Конспект урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ в 9 классе (работа над тестовой частью)

0
0
Материал опубликован 11 September

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Соколовка

Зуевского района Кировской области»



















КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

в 9 классе

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе (работа над тестовой частью)









Автор-составитель:

Завалина Вера Владимировна,

учитель русского языка и

литературы

МКОУ СОШ п.Соколовка

Зуевского района

Кировской области















п.Соколовка, 2025





Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развитие творческих возможностей учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) Воспитание интереса к русскому языку.

Задачи:

1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

выразительности языка;

2) используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

3) формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.



































Ход урока

Орг. момент

Эпиграф «Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне» Дж. Руми (персидский поэт 13 века)

Мотивация учебной деятельности.

- Что могут обозначать эти слова? Как бы вы отнесли их со своими делами и успехами в школе?

-Что изучили хорошо?

- Тема? Цель?

( тема: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Цель: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

Записываем тему урока

III. Актуализация знаний и умений.

- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. И мы готовы это проверить!

1. Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».

Как отделяются друг от друга части ССП и СПП?

Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

Из каких частей состоит СПП?

Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Как определить вид придаточного предложения?

Перечислите значения приставки ПРИ.

Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

Назовите значения приставки ПРЕ?

Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Когда пишется Ь в кратких прилагательных?

Корень с чередованием КАС-КОС зависит от значения слова?

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно?

Работа с листом оценивания (самооценка) (если без ошибок – «5», если 1-2 ошибки – «4»; если 3-4 ошибки – «3»)



IV. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут! (Наталья Васильева)



Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.

В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. 


Задание № 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы?

Весна. На дереве грачи ра___селись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи и скоро снег ра__тает.

И___чезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчу__ствие любви.

(Не) остудила наших чу__ств суровая зима

И мы зовём пр___красных муз, пускаем их в дома.

А там где солнце пр___пекло уже видна земля

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, проб__ваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хру__ка!)

Подснежники цветут!

Работа с листом оценивания (взаимооценка) (если без ошибок – «5», если 1-2 ошибки – «4»; если 3-4 ошибки – «3»)

Задание № 3 в тестовой части ОГЭ посвящено средствам выразительности языка.

Задание 2. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) (взаимопроверка)

Работа с листом оценивания (взаимооценка)

Вернёмся к стихотворению о подснежнике.

Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ)

Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), 

олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)



Задание 3. Повторение сведений о словосочетании. «Замещение»

Закончим высказывания:

Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)

Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)

Если в словосочетание входит неизменяемая часть речи – это… (примыкание)

Найдите в стихотворении все три типа словосочетания

Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно. (по цепочке, остальные хлопают)

Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Дружеский совет (совет друга)

Понимающий человек (человек с пониманием)

Человеческая доброта (доброта человека)

Жизненная основа (основа жизни)

Кирпичный дом (дом из кирпича)

Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласования.

Красота души (душевная красота)

Встреча друзей (дружеская встреча)

Добро без корысти (бескорыстное добро)

Щедрость души (душевная щедрость)

Каша из гречки (гречневая каша)

Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Относится с уважением (уважительно относится)

Отозвался с гордостью (гордо отозвался)

Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)

Выполнял со старанием (выполнял старательно)

Говорил с уважением (говорил уважительно)

Работа с листом оценивания (самооценка)

Задание 4. Лингвистический диктант (проверка по карточке)

Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.

Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.

(Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.)

- Что такое грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)



Задание 5. Экспресс-опрос.

Упражнение на избирательность. Задание: прослушать грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» верные утверждения и знаком « - » неверные утверждения.

Утверждения


1.

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

+

2.

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

-

3.

СПП состоит только из двух простых предложений

-

4.

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

-

5.

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к первому придаточному

+

6.

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится

+

7.

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

+

8.

Если в СПП несколько придаточных, то все они поясняют только главное

-

9.

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

+

10.

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

+



Задание 6. Цифровой диктант

По схемам предложения определите тип подчинения.

С Х Е М Ы НАРИСУЮТ ДЕТИ НА ДОСКЕ

Последовательное

Однородное

Параллельное (неоднородное)


Составление схем, определение подчинения

    1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

     5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

последовательное – 1,3

параллельное – 5

однородное – 2,4 

Работа с листом оценивания(взаимооценка)

Задание 7. Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа. ( Пусть это музыка поможет вам при работе)

(1)А. К. Саврасов стал зачинателем лирического отношения к природе и в своих картинах сумел показать скромную красоту русских сельских мотивов. (2)Он нашёл очарование там, где раньше его никто не видел: в пыльных просёлочных дорогах, чахлых деревцах, топких болотах и залитых половодьем полях. (3)В его самой знаменитой картине «Грачи прилетели» пейзаж чрезвычайно прост и даже неказист. (4)Художник изображает скромную церквушку деревни Молвитиново, расположенной недалеко от Ярославля, талый потемневший снег, голые кривые берёзки и стаю грачей. (5)Однако Саврасову удалось так свежо и эмоционально поведать о весеннем пробуждении природы от зимней спячки, что толпы зрителей надолго в восторге застывали перед небольшим полотном.

Задания.

Выписать грамматические основы из 1 предложения.

Подсчитать, сколько грамматических основ во 2 предложении.

Определить вид придаточного в 5 предложении.

Заменить словосочетание «застывали в восторге» со способом связи управления на синонимичное со способом связи примыкания.

Назовите номер предложения, где есть запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Назовите номер предложения, где есть несогласованное приложение.

Ответы.

А. К. Саврасов стал зачинателем и сумел показать

2

Придаточное степени

Восторженно застывали

4

3

       Работа с листом оценивания (самооценка)

Подсчитываем баллы

32-35 баллов

29-31 балла

26-28 баллов

V. Подведение итогов. Кубик Блума или подснежники

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….

VI. Домашнее задание: решать тесты, повторить правила



О первый ландышИз-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!


Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.



9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.