Урок русского языка в 9 классе «Р.р. Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»
Урок русского языка в 9 классе
Базовый учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. «Русский язык. 9 класс»: М., «Мнемозина», 2012 г.
Тема урока: «Р.р. Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»
Технологическая карта урока
Тема урока |
Р.р. Работа с текстом при подготовке к ОГЭ |
обучающие: закрепить, углубить знания о тексте как художественном целом, о приемах компрессии текста; развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность путем использования сопоставительных, аналитических, творческих заданий; воспитательные: формировать интерес и уважение к родному языку; воспитывать ответственность за свою работу. |
|
Задачи |
отрабатывать навыки работы с текстом при подготовке к сжатому изложению, к устной части ОГЭ; развивать речь учащихся, навыки сотрудничества (в группах); формировать потребность в различных видах учебной деятельности с целью самостоятельного поиска информации. |
Тип урока |
Урок развития речи |
Форма проведения |
Практикум |
Планируемые результаты |
личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; |
метапредметные результаты: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения |
|
предметные результаты: знать определение текста, приемов компрессии текста; уметь анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте |
|
Основные понятия |
Текст, компрессия текста, тема, идея текста |
Методы и формы обучения |
Анализ текстового материала; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Ресурсы |
http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, презентация |
Автор УМК |
С.И. Львова, В.В. Львов. «Русский язык. 9 класс»: М., «Мнемозина», 2012 г. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …» |
Л.: положительное отношение к учению, по-знавательной деятельности; П.: осознание учебно-познавательной задачи. Р.: планирование учебных действий |
Актуализация изученного и пробное учебное действие |
Учитель организует работу по актуализации знаний.
|
Выполняют задания, анализируют. 1) Учебный диалог => взаимоопрос учащихся по теме «Текстоведенье» 2) Словарно-орфографическая работа => самостоятельная работа с последующим обсуждением Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и расставляя их в порядке, отражающем этапы работы по осмыслению содержания текста Дайте устно определение терминов, обоснуйте рас положение их в записи Микро/тема, пр…блема, заг…ловок, тема, композиц…я, идея 3) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: обосновывают свою точку зрения. |
Создание проблемной ситуации |
Учитель организует работу по созданию проблемной ситуации
|
1) Аналитическое задание => самостоятельная работа с последующим коллективным обсуждением Задание: Прочитайте текст => раздаточный материал + слайд Текст – это детище писателя. Как правило, это цельное произведение, в которое автор включает не только свое понимание какого-то вопроса, но и личное отношение к поднимаемой проблеме. Однако иногда читателю важно понять в тексте самое главное – суть, «выжимку», и для этого нужно владеть определенными приемами, навыками работы. После прочтения текста и определения темы важно понять идею, чтобы не упустить развитие авторской мысли. Затем начинаем вдумываться в главное. Какие приемы можно использовать для осмысления содержания текста? Часто мы убираем второстепенную информацию, тем самым акцентируя внимание на самом существенном. Еще один интересный прием работы – объединение фрагментов текста. При этом читатель должен не упустить ключевые слова, раскрывающие идею текста, а значит, и авторское понимание рассматриваемого вопроса. Часто читатель использует прием «замещения», который помогает заменить большой отрывок текста одним точным, кратким выражением. Для выполнения этой работы человек должен быть начитанным, эрудированным, иметь развитые мышление и лексикон. Какие советы для написания сжатого изложения дает автор текста? Обратите внимание на слово «цельный». Какой пароним можно подобрать? В чем разница значений? (цельный – целый) 2) Учебный диалог => осознание недостаточности имеющихся знаний. почему не все ответили на первый вопрос? (не все смогли извлечь информацию из текста) Какая учебная задача стоит перед нами? (научиться сжимать текст, извлекать нужную информацию из него) Где/как мы можем получить знания по данной теме? 3) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Целеполагание |
Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы, постановке целей урока. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
П.: формирование предметных понятий Р.: планирование действий. К.: составление высказывания |
Построение проекта выхода из затруднений |
Учитель: организует деятельность учащихся |
Выполняют задание с сопровождением педагога 1) Аналитическое задание => коллективная работа Задание: Вернемся к предыдущему аналитическому заданию. Какую работу нужно провести, чтобы понять текст, запомнить, донести информацию о нем другим слушателям/читателям? 2) Составление алгоритма рассуждения по теме «Общий порядок работы с текстом» => коллективная работа Вариант алгоритма «Общий порядок работы с текстом» Прочитать выразительно. Сделать «выжимку» из содержания текста. Запомнить содержание, используя различные приемы. Обсудить с другом для запоминания, уточнения содержания. Уточнить, расширить свои знания с использованием дополнительных источников (учебник, Интернет, специальная литература, общение с другом и др.) 3) Сопоставительное задание: сравните составленный алгоритм с рекомендуемым (слайд) 4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
П.: установление причинно-следственных связей, формулирование выводов Р.: осознание недостаточности своих знаний. К.: формулирование вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с целью первичного закрепления |
1) Изучение материала учебника: стр. 359 Беседа: Прочитайте памятку №2 «Как читать текст, чтобы понять его содержание» Чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм?
2) Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии => работа в парах. 3) Консультация учителя по вопросам уч-ся
4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
|
Физкультминутка |
Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии |
Выполняют упражнения для глаз |
Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни |
Вторичное закрепление. Практическая работа по применению знаний |
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».
|
Выполняют задания 1) Прочитайте текст выразительно 2) Работа с текстом: компрессия текста => групповая работа (3 группы) с последующим представлением задания, обсуждением Задания: а) проведите сжатие текста (при необходимости можно использовать материал учебника) б) прочитайте выразительно полученный текст в) обоснуйте используемый вами 1 прием компрессии текста Вариант сжатия текста: Текст – это детище писателя. Чтобы понять в тексте главное, нужно владеть определенными приемами, навыками работы. После прочтения текста и определения темы важно понять идею, чтобы не упустить развитие авторской мысли. Какие приемы можно использовать для осмысления содержания текста? Для понимания сути текста можно убирать второстепенную информацию. Еще один прием работы – объединение фрагментов текста, требующий от читателя внимания к ключевым словам. Прием «замещения» помогает заменить большой отрывок текста одним точным, кратким выражением, что требует от читателя эрудированности, развитого мышления и лексикона. 3) Творческое задание: переработка содержания текста => работа в парах с последующим обсуждением Задание: I группа: используя полученный сжатый текст, составьте алгоритм, отражающий шаги работы над сжатым изложением II группа: используя полученный сжатый текст, составьте схему/таблицу, помогающую понять порядок работы над сжатым изложением III группа: используя полученный сжатый текст, составьте диалог, отражающий последовательность работы с текстом для написания сжатого изложения 4) Представление выполненного задания по группам => краткое рецензирование слушателями Задания: представьте результат своей групповой работы обоснуйте полезность вашего задания для подготовки к ОГЭ 5) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
Л.: участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Учитель: Обобщение изученного на уроке Подведение итогов на уроке, выставление оценок Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самооценка: как я работал на уроке? Самоанализ: как я понял тему? Какие вопросы требуют дальнейшего изучения, закрепления? |
Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Домашнее задание |
Учитель кратко комментирует д/з: учить термины работа с текстом из банка заданий ОГЭ Словарно-орфографическая работа |
П.: соотносят д/з с изученным материалом. Р.: оценивают степень сложности упражнения; К.: формулируют вопросы по д/з. |