Конспект урока по математике в 5 классе «Занимательные задачи»
Цели:
Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать и сравнивать;
Образовательная: формировать навыки решения нестандартных задач, задач-шуток, задач со спичками;
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, практические умения и навыки, взаимовыручку и умение работать в парах, группах
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
Настраивает учеников на работу |
Настраиваются на работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Проверка домашнего задания |
Проверяют домашнее задание фронтально |
Комментируют с места решение задач с объяснением |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- А теперь решим задачу : 6 мальчиков и 6 девочек познакомились друг с другом и у всех разные имена. А все эти имена были составлены из букв слова КОВАЛЕВСКАЯ Какие были имена? Дает пояснения по решению задачи и по необходимости помогает. Ребята,а вы знаете кто Софья Ковалевская? А хотели бы узнать о ней?Чем вы думаете мы будем заниматься сегодня на уроке? Сегодня мы будем решать занимательные задачи и за правильное решение вы будете получать интересные факты о Софье Ковалевской |
Решают задачу самостоятельно с последующим обсуждением. Ученики отвечают на вопросы учителя и подходят самостоятельно к формулировке темы урока Записываю тему урока в тетрадях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Решение задач |
- С чего же начинается жизненный путь каждого? -Конечно же с рождения, Если решим следущий пример,то узнаем когда же родилась Софья Ковалевская. (18695 – 13598) : 3 + * = 3549 (*=1850) |
Отвечают на вопрос Решают данный пример |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физминутка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Решение задач |
1)Девять точек расположены в виде квадрата по три в каждом вертикальном и горизонтальном ряду. Не отрывая карандаша от бумаги, нарисуйте четырёхзвенную ломаную, проходящую через все точки: Ответ: Примечание: Нигде не сказано, что ломаная не должна выходить за границы рамки, которой обведены точки на первом рисунке. 2) Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего было гусей? Ответ: всего было 3 гуся, которые летели в ряд друг за другом. 3) На рисунке изображены две фигуры. Первую из них надо разрезать на четыре равные фигуры, а вторую — на пять. Ответ:
4) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидит по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? Ответ: в комнате 4 кошки. 5) Расположить числа в квадрате , что бы сумма была одинаковая во всех столбцах,строках и по диагонали.
Ответ :
Дополнительные задачи: 1) У хитрого торговца 100 монет. За 1 минуту он может отсчитать 30 монет. Сколько времени ему нужно, что бы отсчитать 90 монет? Ответ : 20 секунд 2) Расположить 12 кораблей ,если 1 корабль занимает 4 клетки (корабли не должны касаться друг друга) Ответ:
|
работают с коллективным обсуждением решения выполняют самостоятельно с последующим отчётом о деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Подведение итогов урока |
- А теперь мы зачитаем факты,которые вы получили в ходе работы на уроке и получим краткую биографию Софьи Ковалевской! - Оцените свою работу на полях тетрадей с помощью смайликов. -А теперь подумайте, все ли у вас получилось? - Проанализируйте урок |
Зачитывают текст с карточек,которые были заработаны в ходе работы на уроке Оценивают работу на уроке Отвечают на вопросы и анализируют урок |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Информация о домашнем задании |
Придумать две занимательные задачи |
Записывают домашнее задание в дневник |
Приложение 1
Родилась 15 января 1850 г. в Москве в семье артиллерийского генерала. Когда Софье было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в родовом имении Палибино Витебской губернии.
Девочке для занятий наняли учителя. Единственный предмет, к которому будущий учёный на первых занятиях не проявила ни особого интереса, ни способностей, была арифметика. Однако постепенно у неё открылись серьёзные способности к математике.
Знакомство Софьи Ковалевской с математикой произошло в раннем детстве: стены её детской в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении
В 1868 г. Софья Васильевна вышла замуж за В. О. Ковалевского, и новобрачные отправились за границу. В течение двух лет она слушала лекции по математике в Гейдельбергском университете (Германия).
В 1874 г. Гёттингенский университет после защиты диссертации присвоил ей докторскую степень.
В 1881 г. Ковалевская была избрана членом Московского математического общества. После смерти мужа она переселилась с дочерью в Стокгольм (1884 г.) и получила кафедру математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.
Ковалевская быстро овладела шведским языком и публиковала на нём свои математические работы.
В 1888 г. Парижская академия наук присудила ей премию за исследование вращения твёрдого тела около неподвижной точки.
В 1889 г. за два сочинения, стоящие в связи с предыдущей работой, Ковалевская получила премию Стокгольмской академии и стала членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В апреле 1890 г. Софья Васильевна вернулась в Россию в надежде, что её изберут в члены академии на место умершего в 1889 г. математика В. Я. Буняковского и она приобретёт материальную независимость, которая позволила бы заниматься наукой на родине. Но когда Ковалевская пожелала как член-корреспондент присутствовать на учёных заседаниях, ей ответили, что участие в них женщин «не в обычаях Академии».
В сентябре она вновь уехала в Стокгольм.
Скончалась 10 февраля 1891 г. от паралича сердца.