Конспект урока «Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк"» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Бежецк, Тверской области
Музыка.
Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьева « Петя и волк»
2 класс
учитель: Лодягина Елена Евгеньевна
г. Бежецк 2019 год
Учебно-методический комплекс |
Авторская программа «Музыка» Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина Раздел: « В концертном зале» |
||
Тема урока: |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев « Петя и волк». |
||
Цель урока: |
Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”. |
||
Задачи урока: |
Обучающие: - дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях; - научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание. Развивающие: - развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать; - формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки; - формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку; - способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму. Воспитательные: - воспитывать любовь к музыке; - способствовать формированию потребности в общении с музыкой; - прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства. |
||
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД |
Познавательные УУД: - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра; - понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, - выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; - критично относиться к собственному мнению, слушать других. Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам; - доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки; Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
||
Основные понятия: |
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). |
||
Метапредметные связи: |
Включение в контекст урока сведений из : -истории (биографические данные о С.С.Прокофьеве), произведений литературы («Сказка Петя и Волк»), -изобразительного искусства (иллюстрации к сказке, картинки с изображением симфонического оркестра, музыкальных инструментов), -театрального искусства, -хореографии (пластические этюды). |
||
Ресурсы: |
Учебник «Музыки 2 класс» Фонохрестоматия к урокам музыки Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс. Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева. Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева. Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов -скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот. Тест- приглашение для вторичной проверки знаний: герои сказки «Петя и волк» и надписи инструментов. Компьютер , проектор, презентация к уроку , музыкальный центр Фортепиано. |
||
Этапы урока: |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Коммуникативные УУД - Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения к уроку.
|
Музыкальное приветствие. « Рада видеть вас, ребята, И приветствовать сейчас. И мы тоже очень рады, Здравствуйте, учитель, наш!» Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке (слайд « Портрет С. Прокофьева) Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Назовите неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде? Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк» ( слайд «Тема урока» ) Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953). Сергей Прокофьев написал большое количество произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Он начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями мальчик как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые он увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям. |
Вход под музыку. Эмоционально настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы
«Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Рисунки к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами.
Рисунок «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев. |
Целеполагание и мотивация |
Коммуникативные УУД - проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач; Познавательные УУД - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Личностные УУД саморегуляция |
Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока: Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр. Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке? (слайд с героями сказок ) Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев. (слайд « Подтема урока») На экране подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»). Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. (слайд « Картинки» ) Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин? А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной? (слайд «Тембр") Создает условия для формирования понятия- тембровая окраска звука: - Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».
(слайд « Определение слова –Тембр) - И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (слайд « Задачи урока») Подводит учащихся к определению задач. Называет задачи урока У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
|
Ответы.
Называют персонажей из сказок
Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр. -Симфоническая, значит, от слова симфония. -Это сказка, как симфония.
Ответ- красками.
Выбирают ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени. Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение «тембра». (определение на слайде )
Дети с помощью учителя формулируют задачи: -Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц. |
Актуальность знаний |
Познавательные УУД - расширение представлений о музыкальном языке |
Ставит проблемный вопрос: - Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? (слайд « Петя») - Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? Привлекает учеников к слушанию музыки. У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (слайд « Марш» ) |
Вступают в диалог, сотрудничество с учителем «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» Отвечают. Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Отгадывают по музыкальному фрагменту жанр-марш. |
«Открытие» нового знания детьми |
Познавательные УУД - расширение представлений о средствах музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.
|
Формулирует наводящие и проблемные вопросы. - Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
- Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. (слайд « Смычковые инструменты»)
Организует диалог с обучающимися: (слайд «Дедушка») Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки? - Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
(слайд « Фагот») -Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. -Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? (слайд «Кошка, Утка, Птичка») - Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
(Слайд «Птичка») -Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент. (слайд «Флейта») -Какое настроение у Птички? - К какой группе инструментов относится флейта?
Продолжает диалог с обучающимися: (слайд «Петя, Кошка, Дедушка, Волк») - Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. -Почему вы решили, что это кошка? (слайд «Кошка») -Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. (Слайд «Кларнет») -Какой тембр у кларнета? -К какой группе инструментов относится? (Слушание)
(слайд « Кошка, Охотники, Волк, Уточка») - Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ). (слайд «Уточка») -Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. (слайд « Гобой») -Какой тембр у гобоя? -К какой группе инструментов относится гобой?
Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.
На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС». «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера птички. - Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте). -Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. -Флейта – деревянный духовой инструмент. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают кошку. -Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Кларнет – деревянный духовой инструмент. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ».
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера утки. -Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. - Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. -Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ». |
Первичное закрепление |
(слайд) Игра «Узнай инструмент») Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. |
Устно отвечают на вопросы. |
|
Самостоятельная проверка |
Регулятивные УУД формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), выполнять творческие задания. Личностные УУД - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам симфонической сказки. |
Тестирование. У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. (соединить стрелочкой героя сказки со своим инструментом) (Ответы на слайде). |
Детям выдаются «Приглашения» с заданиями (Работа в парах) оценивают правильность выполнения обмен тестами-взаимопроверка. Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране. |
Рефлексия |
Регулятивные УУД – оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем. Личностные УУД – рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах |
Подводит итог: (слайд) –Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? -Научились? А кто доволен своей работой? Почему? (слайд « все герои сказки») - Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке. (слайд « Волк, охотники») На экране остаются Волк, Охотники. У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки. А сейчас, ребята, давайте вместе исполним песню « Веселая мышка» Предлагает исполнить песню с движениями (слайд « Веселая мышка») Объясняет домашние задания - Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов. Наш урок подошел к концу. (слайд «Спасибо за урок») |
-Инструменты симфонического оркестра -Героев симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк» -Определять… -Различать…. Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании. Определяют. - Волк, Охотники. Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции. Коллективное исполнение песни. |