Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Составление композиций из деталей разных форм»

Цель: формирование умения пользоваться шаблонами разной формы, закрепление умений: резать ножницами по разным линиям, наклеивать детали на поверхность.
Целевые установки урока
Предметные
-показать необходимость экономной разметки;
- учить контролю точности разметки прикладыванием шаблона;
-совершенствовать умение резать бумагу ножницами по размеченным линиям;
-учиться наклеивать детали на всю поверхность;
-совершенствовать умение определять конструктивные особенности изделия и технологии его изготовления;
-вспомнить и использовать законы композиции;
-закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
-исследовать материалы и отбирать те, из которых могут быть изготовлены шаблоны (картон и другие плотные материалы);
-сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм;
-анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
-работать по готовому плану;
-отбирать необходимые материалы для композиций;
-изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
-осуществлять контроль по шаблону;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);
-обобщать (называть то новое, что освоено).
Личностные
-чувствовать удовлетворённость от сделанного или созданного ребёнком самостоятельно для родных, друзей, других людей, себя.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
На доске размещены слова: «хочу», «могу», «умею», «делаю».
Ребята, дополните данные слова, чтобы получились пожелания на сегодняшний урок труда.
«Хочу» – я хочу пожелать вам увеличить объем ваших знаний в полтора раза.
«Могу» – сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
«Умею»– мы с вами умеем применять полученные знания в практической деятельности.
«Делаю» – делаем себе установку: «У меня сегодня все получится!»
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
-Вспомните тему прошлого урока: «Преобразование правильных форм в неправильные».
-Какие многоугольники называются правильными, а какие неправильными?
-Расскажите, как правильные формы можно преобразовать в неправильные и наоборот.
-Как можно квадрат превратить в треугольник, в прямоугольник. Как треугольник превратить в трапецию?
Сегодня вы узнаете, для чего вы учились преобразовывать разные формы фигур. Тема урока: «Составление композиций из деталей разных форм».
Сформулируйте задачи урока.
3. Повторение пройденного материала.
-Давайте повторим несколько изученных ранее понятий.
-Что такое композиция?
Композиция это расположение частей, разных по форме и цвету, в рисунке, украшающем любое изделие, поделку.
Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
-Посмотрите на слайд. Определите, какой буквой обозначен орнамент. Объясните свой выбор.
СЛАЙД 1.
Для того, чтобы определить, что вы будете сегодня изготавливать, предлагаю разгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружить будешь с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга).
-Кто любит читать книги?
- Ребята, как вы отмечаете ту страницу, на которой остановились?
- Есть ли у вас закладки. Какие они? Из какого материала сделаны?
-Какую функцию выполняют закладки?
Люди придумали закладки давно, понимая ценность книг и важность бережного отношения к ним. Книжные закладки появились больше 700 лет назад. Делались они из кожи и велюра, позже из ткани и плотной бумаги. Каких только закладок не было- шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев.
Большой популярностью пользовались закладки из ткани. Предлагались закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочувствия. Большинство закладок изготовлялись вручную и стоили очень дорого, поэтому их берегли.
СЛАЙД 2.
-Кто-нибудь догадался, какое изделие мы сегодня будем делать?
Сегодня вам предстоит составить композиции для изготовления авторских закладок, используя детали разных форм.
Закладка – ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу. Закладка может быть куплена в магазине, а может быть сделана своими руками. Она может быть из бумаги, из ниток, ткани, из металла. В нашем случае основой будет картон и бумага.
4. Творческая деятельность.
Переходим к практической деятельности.
Посмотрите на слайд. Вот такие варианты закладок вы можете сделать самостоятельно.
СЛАЙД 3.
-Какие материалы использованы для их изготовления?
- Каким инструментом мы будем пользоваться на уроке? Вспомните технику безопасности при работе с ножницами.
- При помощи чего соединим детали в аппликации?
- Из каких деталей состоит закладка?
- Сколько квадратов на закладке? Сколько кругов?
-Можно ли использовать другие фигуры для составления орнамента?
-Итак, для того, чтобы сделать закладку, нужно следовать такой последовательности:
1.Подготовим из картона основу закладки.
2. Используя шаблон подготовим квадраты, круги, треугольники.
3. Расположим все детали на основу без клея.
4. Приклеим на основу закладки.
5. Выполним аппликацию.
6. Проведем самоконтроль
СЛАЙД 4.
Но сначала я приглашаю вас на нейрогимнастику. Смотрим видео и повторяем упражнение.
https://dzen.ru/video/watch/64184b5c74aa556b95ff0e17
А теперь приступайте к творческой деятельности.
Музыкальное сопровождение:
https://vk.com/wall-147635047_283599?ysclid=mcwzdw7kyn89176336
5. Подведение итогов урока.
Ребята, подведем итоги работы. На партах у вас лежат листочки, на которых изображена пирамида. У пирамиды 3 уровня.
ПИРАМИДАDOCX / 109.05 Кб
Верхний уровень означает, что на уроке вам всё понравилось, у вас получилось аккуратное завершённое изделие. Средний уровень - урок вам понравился, изделие вы завершили, но оно получилось не очень аккуратным, а нижний уровень будет обозначать, что на уроке у вас возникали трудности и вы не успели завершить изготовление своего изделия. Закрасьте один из уровней пирамидки.
Я вижу, что у большинства всё отлично получилось и вам понравилась ваша работа на уроке. Значит, урок проведен не зря.
Источники:
Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.
Картинки:
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Гроссман Елена Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Марьяна Олеговна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна