Конспект урока (внеурочного занятия: учебный проект «Белые памятные журавлики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района, Алтайского края
«Конспект урока (внеурочного занятия)»
Тема: учебный проект «Белые памятные журавлики»
учитель начальных классов
Карташова Наталья Анатольевна
Пояснительная записка
Данное занятие является составной частью рабочей программы «Спешим делать добро» разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Социальное творчество» (Д.В. Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова, Москва, Просвещение, 2011г.). Общий объем учебного времени составляет 135 часов (34 недели в 1-2 классе и 34 недели во 3-4 классах по 1 часу в неделю).
Группа состоит из 12 младших 3-4 классов 9-11 лет. Все дети заинтересованы в посещении занятий. С удовольствием участвуют в деятельности кружка: подготовке и проведении праздников, конкурсов, викторин и др. мероприятиях. Благодаря проведенным занятиям, мероприятиям, проектам в группе складывается благоприятная атмосфера. Дети дружелюбны, внимательны друг к другу. На занятиях любят рисовать, проводить самостоятельные исследования, готовить проекты, несколько учащихся совместно с руководителем оказывают волонтёрскую помощь пожилым жителям села. Большинство детей общительны и активны.
Урок включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. На каждый момент занятия были подготовлены слайды (презентация к занятию), которые стимулировали и активизировали детей к деятельности.
Беседа, выявление проблемы, постановка целей и задач, выступление учащихся с ранее подготовленным материалом по теме занятия, просмотр видеоролика по теме, работа с творческой частью проекта, динамическая физминутка, позволяющая избежать утомляемость детей. Четко организованная работа приводит к полной реализации проекта.
Для подготовки к занятию, детям ранее были даны вопросы-задания исследовательского и поискового направления, на которые они должны были самостоятельно найти ответы, работая с разными источниками информации (книги, энциклопедии, интернет-ресурсы, сборников стихотворений, пословиц и поговорок). Готовясь к этому занятию, учащиеся проделали огромную работу: изучили историю праздника Белых Журавлей, узнали почему именно журавль является символом праздника, познакомились с историей маленькой девочки СадакоСасаки, историей оригами и методикой работы в данной технике, с историей создания песни «Журавли» и с жизнью и творчеством её авторов (Расула Газматовича Гамзатова, Наума Исаевича Гребнева, Яна Абрамовича Френкеля) и первым исполнителем Марком Наумовичем Бернесом. Провели анкетирование среди учащихся средних классов и учителей по теме «Кто знает о символе «Белый журавль»». Подобрали материал о памятниках журавлям, установленных в разных странах мира, посвящённых воинам, сделали подборку стихов, песен о журавлях. В результате проделанной работы и подготовке занятия получился проект, который учащиеся назвали «Белые памятные журавлики».
Паспорт внеурочного занятия
Автор внеурочного занятия Карташова Наталья Анатольевна | |
Направление | Социальное |
Вид | информационно-творческий |
Название школы | МБОУ «Малоенисейская СОШ» |
Описание учебного проекта | |
Название темы учебного проекта | Социальный учебный проект «Белые памятные журавлики» |
Краткое содержание проекта | Проект направлен на развитие у детей самостоятельности, любознательности, активности и формированию поисковых и исследовательских качеств школьников |
Предмет | Внеурочный кружок «Спешим делать добро» |
Форма проведения | Групповая, частично – поисковая, фронтальная, творческая |
Класс | 3-4 |
Продолжительность проекта | Краткосрочный (1 занятие) |
Основа проекта | Образовательные стандарты. ФГОС НОО |
Дидактические цели, ожидаемые результаты обучения | - формирование у учащихся гордости за свою Родину; - воспитание патриотизма; - формирование нравственных ценностей; - развитие любознательности, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; - формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; - систематизирование и оформление собранного материала; - выполнение творческого задания |
Основополагающий вопрос. Проблема | Смогут ли учащиеся самостоятельно применяя поисковые и исследовательские навыкис предварительной подготовкойсобрать информацию по теме, закрепить свои знания выступлением на занятии и выполнить аппликацию «Белые памятные журавлики» по технике оригами, создать единую композицию для оформления зала в МБОУ «МалоенисейскаяСОШ» для мероприятия на 9 мая и 22 октября |
План оценивания | Во время работы. После работы (защита на празднике «Смотр художественной самодеятельности») |
Система оценивания | Защита проекта: обсуждение, представление печатной работы |
Аннотация | Проект прививает детям желание и умение самостоятельно приобретать знания, ставить цели, задачи, предположения |
Результат | Оформление зала, печатная работа + презентация |
Материалы | Макет красной звезды, шаблоны журавлей, георгиевская лента |
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа с детьми ОВЗ | Планируемые результаты |
1 этап - Организационный – 1мин. Цель этапа: Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. | Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия: | | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
Встанем в круг и поприветствуем друг друга. -Пусть доброе и солнечное весеннее настроение сопровождает нас в течение всего занятия и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | -Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). -Доброе утро, небо! (аналогичное движение). Доброе утро, весна! (аналогичное движение). -Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). Настраиваются на работу. | | ||
2 этап – Мотивационно-проблематизирующий. 10 мин Цель этапа: Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания и выполнения проекта | Учитель предлагает просмотреть клип «Они живы пока мы их помним» | Учащиеся просматривают клип | | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. |
Какие строчки вы увидели в конце фильма? Связаны ли эти строчки с каки либо праздников по вашему мнению? - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на занятии? Сможем ли мы сейчас на данном этапе поставить цель и задачи.? Сейчас мы попробуем решить данную проблему и немного разберемся в дальнейших действиях
Все дальше уходят от нас события Великой Отечественной, и все меньше способны понять и разделить мы чувства людей, переживших ее. Да и как можно измерить горе тех, кто получил небольшой листок бумаги с рвущими душу и жизнь словами “ Ваш... верный воинскому долгу и присяге, пал смертью храбрых ...” И как измерить радость тех, чьи близкие остались живы? А с чем сравнить надежду на возвращение (да и была ли эта надежда) отцов, братьев мужей на долгие годы, или навсегда, внесенных недрогнувшей рукой в разряд “пропавших без вести“? ЗАРЕМСКИЙ АЛЕКСЕЙ читает стих «жди меня» | Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального отрывка. Отвечают на вопрос учителя. Строят предположение темы занятия Обсуждение темы да а цели и задачи нет | Умение использовать речь для регуляции своего поведения Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять цель и задачу | ||
Память о войне волнует не только ветеранов, но и подрастающее поколение. Как вы думаете необходимо ли передавать эту память? Что для вас значит словосочетание память о войне? | Ответы на поставленный вопрос. (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ К примеру приглашают ветеранов в гости, поздравляют и благодарят их, поют песни, читают стихи, дарят цветы, чтобы согреть теплом и вниманием сердца тех, кто подарил нам жизнь. Проводят различные мероприятия о ВОВ и других воинах) . | | ||
На прошлом занятии мы уже коснулись значения памяти о войне в его символах, давайте вспомним в каких: вечный огонь, бумажные журавлики, голубь мира, песнях и т.д. Кому из присутствующих удалось найти значение выражения память о войне? Совершенно верно. Каждый согласится с этим определением? Необходимо ли нам помнить память о наших близких, участников ВОВ. | Размышляют, отвечают, анализируют. Формулируют ответы на поставленный вопрос. Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности Ответы детей. | | Познавательные: Выделять существенную информацию Коммуникативные: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | |
Чтобы о наших близких участвующих в вов узнали, помнили, каждому из нас необходимо сохранить в памяти подвиги наших близких. Как вы думаете, почему вы распределились по группам. | Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации. (Предположительный ответ: Будем выполнять проект) | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать правильность своих действий | ||
Сможем ли мы выполнить проект за 1 занятие. . | Ответы детей (Предположительный ответ: Сможем, если это частично-поисковый творческий проект и мы предварительно получили задание для поиска информации) | |||
Давайте повторим, что же такое проект и выстроим алгоритм работы над проектом. Помощь учащимся в формулировании понятий и выстраивания алгоритма работы. | Учащиеся дают ответы, выстраивают алгоритм работы. (Предположительный ответ: Проект поэтапное выполнение задуманной идеи в конкретные сроки Алгоритм. Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения в группе и следовать им | ||
Скажите. Чтобы проект был реализован, как нам необходимо работать | Учащиеся высказывают свои предположения (Предположительный ответ: Группой, сплоченно, доверительно | | ||
Исследование и работы о ВОВ мы выполняем уже 2 занятия и на прошлом занятии каждая из вас получил задание исследовать историю своей семьи и узнать есть ли в вашей родне участники ВОВ. Готовы ли вы представить нам найденную информацию. Что вам удалось узнать, получилось ли найти данные о том, где воевали, были ли ранения и т.д. | Слушают, воспринимают и анализируют информацию, осваивают диалоговые формы общения Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме. Выступление детей | | Коммуникативные УУД Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные УУД: Ориентируются в дополнительной литературе; контролируют учебные действия | |
Как вы понимаете значение выражения «они живы пока мы их помним» | Ответы детей | | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группе. Регулятивные УУД 1. Формируем умение высказывать своё предположение | |
Я предлагаю вам подумать. Что мы можем сделать для того, чтобы память, гордость, уважение к нашим близким, участникам ВОВ продолжала жить в наших сердцах и в великий праздник победы другие люди могли узнать о подвигах ваших родных Перед тем как приступить к выполнению практической части нам необходимо немного отдохнуть | Ответы детей, Предположения. Выполнить проект. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. Умение корректировать и оценивать выполнение задания | ||
3 этап Физкульт - минутка Цель: Организция процесса релаксации. | Организует и показывает выполнение упражнений. Чуть заметные вдали улетают журавли. Покидая Дом родной, Улетают в край чужой. Я машу им на прощанье: «Возвращайтесь к нам весной! Лучше нашей нет земли! Возвращайтесь, журавли!» | Выполняют упражнения физминутки | | Коммуникативные УУД. |
4 этап – Деятельностный – 20 мин. Работа в группах Цель этапа: Развитие творческих, учебно-интеллектуальных умений: анализ, синтез обобщение. | Для того, чтобы проект был реализован за одно занятие вы будете работать в группах. 1 группа «Инженеры» - Вам дана схема выполнения голубя мира. Вам необходимо каждому изготовить по 1 голубку для офрмления нашего проекта 2 группа «Конструкторы»» - Ваша группа которая принесла фотографии своих близких, займется изготовлением информационной части проекта. - 3 группа «Оформители» используя раздаточный материал вам необходимо самостоятельно разработать оформление всего проекта. А самое главное дать обоснование своего решения. Итак закрепим план работы: Планирование. 1. Изготовление голубков мира 2. Разработка и изготовление информационного шара 3. Крепление деталей в одну конструкцию. 4. Оформление Давайте создадим общую композицию, прикрепим голубей мира на шар. Украсим цветами и георгиевской лентой -Предлагаю презентовать данную работу на смотре самодеятельности к 9 мая. | Распределяют обязанности Проговаривают правила работы в группе. -работать дружно; -быть внимательными друг к другу, вежливыми, -не отвлекаться на посторонние дела, -не мешать друг другу, -вовремя оказывать помощь ( Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу. Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания своей части проекта. Оценивают правильность выполнения заданий. Анализ образца, обсуждение способов работы
Учащиеся создают единую композицию, и проводят небольшую презентацию | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в в группе. Регулятивные УУД 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Формируем умение четко выполнять работу (составлять план). 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД 1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4 этап - Оценочно-рефлексивный 4 мин. Цель этапа: Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности | Создает условия для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. – Что нового узнали на занятии, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу? | Оценивают свою работу на занятии. Отвечают на поставленные вопросы | Рефлексия своих действий | Личностные УУД самопознание; самооценка. Коммуникативные УУД: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: рефлексия Регулятивные УУД: — выполнять самооценку учебного задания Предметные умения: — использовать приобретённые знания по теме. |
- Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы. Самооценка 1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно, и ты справился с заданием, то на полянку с зеленым деревцем наклей журавлика. 2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась не интересной - наклей голубя на красное деревце. | Проводят самооценку. Выполняя задание. | |