Конспект урока «Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк"» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 26 February 2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Бежецк, Тверской области

Музыка.

Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьева « Петя и волк»

2 класс
учитель: Лодягина Елена Евгеньевна

г. Бежецк 2019 год

Учебно-методический комплекс

Авторская программа «Музыка»

Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Раздел: « В концертном зале»

Тема урока:

Симфоническая сказка. С. Прокофьев « Петя и волк».

Цель урока:

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Задачи урока:

Обучающие:

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, 

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

 

Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Основные понятия:

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр.

Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Музыкальные портреты в симфонической музыке.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Метапредметные связи:

Включение в контекст урока сведений из :

-истории (биографические данные о С.С.Прокофьеве), произведений литературы («Сказка Петя и Волк»),

-изобразительного искусства (иллюстрации к сказке, картинки с изображением симфонического оркестра, музыкальных инструментов),

-театрального искусства,

-хореографии (пластические этюды).

Ресурсы:

Учебник «Музыки 2 класс»

Фонохрестоматия к урокам музыки

Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс.

Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева.

Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева.

Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов -скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот.

Тест- приглашение для вторичной проверки знаний: герои сказки «Петя и волк» и надписи инструментов.

Компьютер , проектор, презентация к уроку , музыкальный центр

Фортепиано.

Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Коммуникативные УУД - Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения

к уроку.

 

 

Музыкальное приветствие.

« Рада видеть вас, ребята,

И приветствовать сейчас.

И мы тоже очень рады,

Здравствуйте, учитель, наш!»

Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке

(слайд « Портрет С. Прокофьева)

Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?


 

 

 

 

Назовите неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк» ( слайд «Тема урока» )

Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953).

Сергей Прокофьев написал большое количество произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Он начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями мальчик как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые он увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.

Вход под музыку.

Эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

«Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет.

Рисунки к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами.

 

Рисунок «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев.

Целеполагание и мотивация

Коммуникативные УУД - проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные УУД - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Личностные УУД саморегуляция

Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока:

Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.

Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?

(слайд с героями сказок )

Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев.

(слайд « Подтема урока»)

На экране подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

(На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?


 


 

-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

(слайд « Картинки» )

Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин?

А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной?

(слайд «Тембр")

Создает условия для формирования понятия- тембровая окраска звука:

- Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».

 

(слайд « Определение слова –Тембр)

- И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

(слайд « Задачи урока»)

Подводит учащихся к определению задач.

Называет задачи урока

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.


 


 

Ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют персонажей из сказок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр.

-Симфоническая, значит, от слова симфония.

-Это сказка, как симфония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ- красками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени. Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение «тембра». (определение на слайде )

 

 

 

 

Дети с помощью учителя формулируют задачи:

-Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Актуальность знаний

Познавательные УУД - расширение представлений о музыкальном языке

Ставит проблемный вопрос:

- Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

(слайд « Петя»)

- Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Привлекает учеников к слушанию музыки.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

(слайд « Марш» )

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем

«Я сочинила бы мелодию радостную, веселую»

Отвечают. Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).

 

 

 

 

Отгадывают по музыкальному фрагменту жанр-марш.

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные УУД - расширение представлений о средствах музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.

 

 

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

- Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

 

 

- Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

(слайд « Смычковые инструменты»)

 

Организует диалог с обучающимися:

(слайд «Дедушка»)

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

- Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).


- Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

(слайд « Фагот»)

-Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

(слайд «Кошка, Утка, Птичка»)

- Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).


 

(Слайд «Птичка»)

-Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

(слайд «Флейта»)

-Какое настроение у Птички?

- К какой группе инструментов относится флейта?


 


 

 

 

 

 

Продолжает диалог с обучающимися:

(слайд «Петя, Кошка, Дедушка, Волк»)

- Кому из героев сказки принадлежит эта тема?

Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

-Почему вы решили, что это кошка?

(слайд «Кошка»)

-Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

(Слайд «Кларнет»)

-Какой тембр у кларнета?

-К какой группе инструментов относится? (Слушание)


 


 

 

 

(слайд « Кошка, Охотники, Волк, Уточка»)

- Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

(слайд «Уточка»)

-Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.

(слайд « Гобой»)

-Какой тембр у гобоя?

-К какой группе инструментов относится гобой?


 


 

Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.

 

На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

«Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.

 

Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера птички.

- Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

-Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

-Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

 

 

 

 

Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают кошку.

-Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.


-Низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

Кларнет – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ».

 

Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера утки.

-Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

- Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

-Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ».

Первичное закрепление

 

(слайд)

Игра «Узнай инструмент»)

Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.

Устно отвечают на вопросы.

Самостоятельная проверка

Регулятивные УУД формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация),

выполнять творческие задания.

Личностные УУД - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам симфонической сказки.

Тестирование.

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их.

(соединить стрелочкой героя сказки со своим инструментом) (Ответы на слайде).

Детям выдаются «Приглашения» с заданиями (Работа в парах) оценивают правильность выполнения обмен тестами-взаимопроверка.

Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

Рефлексия

Регулятивные УУД – оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании

Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.

Личностные УУД – рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах

Подводит итог:

(слайд)

–Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Научились?

А кто доволен своей работой? Почему?

(слайд « все герои сказки»)

- Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

(слайд « Волк, охотники»)

На экране остаются Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

А сейчас, ребята, давайте вместе исполним песню « Веселая мышка»

Предлагает исполнить песню с движениями

(слайд « Веселая мышка»)

Объясняет домашние задания

- Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

Наш урок подошел к концу.

(слайд «Спасибо за урок»)

-Инструменты симфонического оркестра

-Героев симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк»

-Определять…

-Различать….

Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании.

Определяют.

- Волк, Охотники.

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции.

Коллективное исполнение песни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.