Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
по учебнику: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс. — М.: Просвещение, 2016
Цели урока:
1) научить определять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;
2) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами;
3) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
Ход урока
I. Повторение. Фронтальный опрос
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.
1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…
2) Человек редко задумывается о том…
3) Я твердо убежден…
4) … будет прекрасный урожай.
5) Нет на земле человека…
Карточка 2
Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.
1. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.
2. На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.
3. Море, лениво вздыхающее у берега, завораживает приезжих.
4. Дышащие силой мысли облекаются в слова.
5. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.
2. Работа с классом. Пунктуационная разминка. Игра «Верю-не верю»
Слайд 2
Верите ли вы, что…
- Слово «кавычки» произошло от слова «помеха»? ( да. Из др.-рус. ковычька «крюковый знак», производного от ковыка (ср. закавыка) «помеха, препятствие»)
- Первоначально тире называлась «молчанка»? ( Да. Употреблялось для обозначения пауз. См.: Барсов «Грамматика»(1797))
- А.С.Пушкин назвал скобки удивительно образно: вместительный знак (нет. «Наш первый университет» Михаил Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак.)
- В Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию(да)
- В середине 15-го века изобрели пунктуацию Кирилл и Мефодий? (нет. В середине 15-го века итальянские типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, она и была принята большинством народов Европы и существует до сих пор.Кирилл и Мефодий или в IХв.)
- В 18 веке дефис именовали как знак единительства. Для уточнения графического облика этого орфографического знака его часто называли «черточкой». (да. См.: М.Ломоносов «Российская грамматика» (1755))
- В 18 веке в конце вопросительного предложения ставили двоеточие? (нет. В греческом языке точка с запятой играла роль вопросительного знака.)
Слайд 3 с ответами
3. Записать номера предложений в таблицу:
Сложноподчиненное с придаточным определительным |
Сложноподчиненное с придаточным изъяснительным |
Сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным |
1,7, 8 |
3,5 |
2, 4, 6 |
Предложения на слайде 4:
1. Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
2. Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали короткие волны.
3. Кто землю лелеет, того земля лелеет.
4. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.
5. Я верю в то, что человек есть творец своего счастья.
6. Там, где кончалась чаща, белели березы.
7. Современная техника позволяет людям выполнять такие работы, с которыми не справились бы даже сказочные великаны.
8. Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния, когда дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
Проверка выполнения задания. Слайд 5
II. Объяснение нового материала.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
На экране размещаются слайды, содержащие учебный материал по блокам:
- Придаточные определительные и местоименно-придаточные Слайд 6/data/files/f1512900233.jpg (475x352)
- Основные и неосновные союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными Слайд 7/data/files/c1512900276.jpg (479x357)
-
Место придаточного предложения Слайд 8/data/files/x1512900313.jpg (480x360)
(Привожу таблицу, содержащую всю информацию.)
Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово") |
Присоединяются союзными словами: |
Место придаточного предложения |
Примеры |
|
кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).
|
Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.
|
Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
|
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.
|
Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.
|
||
Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме
|
Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...
|
||
Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части. |
Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун.
|
||
Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных
|
Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... [существительное, (где),]. Вновь я посетил тот уголок земли, где ( в котором ) я провел изгнанником два года незаметных |
||
Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который. |
|
|
Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего. |
Примеры для презентации взяты из http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/293-sl
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительным
PPTX / 749.61 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна