12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Этника2711231
Россия, Алтайский край, Барнаул

Викторина
PPTX / 372.13 Кб

/data/files/a1600602879.pptx (Викторина)


Кроссворд
PPTX / 368.91 Кб

/data/files/k1600602902.pptx (Кроссворд)


Физминутка
MP3 / 4.6 Мб

/data/files/c1600602938.mp3 (Физминутка)Тема урока: Произведения фольклора. Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: Создание условий для повторения и закрепления понятия «былина», учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и определять ее особенности.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

научить читать былины;

Познакомиться со старинными словами;

закрепить представление о жанрах фольклора;

закрепить понятие «былина»;

закрепить умение определять основную мысль былины.


Организовать деятельность по чтению былины;

Сформулировать определение, былина.


высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формировать умение   планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о главной мысли былины, находить поучительный смысл.


Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения


развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).


контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;



Тип урока: получение новых знаний


Оборудование: авторские презентации: викторина, содержащая вопросы по содержанию произведения, кроссворд, содержащий устаревшие слова; наглядное пособие по УНТ (ромашка с жанрами)


Источники информации:


Для учителя

Для  обучающихся

Методические рекомендации программы,

реализация ЦОС, интерактивной доски

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.; М., «Вентана – Граф», 2013;




Описание этапов урока


Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Быть должны всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно – под рукой!

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II.

Мотивация учебной деятельности

На доске приклеена ромашка, на лепестках которой написаны жанры устного народного творчества, перевернутые во внутрь.

Рассмотрите цветок на доске. Как вы думаете, что должно быть написано на его лепестках?

Назовите основные жанры фольклора.



Дети называют жанры, учитель переворачивает лепестки ромашки



t1600602842aa.jpg



Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Три богатыря»

t1600602842ab.jpg



Кто изображен на картине?





В каком жанре устного народного творчества встречаются эти персонажи?



Сформулируйте тему урока


Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы




На лепестках должны быть написаны жанры фольклора.


Сказка, загадка, былина, пословица, закличка, песня, потешка…



























В центре Илья Муромец, слева Добрыня Никитич, справа Алеша Попович.




Персонажи встречаются в былинах.



Былины и их герои.


Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные: 

Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.





III. Актуализация новых знаний

Сегодня вы познакомитесь с былиной, которая называется «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Работа с учебником.

Откройте учебники на с. 57.

Мы уже знакомы с былинами «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Посмотрите на текст былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Что вы заметили в изложении текста?

Послушайте, как надо читать такую былину.

Слушание.

Работа с текстом.

На какие основные части можно разделить текст былины?

Давайте озаглавим эти части.













Давайте прочитаем, о чем говорится в первой части былины.

Прочитайте содержание второй части.

О чем сказано в третьей части? Прочитайте.

Чем заканчивается былина?

Какие слова вам показались непонятными?

Как называются слова, которые мы больше не используем в своей речи?

В словаре, на с. 63 вы найдете пояснения непонятных слов. Прочитайте про себя значения устаревших слов.

Чему учит нас это произведение фольклора?















Текст написан как песня или стихи.







Текст былины можно разделить на четыре части.


Первая часть «Три пути у горючего камня»


Вторая часть «Встреча с князем Владимиром»


Третья часть «Застолье»


Четвертая часть «Битва Алеши с Тугариным Змеевичем»


Чтение произведения по частям.











Называют устаревшие слова.


Такие слова называются устаревшими.









Высказывают свои мысли, формулируют выводы.


Личностные:  построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.




IV. Физминутка

Инструментальное сопровождение.




V. Закрепление новых знаний

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, которая поможет запомнить ключевые моменты былины. (презентация № 1)

Как назывался славный красный город, из которого выехали два богатыря?

Что лежало промеж трех дорог?

Куда лежала первая дорога?

Куда лежала вторая дорога?

Куда лежала третья дорога?

Какой дорогой поехали Алеша Попович и Яким Иванович?

Кто правил в городе Киеве?

Куда сел Алеша Попович, когда князь Владимир пригласил богатырей к столу?

Как Алеша назвал Тугарина Змеевича?

Почему он так назвал Тугарина Змеевича?

Что сделал Тугарин Змеевич в ответ на такие слова?

Почему Алеша Попович не позволил Якиму Ивановичу бросить кинжал в Тугарина Змеевича?

Как сражались Алеша Попович и Тугарин Змеевич?

Кто одержал победу?

Как встретил Алешу Владимир-князь?

Давайте проверим, как вы запомнили значения устаревших слов.

Разгадайте кроссворд.

(презентация № 2)

Как называется брус, который располагается в стороне от стола?

Быль, то, что было на самом деле.

Народное название былины.

Повод, за который привязывают коня. Кстати, он и сейчас так называется.

Приемный зал в княжеских хоромах.

Большой ломоть хлеба.

Прекрасно!








Отвечают на вопросы викторины.












































Разгадывают интерактивный кроссворд.
















Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

VI. Итог

Сегодня мы вспомнили, какие бывают жанры фольклора, познакомились еще с одной былиной, научились ее правильно читать, познакомились с устаревшими словами.

Записывают домашнее задание

Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности

VII. Рефлексия

С каким жанром фольклора вы сегодня работали?


Зачем нужны былины?

Кто автор былин?

Что нужно знать, чтобы правильно читать былину?

я узнал…

я научился…

мне было трудно…

мне было интересно…


-рассуждают,

- отвечают на вопросы,

-дают самооценку результатам своей работы.



Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:  формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.






6


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 20.09.20 в 18:20 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и полезный ресурс!
Этника27, 22.09.20 в 05:13 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.