Моя педагогическая философия. Учитель должен быть счастливым!
Лаздан Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Иштанская ООШ» с. Иштан Кривошеинского района Томской области, высшая квалификационная категория, Почётный работник общего образования РФ
Слагается учительское счастье
Из…ученических побед.
А. Дементьев
Вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения в нашем государстве занимаются различные Институты и Министерства, разрабатывают новые концепции, модернизируют систему образования в целом. Всех интересует, какой должна быть школа-2100. Действительно, какой? Какими знаниями, умениями, навыками (или говоря языком современных стандартов: универсальными учебными действиями и компетентностями) должен овладеть современный школьник, заканчивающий разные по статусу образовательные учреждения, чтобы ощущать себя конкурентоспособной личностью?. И самое главное – каким должен быть учитель, который и является важнейшим «человеческим фактором», решающим триединую дидактическую цель: обучает, развивает, воспитывает?..
В педагогической науке уже давным-давно описан образ «идеального учителя». Современный учитель, судя по тому, какие требования предъявляются сейчас к этой категории специалистов, должен быть действительно идеальным: должен всё знать, во всём разбираться, быть лучше и совершеннее обычного нормального человека. Но в том-то и проблема, что учитель - обычный человек, а не ангел. И мне не хотелось бы пополнить список тех учителей, которые, стремясь быть похожими на идеальный образец, отчаянно пытаются при жизни «вознестись на небо» и болезненно при этом обламывают крылья.
Гораздо ближе по духу моей педагогической философии оказалась другая модель «хорошего учителя», о существовании которой я узнала со страниц журнала «Учитель» (№3, 1998г., статья «Учитель обязан быть счастливым…»/Н. Азова, преподаватель химии, г. Москва): «хороший учитель – это счастливый учитель».
По мнению автора данной публикации, основная задача любого учителя – стать счастливым самому и создать условия, позволяющие двигаться по пути к счастью и его ученикам, так как только в таких условиях учитель может получить полную возможность самовыражаться, а школьники могут действительно чему-то научиться.
И действительно, это очень важный момент – создать соответствующие отношения с учениками. Как верно и то, по-моему, что только счастливый учитель может подняться к вершинам профессионального мастерства.
Значит, каждый творчески работающий учитель просто обязан быть счастливым. А творчество учителя неразрывно связано с творчеством его учеников. Очень часто, решая свои личностные проблемы, педагог нуждается в помощи своих учеников не меньше, чем они в помощи учителя. Ведь эта удивительная профессия превращает выбравшего её в постоянного ученика, так как, только начиная учить других, понимаешь, как много надо учиться самому. И решить эту проблему, на мой взгляд, может педагогика сотрудничества, превращающая обе стороны образовательного процесса в единомышленников. А когда учитель на работе окружён единомышленниками: учениками, коллегами, - то он – счастливый учитель, которому по плечу любые реформы, модернизации.