Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону»

Цель: формирование умения пользоваться шаблонами разной формы, закрепление умений: резать ножницами по разным линиям, наклеивать детали на поверхность.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умения: работать с шаблоном, экономной разметки нескольких деталей; планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту;
2. Развивающие: развивать мелкую моторику и координацию движений; формировать умения безопасно и аккуратно работать с ножницами;
3. Воспитывающие: воспитывать усидчивость и внимательность, умение поддерживать порядок на рабочем месте, адекватно оценивать работы одноклассников.
Целевые установки урока
Предметные
-ввести понятия: шаблон, приспособление; познакомить с правилами разметки по шаблону, показать необходимость экономной разметки;
-учить контролю точности разметки прикладыванием шаблона;
-совершенствовать умение резать бумагу ножницами по размеченным линиям;
-учиться наклеивать детали на всю поверхность;
-совершенствовать умение определять конструктивные особенности изделия и технологии его изготовления;
-вспомнить и использовать законы композиции;
-закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
-исследовать материалы и отбирать те, из которых могут быть изготовлены шаблоны (картон и другие плотные);
-сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм;
-анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
-находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-открывать новые знания и умения (приёмы разметки дета лей по шаблонам через пробные упражнения);
-делать выводы о наблюдаемых явлениях;
-работать по готовому плану;
-отбирать необходимые материалы для композиций;
-изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
-осуществлять контроль по шаблону;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);
-обобщать (называть то новое, что освоено).
Личностные
-чувствовать удовлетворённость от сделанного или созданного ребёнком самостоятельно для родных, друзей, других людей, себя.
ПРЕЗеНТАЦИЯPPTX / 2.85 Мб
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Мы начинаем урок технологии. Каждый урок – это путешествие в мир знаний. Большой ли «багаж» унесете вы с урока? Это зависит от вас. Девизом нашего урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех».
СЛАЙД 1.
- А что нужно сделать для того, чтобы урок получился успешным и каждый из вас достиг хорошего результата?
- Правильно, ребята, чтобы урок получился успешным, нужны внимательность, старательность, аккуратность, поэтому сегодня мы будем работать старательно, чтобы получить хороший результат.
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
- Вспомните, что такое аппликация?
-Рассмотрите работы, представленные на слайде. Что общего в данных работах? В какой технике они выполнены?
СЛАЙД 2.
-Какие материалы использованы для их изготовления? Какие инструменты?
– Какими способами можно изготовить детали таких форм?
–Сегодня вы ознакомитесь с приспособлением, которое тоже, как и инструмент, является помощником мастера. Тема урока: «Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону».
3. Изучение нового материала.
-Ребята, вы обратили внимание, что для выполнения данных работ, надо было изготовить одинаковые детали. Как это можно сделать?
-Для изготовления одинаковых деталей можно использовать шаблон.
(Показ шаблонов)
Шаблон – это приспособление для разметки деталей.
-Как с помощью шаблона разметить деталь? (Положить на бумагу и обвести карандашом.
-Каким должен быть шаблон, чтобы его можно было использовать несколько раз (Плотный, жесткий).
Порядок работы с шаблоном:
1.Шаблон кладётся на изнаночную сторону заготовки, как можно ближе к краю.
2.Удерживается всеми пальцами левой (у левшей - правой) руки.
3.Обводится шаблон по часовой стрелке простым карандашом.
(Учитель выполняет разметку детали с помощью шаблона на цветном листе бумаги, закреплённом на доске, чтобы было видно всем детям. Затем кто-то из учеников выполняет разметку, комментируя свои действия с помощью учителя. Далее обсуждаются возникшие во время разметки трудности: смещение шаблона, неровная линия обводки, разметка на лицевой стороне и др.)
4. Творческая деятельность.
Переходим к творческой части урока.
-Посмотрите еще раз на слайд. Каких деталей больше всего было использовано для создания аппликаций?
-Подключите фантазию и подумайте, какие еще образы могут быть созданы с помощью кругов?
Рассмотрите еще несколько композиций, выполненных с использованием кругов.
СЛАЙДЫ 3- 4.
- Теперь, ребята, переходим к самостоятельной практической работе по выполнению разметки кругов по шаблону для нашей будущей аппликации.
- При работе с какими инструментами нужно быть осторожными?
- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и соседу по парте?
Отгадайте загадку, и вы определите, какую аппликацию будете сегодня создавать:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, пушистое и золотое. (Цыпленок)
Цыпленок приглашает вас сыграть с ним в игру (Нейрогимнастика).
https://rutube.ru/video/1823d8e111cc1c081835ce8a167363c3/?ysclid=mcu751v12498924644
Рассмотрите образец изделия.
СЛАЙД 5.
-Подсчитайте, сколько кругов вам понадобится для аппликации?
-Одинакового ли размера круги?
-Сколько кругов красного цвета надо подготовить? А желтого?
-В какой последовательности вы будете изготавливать аппликацию?
1. Обвести по шаблону на бумаге желтого цвета 3 круга, на бумаге красного цвета 3 круга и 1 круг на бумаге синего цвета.
2. Вырезать детали композиции.
3. Составить композицию.
4. Наклеить детали.
Приступайте к творческой деятельности.
Музыкальное сопровождение:
https://vk.com/music/playlist/183083927_780_347cc9abf90ac81633?ysclid=mcu7bwffaf48288145
5. Подведение итогов урока.
Организация выставки работ
Теперь давайте проверим, какой «багаж» знаний вы унесете с сегодняшнего урока. Ответьте на вопросы:
- Что такое шаблон?
- Зачем он нам нужен?
- Чем он может нам помочь в работе?
-Какие ошибки можно допустить при разметке по шаблону?
-Какие правила работы с шаблоном вы запомнили?
-Какие материалы лучше использовать для разметки по шаблону?
Ребята, сегодня вы сделали первые шаги в освоение такого приспособления как шаблон. Первый опыт оказался успешным, значит на следующих занятиях вы будете уверенней двигаться к более сложным творческим целям.
Источники:
Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.
https://urok.1sept.ru/articles/607018
Картинки:
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Марьяна Олеговна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна