Урок по труду «Разметка глухого гнезда» (7 класс)
Цель урока:
Дидактическая. Ознакомить учащихся с последовательностью разметки и выполнением по линиям разметки глухого гнезда. Совершенствовать практические умения учащихся по разметке столярных гнезд. Формировать практические умения и навыки по выполнению (долблению) глухих гнезд стамесками и долотами.
Коррекционная. Способствовать развитию всех видов памяти – на основе наглядных дидактических средств, повторения и закрепления учебного материала, инструктажей, индивидуальной работы.
Воспитательная. Воспитывать трудовую дисциплину, навыки и культуру труда. Бережное отношение к инструментам и материалам.
Оборудование:
Заготовки из хвойных пород древесины размером 80х50х350, разметочный инструмент – линейка, столярный угольник, карандаш, рейсмус, разметочный циркуль, ластик, режущий инструмент – стамеска, долото.
Тип урока. Комбинированный.
Формы обучения. Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения. Информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивно – практический.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
Повторение пройденного материала.
- из каких деталей состоит мебельный стул?
- какой материал применяется в изготовлении стула?
- последовательность обивки спинки и сидения стула материалами.
III. Сообщение темы и цели урока.
Изложение программного материала. При наличие заготовок-брусков первым этапом в выполнении задания является разметка глухого гнезда (отверстия).
Гнездо в столярном деле подразумевают места соединений деталей конструкции какого-то изделия. Разметка – ответственная операция, и от ее точности зависит качество будущего изделия. И в данном случае разметка определяет границы глухого гнезда.
Для разметки глухого отверстия потребуются следующие инструменты и приспособления.
Это карандаш, рейсмус, линейка, столярный угольник, разметочный циркуль, шаблон.
Карандаш – самый распространенный и доступный инструмент созданный руками человека. Он состоит из деревянной или пластмассовой колодки со встроенным в нее стержнем – графитом. Служит данный инструмент для нанесения рисунка, а в данном случае разметочных линий на подготовленную поверхность.
Рейсмус – разметочный инструмент, служащий для нанесения на подготовленную деревянную параллельных, т.е равноудаленных, непересекающихся друг с другом линий. Рейсмус состоит из корпуса, который имеет технологические отверстия и двух направляющих стержня с имеющимися на окончаниях каждого чертилок, для выполнения линий.
Линейка – разметочный инструмент, служащий для точного определения длины, ширины и высоты изделия, согласно чертежу или эскизу изделия. Все выполняемые замеры и переносы их на заготовку изделия по международной системе измерения определены в миллиметрах.
Столярный угольник – разметочный инструмент, служащий для выполнения перпендикулярных ( линий которые обращены друг относительно друга под углом в 90 градусов, т.е под «прямым» углом). Угольник состоит из колодки и пера.
Разметочный циркуль – разметочный инструмент, служащий для нанесения окружностей или радиусных сопряжений на заготовку. В данном случае циркуль применяется для переноса размеров с чертежа или эскиза через линейку на поверхность заготовки.
Шаблон – самое распространенной приспособление, которое служит для быстрого нанесения разметки на поверхность изделия. Преимущество данной разметки – экономия времени. Недостатки – большая погрешность в нанесении разметки, которая в последствии может повлиять на качество выполняемой работы, а также и всего изделия в целом.