Урок музыки во 2 классе «Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк»)»
Технологическая карта урока
Предмет |
Музыка |
||||
Класс |
2 класс |
||||
Учитель |
Курушина Юлия Юрьевна, учитель музыки |
||||
УМК |
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина |
||||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||||
Тема урока |
Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк») |
||||
Цель урока |
Способствовать ознакомлению с новым жанром – симфонической сказкой; создать условия для развития умений слышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки. |
||||
Задачи урока (планируемые результаты) |
Предметные: Научится различать на слух тембры инструментов симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, выделять изобразительность и выразительность в музыке, определять по характеру музыки героев. Метапредметные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации. Личностные: Осуществлять эмоциональное восприятие музыкальных произведений, проявлять интерес к различным видам музыкально-практической деятельности. |
||||
Методы обучения |
Частично-поисковый |
||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Фронтальная |
||||
Средства обучения |
ПК, проектор, презентация к уроку, учебник |
||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
Осуществляемые и формируемые учебные действия |
Осуществляемые и формируемые учебные действия |
Осуществляемые и формируемые учебные действия |
|||
Организационный момент. 1 мин. |
Приветствует учащихся. Предлагает проверить готовность к уроку. |
Проверяют наличие необходимых для урока принадлежностей. |
Приветствуют учителя. |
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. |
|
2. Постановка цели и задач урока 3 мин. |
Предлагает прочитать тему урока. -Тема урока «Симфоническая сказка». - В опере мы уже встречались с музыкальными темами-характеристиками героев оперы «Волк и семеро козлят». Но в опере эти темы герои поют, а в сказке «Петя и волк» темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый инструмент имеет свой голос-тембр. - Мы познакомимся с героями симфонической сказки «Петя и волк», увидим и услышим музыкальные инструменты, которые исполняют их темы, научимся различать тембры музыкальных инструментов на слух. |
Взаимодействие с учителем |
Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем. |
||
3. Первичное усвоение новых знаний 17 мин |
Рассказывает о создании симфонической сказки (см. приложение).
- Петя – главный герой сказки. Его тему исполняют струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. Слушание темы - Каким изобразила Петю музыка?
- Следующий персонаж сказки – птичка. Ее тему исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Слушание темы - Какое настроение у птички? Какой ее можно представить?
- Тему следующего героя – утки исполняет гобой – деревянно-духовой инструмент. Слушание темы - Какой изображает утку музыка?
- Но вот появляется кошка. Ее тему исполняет кларнет – деревянно-духовой инструмент. Слушание темы - Что вы можете сказать о кошке, прослушав музыку?
- Следующий персонаж – дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, вдруг из лесу прибежит волк. Его тему исполняет инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент этой группы. Слушание темы - Каким изобразила музыка дедушку? - Следующий герой сказки – волк. Его тему исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы - Каким вы представили волка? Это положительный или отрицательный персонаж сказки? - Наконец, появляются охотники, которые идут по следам волка. Их тему исполняют ударные инструменты: литавры и барабаны. Слушание темы |
Ориентируются в учебнике, осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Слушают тему - Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и подпрыгивает.
Слушают тему - Веселое, радостное. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева или летящей над землей.
Слушают тему - Утка медлительная, идет, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Слушают тему – Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке, иногда останавливаясь.
Слушают тему – Музыка изобразила дедушку ворчливым.
Слушают тему - Музыка изображает волка злым, страшным. Слышно, как он воет. Это отрицательный персонаж сказки.
Слушают тему |
Умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных задач на уроке. Умение выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины. |
Умение слушать, осуществлять самоконтроль понимания вопросов. Принятие и сохранение цели и задачи урока. |
|
4. Первичное закрепление знаний 15 мин. |
1. Предлагает выполнить задания в рабочей тетради (с.24-25) 2. Проводит музыкальную викторину (см. презентацию). |
Выполняют задания в рабочей тетради. Принимают участие в музыкальной викторине. |
Умение взаимодействовать с одноклассниками. |
Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем. |
|
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 3 мин |
Предлагает учащимся продолжить фразы: - Сегодня я узнал … - Было интересно … - Было трудно… -Я понял, что... -Теперь я могу… |
Отвечают на вопросы учителя. |
Формулируют собственное мнение и позицию. |
Проводят контроль и самоконтроль. |
|
6. Домашнее задание 1 мин. |
Предлагает ученикам нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке «Петя и волк». |
|
Взаимодействие с учителем.
|
Принимают учебное задание
|
Приложение:
Сказку «Петя и волк» Сергей Сергеевич Прокофьев написал в 1936 году. Это сказка не обычная – это музыкальная, симфоническая сказка, потому что написана для симфонического оркестра. В сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику, которую исполняют определенные инструменты симфонического оркестра.
Презентация к уроку
RAR / 4.37 Мб
Послайдовое описание и рекомендации
DOCX / 28.25 Кб