Конспект урока математики в 5 классе по теме «Уравнения»
Конспект урока по теме «УРАВНЕНИЯ». 5 класс.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока: актуализировать и закрепить знания обучающихся об уравнениях, полученные в начальной школе; развивать вычислительные навыки, мышление.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить правила нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.
2. Продолжить работу по формированию навыков решения простых уравнений.
3. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.
4. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность, патриотизм, любовь к Родине.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: определение цели и задачи урока, осознание практической важности изучаемой темы.
Познавательные: использование научных методов познания, умение делать выводы.
Регулятивные: умение определять и сохранять цель, контролирование и оценивание свой работы и полученного результата.
Коммуникативные: восприятие мнения других людей, умение выражать свою точку зрения.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
- Проявляют интерес к теме урока.
- Активно участвуют в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитию необходимых умений.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.
познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.
коммуникативные : учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.
Предметные результаты
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами.
- Находить неизвестный компонент равенства.
- Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами).
Методы, используемые в ходе урока:
Словесные: беседа, объяснение, чтение.
Наглядные: компьютерная презентация, видеоролики.
Практические: выполнение устных и письменных заданий.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.
Педагогические технологии, применяемые на уроке: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровье-сберегающие технологии.
Место урока в системе уроков: второй урок в системе уроков по теме «Уравнение».
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
Актуализация знаний – 10 мин.
Обобщение и систематизация знаний – 3 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Применение знаний и умений – 7 мин.
Контроль усвоения знаний и умений – 12 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания – 2 мин.
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, акцентирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Хорошего вам настроения» | Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | ||||||||||||
2. Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: Мотивация к учебной деятельности. | Учитель достает большой конверт, в котором лежат слова: - уменьшаемое; - решить; - равенство; - корень; - слагаемое. И ребус . Предлагает ученикам прочитать слова и разгадать ребус. Ребята, как Вы думаете, к какой теме относятся эти понятия? Предлагает ученикам сформулировать тему урока. - Итак, тема сегодняшнего урока «Уравнение». -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока? Давайте сформулируем ее. | Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. Формулируют тему урока, цели и задачи. Записывают тему в тетрадь. | ||||||||||||
3. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация знаний, совершенствовать вычислительные навыки, сформулировать правила нахождения неизвестных компонентов уравнения. Проверить умение решать простые уравнения. | Задание 1: «Интеллектуальная разминка», в ходе которой проверяется теоретический материал прошлого урока: Установи соответствие:
Задание 2: Подчеркните красным карандашом записи, которые являются уравнениями: Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (На слайде выводятся правильные ответы). - По каким признакам вы установили, где записаны уравнения? - Что значит «решить уравнение» ? - Что такое «корень уравнения» Задание 3: Проверьте, правильно ли решены уравнения, если нет, то исправьте решение: 5) х : 15= 60 6) 19 * m = 76 х = 60 : 15 m = 76 : 19 х = 4 m = 4 Ответ: 4 Ответ: 4 - Какие правила вы использовали при проверке решений? | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: -вспоминают основные теоретичекие , касающиеся уравнений; Записывают свои ответы -выполняют задания - осуществляют взаимопроверку 1 и 2 задания - учащиеся анализируют свою работу. Проверяют решение уравнений, если решены неверно, то исправляют решение. Записывают исправленные решения на доске. Формулируют правила нахождения неизвестного компонента в уравнении | ||||||||||||
4. Обобщение знаний и умений. | Задание 4: Составить алгоритм решения уравнения (на основе самоанализа выполненных заданий обучающиеся составляют алгоритм решения уравнений). | Формулируют алгоритм решения линейного уравнения: Записать уравнение Выяснить какой компонент неизвестен Применить правило нахождения неизвестного компонента Найти корень уравнения Сделать проверку Записать ответ. | ||||||||||||
5. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, даёт рекомендации по выполнению. Включает видеоролик «Физминутка» | Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук, шеи и плеч. | ||||||||||||
6. Применение знаний и умений. Цель этапа: проверка уровня сформированности навыка применения знаний. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Задание 5: составьте по рисунку три разных уравнения и решите их. | Выполняют задание в парах - составляют уравнения по рисунку, решают эти уравнения с последующей проверкой. | ||||||||||||
7. Контроль усвоения знаний и умений. Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний. | -Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу. Задание 6: Решите уравнения. Первую цифру ответа каждого уравнения замените буквой и прочтите слово: 1. а) 124 + y = 212 б) а – 458 = 245 в) 2064 – в = 1398 г) х : 18 = 23 д) 1092 : m = 12 4. Ш 6. Ё 7. Л 8. А 9. А
а) б) в) г) д) - Какого защитника Земли русской вы знаете с таким именем? - А знаете ли вы современных героев СВО, связанных с именем «АЛЁША»? - Бойцы знаменитого экипажа танка Т - 80 «Алеша»: старший лейтенант Расим Баксиков, лейтенант Александр Леваков, ефрейторы Филипп Евсеев и Алексей Неустроев удостоены звания Героя России за совершенный ими подвиг 6 июня 2023 года на одном из направлений к населённому пункту Новодаровка. Медалью «За отвагу» награжден ефрейтор Илья Гаврилов. Короткий рассказ о подвиге бойцов. https://youtu.be/gCKwbj5sx7o?si=86XLYOVcCXmhjJ9j Для нас ребята стали примером мужества, отваги и любви к Родине. | Работают в парах. Решают уравнения. Устанавливают соответствие. Получают слово «АЛЁША» - Алеша Попович – русский богатырь. (коротко рассказывают о богатыре) Высказывают свои предложения. Испытывают чувство гордости за свою Родину, за защитников Родины. | ||||||||||||
7. Рефлексия. Цель этапа: Самооценка собственной деятельности. | -Какую цель ставили? -Удалось ли решить поставленные задачи? Предлагает ученикам закончить предложения: -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты, а также оценить работу своих одноклассников. Выставляет оценки. Предлагает нарисовать в тетради каждому смайлик, отражающий эмоциональное состояние во время урока. | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. Оценивают сами свою работу. Ставят оценки друг другу. Ученики показывают смайлики. | ||||||||||||
8. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. | Учитель предлагает домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание П.10, 18, № 270, № 458(1,2,5,6) |