Конспект урока окружающего мира «Чтобы путь был счастливым» (3 класс)
Урок окружающего мира
Тема урока: «Чтобы путь был счастливым»
Цель:- формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи урока:
-образовательная: - обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.
-развивающая: - способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;
-формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;
-формировать умение принимать решение в различных ситуациях и делать выводы;
-воспитательная: - формировать культуру поведения на дороге;
- воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность.
Оборудование: - А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 3 класса,2 часть, - М.Просвещение 2008г.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,2 часть.- М.Просвещение 2008
-Карточки с заданиями, цветные кружки для рефлексии (красный, желтый, зеленый)
-ПК, Мультимедийная презентация, модель светофора.
Ход урока:
1. Орг. момент - Здравствуйте, дети. Я очень рад видеть вас. Мне хочется пожелать вам хорошего настроения, узнать что-то новое, поделиться своими знаниями, быть очень внимательными.
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз
Он каждому дает приказ.
Приложение 1 Слайд 1
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей)
2.Сообщение темы. – Тема нашего урока «Чтобы путь был счастливым».
Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. (Слайд 2)
3. Работа по теме урока.
1) Введение в тему.- А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения.
На карточках записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть верные и неверные. Найдите ошибки, обсудите в группе.
-Ходить разрешается по проезжей части.
-Переходить улицу только там, где положено.
-Переходить только на желтый сигнал светофора.
-Можно кататься там, где ездят автомобили.
-Садиться в автомобиль и выходить из него со стороны тротуара.
( Дети работают в группах, ищут ошибки)
2) – Когда человек куда-то собирается идти или ехать, ему всегда говорят «Счастливого пути!». Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога таит в себе опасность. - Почему многие люди попадают не туда, куда спешили, а в больницу? - Подумай, как избежать опасности, если ты пешеход, велосипедист или пассажир? Послушайте стихотворение А.Дмоховского «Ученик и грузовик» и сделайте выводы для себя. Приложение 2
(Стихотворение читают подготовленные дети)
- Какое правило нарушил мальчик Петя?
-Какие правила должны соблюдать пешеходы?
(Дети высказывают свои предположения)
- А теперь прочитайте правила. (слайд3-4)
Правила пешехода:
1.Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
2.Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
3.Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.
-Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.
-Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным)
- Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным. (Это обещание вы попробуете составить дома)
.3).Работа с учебником Но есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. (с.9.Прочитайте правила.)
- Что вы для себя усвоили? (Ответы учащихся)
4).Закрепление. Самостоятельная работа в тетради с.6.№2
Рассмотрите рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясните. Закрасьте кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.
Проверка работы.
Игра на внимание. «Да, нет»
-Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)
-Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
-Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? ( Нет)
-Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
-Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
-Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
5).Работа с учебником - А сейчас послушайте рассказ про двух подружек и подумайте, что бы могло произойти дальше и сделайте выводы (Текст читает хорошо читающий ученик.)
(Слайд 5 -8)
6) У каждого из вас есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы». - Кто из вас четко следует по составленному маршруту? Сейчас мы разделимся на группы (по месту жительства) и расскажем, как идем до школы по данному маршруту.- Какие опасности подстерегают вас на вашем пути?
(Слайд 9-14) Схемы безопасного маршрута.
(Рассказы детей об опасностях на их пути 2-3 человека)
К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.
По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.
(Слайд 15) Правила. (На слайде правила кратко записаны)
1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, т.к. побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.
2.Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам, и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.
3.На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.
4.Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они не стояли.
5.Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во - первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…) сразу отметьте это на своем пути.
Во – вторых, даже, если все по-прежнему, следует не реже 2-3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу.
Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете. Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеете ли вы вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.
4.Физкультминутка « Светофор». Я показываю сигналы светофора. Если красный – стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте.
5.Самостоятельная работа по изучению темы в группах.
1 гр. Если ты велосипедист (Слайд 16-17).Самостоятельное чтение текста с.10
- С какого возраста можно ездить на велосипеде? - Где можно кататься на велосипеде?
2 гр. Если ты пассажир. (Слайд18)Самостоятельное чтение текста с.11.(2 группа)
-Какие правила необходимо соблюдать, когда являетесь пассажирами?
6. Памятка (Слайд 19)
7.Прверка знаний по теме. Приложение 3 Презентация «Знайте правила движения»
8.Итог. - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог. - Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасного поведения на улице и проезжей части дороги?
9.Д/з - Составить обещание по правилам безопасного поведения и оформить на отдельном листе.
10.-Выступление учащихся по теме «Мой безопасный путь». А сейчас послушайте стихотворение в исполнении учеников. (Прилагается)
Рассказ учеников 3 класса «Мой безопасный путь»
(Подготовили дети и родители. Читают 2 ученика ) Приложение 4
10.Рефлексия. - Тот, кто считает, что во время урока хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах, прикрепите зеленый кружок. Тот, кто считает, что не очень – желтый. А тот, кто совсем не изучил - красный.