Конспект урока внеклассного чтения во 2 класса «Образ птицы в устном народном творчестве»
Минеева Ольга Илларионовна,
учитель начальных классов МБОУ МСШ,
г. Саяногорск, Республика Хакасия
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе
с использованием регионального компонента
(хакасская народная сказка «Петух и Тетёрка»)
Тема: Образ птицы в устном народном творчестве
Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадками, пословицами, песнями, сказками), прославляющими образ птицы, помочь осознать роль птицы для населения страны; развивать речь детей, её эмоциональную сторону, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения; воспитывать любовь к родине, родной природе.
Планируемые результаты: |
||
предметные: знать народные сказки о животных и птицах; отвечать на вопросы по содержанию |
метапредметные: определять учебную задачу урока, планировать её выполнение; находить в тексте ответы на вопросы. |
личностные: ценить в окружающих доброе отношение, честность и трудолюбие. |
Оборудование: разрезные карточки с текстом загадки, рисунки детей к прочитанным сказкам («Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля», «Жар-птица», «Петушок- золотой гребешок», «Ворона и рак»), тексты хакасской сказки «Петух и Тетёрка» для каждого ученика, картинки их жизни хакасского народа, картинки о орнаментами одежды русского и хакасского народа, картинки с Праздника «Встреча весны», экран для рефлексии.
Ход урока.
Организационный момент.
Этап актуализации знаний и постановка проблемы:
Вёрст не считала, |
По лесу летало, |
|
По дорогам не ездила, |
В воду упало, |
|
А за морем побывала. |
Да не утонуло. |
|
Уч: Наш урок начнём с загадок. Их две, но отгадка одна. Соберите свою загадку, разгадайте её. (Дети каждого ряда собирают текст загадки, размещённый на полосках и отгадывают его)
Уч: О чём пойдёт речь на нашем уроке? Какую проблему мы с вами поставим на уроке? (дети обсуждают проблему урока)
Почему в народных сказках часто использовался образ птицы? |
Уч: Чтобы решить эту проблему, давайте составим план нашего урока: пронумеруйте этапы нашего урока. (Дети совещаются и расставляют номера 1, 2,3,4 по этапам урока)
2. |
Получаем новые знания. |
1. |
Вспоминаем то, что знаем. |
4. |
Делаем выводы. |
3. |
Применяем новые знания. |
III. Открытие новых знаний.
Уч: Что вы знаете о птицах? (Есть дикие, есть домашние. Есть перелётные, есть зимующие. Домашние птицы используются человеком для жизнедеятельности.)
Уч: Какие сказки о птицах читали? Какого народа эти сказки?
О каких птицах прочитали? (Во время опроса учитель обращается к выставке рисунков детей к прочитанным сказкам)
Уч: О каких птицах из прочитанных сказок можно сказать?
доверчивый
мудрый
сильный
благодарный
свободолюбивый
справедливый
Уч: Почему же люди с давних времён обратили внимание на птиц? Что в них людям особенно нравилось и привлекало?
( После ответов детей учитель сообщает детям информацию)
Уч: Ещё в далёкой древности людям хотелось быть свободными от своих мирских забот как птицам, подняться высоко над землёй от своих проблем, увидеть всю нашу планету с высоты птичьего полёта всю, цельно. Они верили, что самые красивые птицы приносят удачу. Так в народе появились сказки о Птице счастья, о Жар-птице.
IV. Применение новых знаний. Знакомство с хакасской народной сказкой «Петух и Тетёрка»
Установка перед чтением.
Уч: Прочитайте сказку самостоятельно и подумайте, какого народа эта сказка. А чтобы вам было легче догадаться, попробуйте во время чтения подчеркнуть слава, характерные для этого народа.
(Дети самостоятельно читают сказку, выделяют слова, определяют принадлежность хакасскому народу. В случае затруднения на доске помещаются слова УЛУС, СТЕПЬ, БАЙ, ЛОШАДЬ. Также помещаются картинки из жизни хакасского народа.)
2. Чтение сказки с попутным комментированием.
Петух и Тетёрка
Уч: Как вы думаете, почему такие разные птица как Тетёрка и Петух жили вместе? (Птицы соединяют жизнь народов разной национальности как символ миролюбия и добродушия)
Жили в степи Петух и Тетёрка. Много ли, мало ли они там прожили – кто об этом знает? Тетёрка снесла семь яиц, вывела семь цыплят. Кормить, поить их надо, а корму-то и не было.
Однажды ночью лежал Петух рядом с Тетёркой. Оба были голодные, и птенцы были голодные, попискивали во сне. Сказал Петух подруге своей:
Пойдём в улус. Там на току найдём зёрнышки.
Нет, - сказала Тетёрка, - лучше полетим в березняк, почки поклюём.
Утром полетели они в березняк. А в это время серый волк с куцым хвостом рыскал голодный по степи и наткнулся на гнездо с цыплятами. Обрадовался волк, открыл пасть и целиком цыплят проглотил.
Прилетели вечером Петух с тетёркой, увидели пустое гнездо и заплакали с горя. Так проплакали они всю ночь. На другое утро снова полетели в березняк почек поклевать.
Если бы мы жили здесь, на берёзах, не съел бы серый волк наших детей,- жаловалась Тетёрка. Петух промолчал и думал про себя «Волк бы не съел, так ястреб бы заклевал. Надо в улусе жить. Там люди в обиду не дадут»
Долго ли, коротко так прожили они – кто об этом знает? Прилетели они как-то в улус и опустились во двор одной вдовы. Ходят по току, клюют зёрна. Увидела их вдова, обрадовалась. Голый двор у неё – ни птицы, ни овцы. Только и была в хозяйстве ручная мельница. Ею и кормились вдова с малолетним сыном. Стал по утрам хозяйку Петух будить, и повеселело на сердце у вдовы, стало не так одиноко на дворе у неё.
На краю того же улуса жил бай. Не знал он счёта своим табунам, отары его, как степи не охватишь взглядом. Но всё ему было мало. Услышал бай, что есть у вдовы ручная мельница и что и что ходят к ней бедняки молотить зерно. Раз ходят к ней, значит, не идут к нему. Невыгодно, когда к другому ходят. Стал бай требовать, чтобы продала вдова ему свою мельницу.
Долго ли не соглашалась вдова – кто об этом знает? Известно, что захотел богатый, то и добьётся. Время такое было. Продала вдова мельницу. Деньги прожила. Есть было нечего. Взяла она сынишку за руку и пошла в улус собирать милостыню.
Уч: Почему же опять в жизни главных героев начались трудности и лишения? (Жизнь птиц, животных и людей взаимосвязана. Нарушил человек гармонию природы – начались беды).
Смотрите, - толковали люди в улусе, - обманул купец бедную вдову, забрал у неё мельницу. Ой, люди добрые, не пройдут ему даром страдания горемычной вдовы.
Кончилась спокойная жизнь и у Петуха с тетёркой. Не стало зерна на току. Стали они снова голодать. Подумал тогда Петух: «Что же это такое? В степи серый волк житья не даёт, а здесь бай…»
Полетел Петух, спустился возле байского дома, закричал, закукарекал:
-Ку-ка-ре-ку!.. Эй, ты, бай, верни-ка нашу ручную мельницу. Вдова с сынишкой и я с Тетёркой – голо-о-д-ные-е…
Рассердился бай.
- Изловите этого Петуха-крикуна, - приказал он своим батракам, - бросьте его к лошадям, пусть его лошади до смерти затопчут.
Уч: Почему именно Петух решил заступиться за вдову? (Всегда у любого народа есть защитники бедных. У хакасов – это Петух, который не побоялся сказать баю правду. Он заступился за вдову с сынишкой, за Тетёрку).
Батраки поймали и бросили Петуха к лошадям. Петух и там продолжал кричать:
- Ку-ка-ре-ку!.. Жадный бай, неси мельницу. Бедная вдова с сыном и я с моей тетёркой от голода стра-а-да-ем!
Приказал купец своим батракам:
- Бросьте этого крикуна к коровам. Пусть его коровы до смерти забодают.
Бросили батраки Петуха в коровник. Он и там кричит.
- Бросьте этого крикуна в горящую печку. Пусть он там изжарится, и я его съем!..- распорядился бай.
Поймали батраки Петуха и бросили его в печку. Опалился Петух и изжарился. Тогда вытащил его бай и начал есть. Петух был худой да жилистый, насилу проглотил бай последний кусок, а уж Петух в его животе ещё пуще начал орать.
Обезумел бай от злости и приказал батракам:
- Бейте меня по животу, чтобы он там издох, этот проклятый Петух. Ничем его не угомонишь.
Много ли, мало ли били батраки по байскому животу – кто об этом знает?.. Били, били, живот ему и распороли. Умер бай.
Уч: За что же бай лишил себя жизни? (Бай вмешался в ход естественных событий, лишая жизни Петуха и этим сделал вред себе)
Выскочил Петух из его живота, зацепил мельницу лапками и полетел ко вдовьему двору. Летит и видит: куцехвостый волк за козами гоняется.
«Бая уморил, дай - ка и тебя доконаю», - разошёлся Петух и отпустил мельницу. Мельница упала на волчью спину, и из него с шумом вылетели семь цыплят…
Вдова с сыном получили свою мельницу, стали жить в достатке. Снова на току зерно появилось. Тетёрка с Петухом своих цыплят вырастили. А про жадного бая никто и не вспомнил в улусе.
Уч: Чему же учит эта сказка? (Зло наказуемо. Каждый отвечает за свои поступки. Торжество добра и справедливости)
Уч: А почему же главные герои сказки именно птицы? (Хакасы считают птиц мудрыми, потому что они высока и далеко летают)
Уч: Свои думы о хорошей жизни народ выражал в орнаментах, костюмах, песнях.
Рассматривание репродукций народных орнаментов русских и хакасов, прослушивание русских народных песен-веснянок
Уч: Какие птицы встречаются в этих песнях? (жаворонки, кулики) С какой просьбой к ним обращались люди? (Позвать весну – символ пробуждения природы после зимнего сна)
Уч: У русского народа есть обряд – зазывать в конце зимы к себе птиц. Для этого к канун дня Сорока мучеников из хлебного теста пекли «жаворонков» и посылали их в гостинец всем своим родным. А в каждом жаворонке был сюрприз: если обнаружилась крупа – это к сытой жизни, к урожаю в новом году, если денежка – к богатству, а если пуговица – быть обновке.
Уч: Как вы думаете, исполнили ли птицы просьбы людей, с которыми они обращались к ним в закличках и песнях? (Да, выполнили)
Уч: Давайте и мы с вами обратимся к птицам со своими просьбами. (Дети берут фигурки птиц и на них пишут свои просьбы и желания).
V. Рефлексия
Уч: Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке (Дети продолжают предложения из Экрана рефлексии):
Научились….
Мне было интересно…
Узнали….
Мне было трудно …
Понравилось….
Расскажу дома …..
Я выполнял (а) задания ….
Меня удивило …
Мне захотелось…
Уч: А теперь возьмите ваших птичек и расположите на веточках выбранного дерева:
У меня всё получилось на уроке |
У меня не всё получилось на уроке |
У меня мало что получилось на уроке |
VI. Итог урока:
Уч: А теперь вернёмся к проблеме нашего урока:
Почему в народных сказках часто использовался образ птицы? |
Уч: Удалось ли нам найти ответ на этот вопрос? Ответы детей: простые люди верили , что птицы приносят счастье, считали их мудрыми, потому что они высоко и далеко по свету летают; старались разводить домашних птиц – для дохода и достатка)
Уч: Праздник встречи весны описан в другой русской народной сказке в обработке В. Даля «Снегурочка» Найдите её и прочитайте.
Белавина Виталина Николаевна
Чабанова Светлана Новомировна
Ильина Оксана Геннадьевна
Шестакова Айгуль Инсафовна