Конспект урока Знаний «Семьёй дорожить — счастливым быть!» (1–3 класс)
Муниципальное образовательное учреждение -
муниципальная начальная общеобразовательная школа №7
городского округа – город Галич Костромской области
Конспект урока Знаний
« Семьёй дорожить – счастливым быть!»
Работу выполнила:
учитель начальных классов Волкова Елена Викторовна
Цели занятия:
формирование у учащихся представление о семье, как о людях,которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
формировать чувство ответственности за членов своей семьи;
развитие сотрудничества семьи и школы;
укреплению детско-родительских отношений;
создание атмосферы эмоционального комфорта;
развитие речи детей;
сплочение классного коллектива;
Оформление: воздушные шары, выставка семейных рисунков“Моя семья”, плакаты с пословицами о семье, аудиозапись «Школьные годы» (сл. Е.Долматовского, муз.Д. Кабалевского)
Пословицы:
Семьёй дорожить – счастливым быть!
На что и клад, ели в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья добрыми делами славиться.
Мир в семье – мир в душе.
Не живёт семья без любви.
Дружная семья с любой бедой справиться.
Ход занятия:
( звучит песня «Школьные годы»)
Дети:
Звенит звонок всё громче, всё сильней!
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь распелся соловей?
Не соловей - уроки начинаются!
Уже не первый, а второй (Уж не второй класс - третий)
Тебя встречает на пороге.
Красив твой возраст озорной
В начале жизненной дороги.
Ты повзрослел за этот год,
Забот прибавилось, умений.
Родная школа тебя ждёт.
Здесь твоё главное ученье.
Теперь за лето отдохнул,
Сил набрался для запаса.
И гордо, радостно шагнул
В объятия родного класса.
Учитель:
-Здравствуйте дорогие дети, мамы и папы, бабушки и дедушки! Вот и наступил долгожданный день 1 сентября. Я поздравляю всех присутствующих с этим замечательным праздником!
-Посмотрите вокруг – это наш класс. Он чистый, светлый, красивый. Таким постарались сделать его ваши родители. Будем стараться, чтобы он оставался таким целый год.
Дети:
В нашем классе пол покрашен,
Чистенькие стены.
Это летом наши папы
Всё умело сделали.
Мамы окна все помыли,
Шторы все повесили,
Чтоб светло и чисто было,
Чтоб училось весело.
Книжки новые купили,
Ручки и тетрадки,
Постараюсь, чтоб в портфеле.
Было всё в порядке.
Учиться буду я с душой,
Делать все задания,
Чтоб пятёрки получать,
Приложу старания.
И девчонок за косички
Дёргать я не стану.
А ещё я обещаю –
Плакать перестану.
Буду взрослым помогать,
Делать всё внимательно,
Буквы буду выводить
Очень я старательно.
Учитель:
- Дети, а кто вам помог приготовиться к началу учебного года?
- Отгадайте ребус:
- Что мы называем семьёй?
(ответы детей)
- Семья это – твои родители, братья, сёстры, т.е. самые близкие тебе люди.
- Семья… Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей.
- Какую семью можно назвать дружной и крепкой?
(ответы детей)
- Основа семьи – мир и лад. Жить в согласии и заботе друг о друге – это главное правило дружной семьи.
Недаром говорят:
Дружная семья с любой бедой справиться.
- Вы, конечно, очень любите своих родителей. Но ведь только любить мало, важно ещё помогать им. Настоящая любовь проявляется не в словах, а в делах.
- Расскажите о своих обязанностях в семье.
(ответы детей)
- У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.
- Главная забота родителей, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.
- Дети – первые помощники своим родителям.
-Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
- Почитать родителей значит: в детстве их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
- Давайте послушаем правила и обязанности детей по дому, которые должны знать все дети.
Дети:
Всё, что можешь, делай сам, не доставляй лишних забот взрослым.
Берись за дело сразу, не откладывай «на потом».
Старайся выполнять работу сразу хорошо, чтобы не надо было её переделывать.
Доводи начатое дело до конца.
Кончил дело – убери всё на место.
Учитель:
- А теперь послушайте, что вы должны уметь делать сами:
Дети:
1. Красиво застелить свою постель
2. Пришить оторвавшуюся пуговицу.
3. Почистить картошку, вымыть посуду.
4. Вытереть пыль, подмести пол, полить цветы.
5. Следить за порядком в своей комнате или в своём рабочем уголке.
6. Следить за порядком в ранце и уметь правильно собрать его к следующему учебному дню.
7. Стараться самостоятельно выполнять домашние задания.
Учитель:
- Если вы будете стараться следовать этим правилам, то о вас будут говорить, что вы хорошие дети своим родителям.
- Послушайте стихотворение С. Баруздина «Хозяин».
Дети:
Наша мама на работе,
На работе старший брат.
- Сколько у тебя заботы-
Мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться,
Если мамы дома нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.
Пусть она у нас не тужит:
Наколю побольше дров
И обед сварю не хуже
Настоящих поваров.
Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Все тетрадки, все игрушки
Я на место уберу.
Мама с братом скажут:
«Знаем:
Не парнишка – просто клад!
В этом доме есть хозяин,
Хоть и ростом маловат».
Учитель:
- Скажите, хотели бы вы быть похожи на этого мальчика?
- Почему?
(ответы детей)
- А сейчас посмотрим сценку, которая называется: «Про Лену»
Сценка:
(показывают дети)
Мама дочке говорила:
- Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила,-
Видишь, хлеба дома нет.
-Не могу-
Сказала Лена.-
У меня болит…
Колено…
- Значит, плохо наше дело.
И давно болит?
- Давно…
– Очень жаль! А я хотела
Взять тебя с собой в кино.
Покраснев, сказала Лена:
- Кажется…
Прошло колено…
Учитель:
- Правда ли, что у Лены болело колено?
(ответы детей)
- Хорошо ли поступала Лена по отношению к своей маме?
(ответы детей)
- А сейчас весёлая минутка. Давайте поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Будьте внимательны.
Игра:
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
Кто из вас хочу узнать,
Любит петь и танцевать?
- А теперь, уважаемые родители, я задам несколько вопросов вам о ваших детях:
Встанет утром он с постели:
«Вы куда ботинки дели?
Где рубашка? Где носок?
Есть у вас такой сынок?
Сам кроватку застелил,
Пол подмёл, цветы полил.
Маме стол накрыть помог:
Есть у вас такой сынок?
- Я очень рада за вас, дети, что вы помогаете своим родителям, любите и заботитесь о них. Значит вы немного волшебники.
- Поэтому закончить наше занятие мне бы хотелось словами стихотворения
Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Учитель:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять».
И ты совершаешь
Весёлое чудо:
Ковёр засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!