайд 8/data/files/x1512900313.jpg (480x360)

(Привожу таблицу, содержащую всю информацию.)

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово")

Присоединяются союзными словами:

Место придаточного предложения

Примеры

 

кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

 

 

 Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

 

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

 

 

 

 

Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

 

 

 

 

 

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме

 

 

Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...

 

 

 

 

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун.

 

 

 

 

 

 

 

 

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных

 

 

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... [существительное, (где),].

Вновь я посетил тот уголок земли, где ( в котором ) я провел изгнанником два года незаметных

Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

 

 

 Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

1.     Закрепление изученного:
Выполнение упражнения 115( По данным схемам смоделировать и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью).
Выполнение упражнения 116( Заменить причастные обороты придаточными определительными). 
  ІІІ Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание. 

Примеры для презентации взяты из http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/293-sl  
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительным
PPTX / 749.61 Кб

  IV Домашнее задание §22 упр.114
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 16.01.18 в 21:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за грамотный урок, Оксана Михайловна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.