12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Минеева Ольга376
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
12

Конспект урока внеклассного чтения во 2 класса «Образ птицы в устном народном творчестве»

Минеева Ольга Илларионовна,

учитель начальных классов МБОУ МСШ,

г. Саяногорск, Республика Хакасия

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе

с использованием регионального компонента

(хакасская народная сказка «Петух и Тетёрка»)

Тема: Образ птицы в устном народном творчестве

Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадками, пословицами, песнями, сказками), прославляющими образ птицы, помочь осознать роль птицы для населения страны; развивать речь детей, её эмоциональную сторону, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения; воспитывать любовь к родине, родной природе.

Планируемые результаты:

предметные:

знать народные сказки о животных и птицах;

отвечать на вопросы по содержанию

метапредметные:

определять учебную задачу урока, планировать её выполнение;

находить в тексте ответы на вопросы.

личностные:

ценить в окружающих доброе отношение, честность и трудолюбие.

Оборудование: разрезные карточки с текстом загадки, рисунки детей к прочитанным сказкам («Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля», «Жар-птица», «Петушок- золотой гребешок», «Ворона и рак»), тексты хакасской сказки «Петух и Тетёрка» для каждого ученика, картинки их жизни хакасского народа, картинки о орнаментами одежды русского и хакасского народа, картинки с Праздника «Встреча весны», экран для рефлексии.

Ход урока.

Организационный момент.

Этап актуализации знаний и постановка проблемы:

Вёрст не считала,

 

По лесу летало,

     

По дорогам не ездила,

 

В воду упало,

     

А за морем побывала.

 

Да не утонуло.

     

Уч: Наш урок начнём с загадок. Их две, но отгадка одна. Соберите свою загадку, разгадайте её. (Дети каждого ряда собирают текст загадки, размещённый на полосках и отгадывают его)

Уч: О чём пойдёт речь на нашем уроке? Какую проблему мы с вами поставим на уроке? (дети обсуждают проблему урока)

Почему в народных сказках часто использовался образ птицы?

Уч: Чтобы решить эту проблему, давайте составим план нашего урока: пронумеруйте этапы нашего урока. (Дети совещаются и расставляют номера 1, 2,3,4 по этапам урока)

2.

Получаем новые знания.

1.

Вспоминаем то, что знаем.

4.

Делаем выводы.

3.

Применяем новые знания.

III. Открытие новых знаний.

Уч: Что вы знаете о птицах? (Есть дикие, есть домашние. Есть перелётные, есть зимующие. Домашние птицы используются человеком для жизнедеятельности.)

Уч: Какие сказки о птицах читали? Какого народа эти сказки?

О каких птицах прочитали? (Во время опроса учитель обращается к выставке рисунков детей к прочитанным сказкам)

Уч: О каких птицах из прочитанных сказок можно сказать?

доверчивый

мудрый

сильный

благодарный

свободолюбивый

справедливый

Уч: Почему же люди с давних времён обратили внимание на птиц? Что в них людям особенно нравилось и привлекало?

( После ответов детей учитель сообщает детям информацию)

Уч: Ещё в далёкой древности людям хотелось быть свободными от своих мирских забот как птицам, подняться высоко над землёй от своих проблем, увидеть всю нашу планету с высоты птичьего полёта всю, цельно. Они верили, что самые красивые птицы приносят удачу. Так в народе появились сказки о Птице счастья, о Жар-птице.

IV. Применение новых знаний. Знакомство с хакасской народной сказкой «Петух и Тетёрка»

Установка перед чтением.

Уч: Прочитайте сказку самостоятельно и подумайте, какого народа эта сказка. А чтобы вам было легче догадаться, попробуйте во время чтения подчеркнуть слава, характерные для этого народа.

(Дети самостоятельно читают сказку, выделяют слова, определяют принадлежность хакасскому народу. В случае затруднения на доске помещаются слова УЛУС, СТЕПЬ, БАЙ, ЛОШАДЬ. Также помещаются картинки из жизни хакасского народа.)

2. Чтение сказки с попутным комментированием.

Петух и Тетёрка

Уч: Как вы думаете, почему такие разные птица как Тетёрка и Петух жили вместе? (Птицы соединяют жизнь народов разной национальности как символ миролюбия и добродушия)

Жили в степи Петух и Тетёрка. Много ли, мало ли они там прожили – кто об этом знает? Тетёрка снесла семь яиц, вывела семь цыплят. Кормить, поить их надо, а корму-то и не было.

Однажды ночью лежал Петух рядом с Тетёркой. Оба были голодные, и птенцы были голодные, попискивали во сне. Сказал Петух подруге своей:

Пойдём в улус. Там на току найдём зёрнышки.

Нет, - сказала Тетёрка, - лучше полетим в березняк, почки поклюём.

Утром полетели они в березняк. А в это время серый волк с куцым хвостом рыскал голодный по степи и наткнулся на гнездо с цыплятами. Обрадовался волк, открыл пасть и целиком цыплят проглотил.

Прилетели вечером Петух с тетёркой, увидели пустое гнездо и заплакали с горя. Так проплакали они всю ночь. На другое утро снова полетели в березняк почек поклевать.

Если бы мы жили здесь, на берёзах, не съел бы серый волк наших детей,- жаловалась Тетёрка. Петух промолчал и думал про себя «Волк бы не съел, так ястреб бы заклевал. Надо в улусе жить. Там люди в обиду не дадут»

Долго ли, коротко так прожили они – кто об этом знает? Прилетели они как-то в улус и опустились во двор одной вдовы. Ходят по току, клюют зёрна. Увидела их вдова, обрадовалась. Голый двор у неё – ни птицы, ни овцы. Только и была в хозяйстве ручная мельница. Ею и кормились вдова с малолетним сыном. Стал по утрам хозяйку Петух будить, и повеселело на сердце у вдовы, стало не так одиноко на дворе у неё.

На краю того же улуса жил бай. Не знал он счёта своим табунам, отары его, как степи не охватишь взглядом. Но всё ему было мало. Услышал бай, что есть у вдовы ручная мельница и что и что ходят к ней бедняки молотить зерно. Раз ходят к ней, значит, не идут к нему. Невыгодно, когда к другому ходят. Стал бай требовать, чтобы продала вдова ему свою мельницу.

Долго ли не соглашалась вдова – кто об этом знает? Известно, что захотел богатый, то и добьётся. Время такое было. Продала вдова мельницу. Деньги прожила. Есть было нечего. Взяла она сынишку за руку и пошла в улус собирать милостыню.

Уч: Почему же опять в жизни главных героев начались трудности и лишения? (Жизнь птиц, животных и людей взаимосвязана. Нарушил человек гармонию природы – начались беды).

Смотрите, - толковали люди в улусе, - обманул купец бедную вдову, забрал у неё мельницу. Ой, люди добрые, не пройдут ему даром страдания горемычной вдовы.

Кончилась спокойная жизнь и у Петуха с тетёркой. Не стало зерна на току. Стали они снова голодать. Подумал тогда Петух: «Что же это такое? В степи серый волк житья не даёт, а здесь бай…»

Полетел Петух, спустился возле байского дома, закричал, закукарекал:

-Ку-ка-ре-ку!.. Эй, ты, бай, верни-ка нашу ручную мельницу. Вдова с сынишкой и я с Тетёркой – голо-о-д-ные-е…

Рассердился бай.

- Изловите этого Петуха-крикуна, - приказал он своим батракам, - бросьте его к лошадям, пусть его лошади до смерти затопчут.

Уч: Почему именно Петух решил заступиться за вдову? (Всегда у любого народа есть защитники бедных. У хакасов – это Петух, который не побоялся сказать баю правду. Он заступился за вдову с сынишкой, за Тетёрку).

Батраки поймали и бросили Петуха к лошадям. Петух и там продолжал кричать:

- Ку-ка-ре-ку!.. Жадный бай, неси мельницу. Бедная вдова с сыном и я с моей тетёркой от голода стра-а-да-ем!

Приказал купец своим батракам:

- Бросьте этого крикуна к коровам. Пусть его коровы до смерти забодают.

Бросили батраки Петуха в коровник. Он и там кричит.

- Бросьте этого крикуна в горящую печку. Пусть он там изжарится, и я его съем!..- распорядился бай.

Поймали батраки Петуха и бросили его в печку. Опалился Петух и изжарился. Тогда вытащил его бай и начал есть. Петух был худой да жилистый, насилу проглотил бай последний кусок, а уж Петух в его животе ещё пуще начал орать.

Обезумел бай от злости и приказал батракам:

- Бейте меня по животу, чтобы он там издох, этот проклятый Петух. Ничем его не угомонишь.

Много ли, мало ли били батраки по байскому животу – кто об этом знает?.. Били, били, живот ему и распороли. Умер бай.

Уч: За что же бай лишил себя жизни? (Бай вмешался в ход естественных событий, лишая жизни Петуха и этим сделал вред себе)

Выскочил Петух из его живота, зацепил мельницу лапками и полетел ко вдовьему двору. Летит и видит: куцехвостый волк за козами гоняется.

«Бая уморил, дай - ка и тебя доконаю», - разошёлся Петух и отпустил мельницу. Мельница упала на волчью спину, и из него с шумом вылетели семь цыплят…

Вдова с сыном получили свою мельницу, стали жить в достатке. Снова на току зерно появилось. Тетёрка с Петухом своих цыплят вырастили. А про жадного бая никто и не вспомнил в улусе.

Уч: Чему же учит эта сказка? (Зло наказуемо. Каждый отвечает за свои поступки. Торжество добра и справедливости)

Уч: А почему же главные герои сказки именно птицы? (Хакасы считают птиц мудрыми, потому что они высока и далеко летают)

Уч: Свои думы о хорошей жизни народ выражал в орнаментах, костюмах, песнях.

Рассматривание репродукций народных орнаментов русских и хакасов, прослушивание русских народных песен-веснянок

Уч: Какие птицы встречаются в этих песнях? (жаворонки, кулики) С какой просьбой к ним обращались люди? (Позвать весну – символ пробуждения природы после зимнего сна)

Уч: У русского народа есть обряд – зазывать в конце зимы к себе птиц. Для этого к канун дня Сорока мучеников из хлебного теста пекли «жаворонков» и посылали их в гостинец всем своим родным. А в каждом жаворонке был сюрприз: если обнаружилась крупа – это к сытой жизни, к урожаю в новом году, если денежка – к богатству, а если пуговица – быть обновке.

Уч: Как вы думаете, исполнили ли птицы просьбы людей, с которыми они обращались к ним в закличках и песнях? (Да, выполнили)

Уч: Давайте и мы с вами обратимся к птицам со своими просьбами. (Дети берут фигурки птиц и на них пишут свои просьбы и желания).

V. Рефлексия

Уч: Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке (Дети продолжают предложения из Экрана рефлексии):

Научились….

Мне было интересно…

Узнали….

Мне было трудно …

Понравилось….

Расскажу дома …..

Я выполнял (а) задания ….

Меня удивило …

Мне захотелось…

Уч: А теперь возьмите ваших птичек и расположите на веточках выбранного дерева:

У меня всё получилось

на уроке

У меня не всё получилось

на уроке

У меня мало что получилось на уроке

VI. Итог урока:

Уч: А теперь вернёмся к проблеме нашего урока:

Почему в народных сказках часто использовался образ птицы?

Уч: Удалось ли нам найти ответ на этот вопрос? Ответы детей: простые люди верили , что птицы приносят счастье, считали их мудрыми, потому что они высоко и далеко по свету летают; старались разводить домашних птиц – для дохода и достатка)

Уч: Праздник встречи весны описан в другой русской народной сказке в обработке В. Даля «Снегурочка» Найдите её и прочитайте.

Опубликовано


Комментарии (4)

Белавина Виталина Николаевна, 08.06.17 в 15:55 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличный урок!
Чабанова Светлана Новомировна, 08.06.17 в 20:39 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок! Спасибо!
Ильина Оксана Геннадьевна, 09.06.17 в 12:44 0Ответить Пожаловаться
Ольга,мне понравился Ваш урок ! Большое спасибо!

Шестакова Айгуль Инсафовна, 30.06.17 в 08:43 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок,молодец!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.