Конспект урока-викторины по внеклассному чтению по произведениюС.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Тема урока: Урок–викторина С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» в 4Б классе
Цели урока:
1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;
2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;
3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Прозвенел уже звонок, начинается урок. -Сегодня у нас не простой урок, а волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят чудеса. А где это может происходить? -Давайте отправимся в путь. А путь нам предстоит дальний со множеством препятствий, которые мы должны будем преодолеть, чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадём и что должны будем узнать на нашем уроке. - Прошу выйти тех, у кого голубые карточки на парте, вы будете бурной рекой, по которой мы всем классом будем сплавляться. Так как волны раскачивают лодку, то и вы аккуратно должны направлять, подталкивая по течению ребят у которых будут закрыты глаза, к нам выходят те, у кого красные карточки. А ребята с красными карточками должны закрыть глаза и не открывать их пока все не переправятся. -В путь, звучит тревожная музыка. -все переправились, открывайте глаза. -О, чудо, что вы увидели? - Так срывайте же его! -Беседа: - если сорвали, то спросить, а не жалко? -если не сорвали, то спросить, почему стало жалко срывать? Вы догадались, о какой сказке мы с вами будем сегодня говорить, какова тема нашего урока? На какие главные вопросы сказки мы с вами сегодня сможем ответить, какие цели поставим? О чем эта сказка Что символизирует цветочек аленький Узнаем историю создания сказки Найдем признаки волшебной сказки Сравним героев сказки и дадим им характеристики -А самое главное, что на уроке мы с вами выпустим газету, посвящённую юбилею сказки 160 лет. -Что из себя представляет газета? Газета – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни. -Это словарное слово, которое пишется с непроверяемой гласной – а. Это легко запомнить, если знать происхождение слова. - Каждая газета имеет своё название, которое отражает общее содержание газеты и тему данного номера. - Зная тему урока, как мы назовём свою газету? -Мы познакомимся с творчеством писателя, поразмышляем над смыслом сказки, выскажем своё отношение к героям, постараемся понять причину их поступков. | «Цветок не вырастет без семени, так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека… Но ведь семена растить надо.» С.Т.Аксаков. - В сказке -Аленький цветочек -Красивый, умрёт, если сорвём! - Это сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» Ощепков: Слово газета произошло из итальянского языка. Изначально газетой называлась монета в два сольди (итальянские деньги) с изображением сороки. На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока звучит как газза, отсюда и слово газета. -Аленький цветочек | |||
Газета Изучение лексики сказки Викторина | Сначала определим, сколько страниц займёт наша газета
В выпуске газеты принимают участие группа журналистов - специалистов: редактор, художник, корреспондент, дизайнер, и др. -Журналист - профессиональный издатель или редактор повременного издания. -На каждой страничке определённая рубрика, со своим названием. Под каждым текстом фамилия автора. На титульном листе название газеты, номер и анонс (содержание всех страниц номера), на последней странице выходные данные: фамилии журналистов, редакторов, адрес издания. 1 страница. расскажут нам об авторе этой сказки – Волокитин, Мельников, Мягков. -Дизайнером газеты выступила я, но вы внесёте свои коррективы, для этого вспомним сюжет сказки, ответив на вопросы викторины, но сначала словарная работа 1 страница. Словарная работа по группам: Текст сказки наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки и сможете ли вы объяснить их лексическое значение - объясните значение устаревших слов и выражений и найдите соответствия. 1-ая группа 1.Пригорок муравчатый 1.Спать легла 2.Яства сахарные 2.Шелковая ткань, расшитая золотистыми нитями 3.Опочивать легла 3.Еда, кушанье 4.Челядь дворовая 4.Бугорок, поросший мягкой и сочной травой 5.Парча 5.Слуги дворовые 2-ая группа 1.Тувалет 1.Жемчуг особенно крупный, круглый 2.Паче зеницы ока 2.Деньги 3.Сажень 3.Стол с зеркалом 4.Казна 4.Беречь больше глаза 5.Жемчуг бурмицкий 5.Старая русская мера длины( 2м 13см ) 3-я группа 1.Без сумления 1. Служанка 2.Девушка сенная 2.Стремительный , быстрый 3.Середович 3.Без сомнения 4.Инда 4.Человек средних лет 5.Прыскучий 5. Даже ПРЕЗЕНТАЦИЯ морской бой - почему у сказки такое название, почему цветочек аленький? А не желтенький? -какова тема сказки? о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы; -Как звали дочерей купца? | Слайд 3, 4, 5 Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. В Казанскую гимназию Аксаков поступил в 9 лет. Гимназия была выше обычного уровня; нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года. Команды получают листки с напечатанными на них старинными выражениями. Члены команды пишут значение рядом через тире. Набор для 4 а Пригорок муравчатый. Яства сахарные. Опочивать легла. Челядь дворовая. Набор для 4 б Парча. Тувалет. Паче зеницы ока. Сажень. | |||
4.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала. | -Что главное в сказке? (Доброта и Любовь) -Перед нами одна семья: отец и три дочери. Посмотрим, одинаковы ли они. Ведь одинаково растит их отец, вкладывая в детей своих любовь, душевное тепло. -Кто из них вам больше всего нравится? Почему? Ответы на эти вопросы мы дадим в ходе урока. 1.Инсценировка начала сказки «Прощание купца с дочерями». - Какой вывод можно сделать, когда вы узнаёте, что за наказы дают дочери купцу, отправляющемуся за море по торговым делам? ( Старшие дочери самолюбивы, ценят украшения, любят прихорашиваться да собою любоваться.) -Есть ли польза кому-нибудь от венца и зеркала? Нужны ли они еще кому-то, принесут ли добро, сделают ли кого-нибудь счастливее, кроме их самих? (Нет) -А что просит младшая? Не кажется ли странной эта просьба? Зачем ей нужен цветочек? От него какая польза ей или еще кому-нибудь? Об этом мы узнаем в конце сказки. Вспомним правила работы в группе Внимательно прочитайте задание. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого. Не перебивай говорящего. Задание 1 Вспомним содержание сказки. У вас на столах на этих листочках – план, на одних – обычный, на других - цитатный. Мы предлагаем вам восстановить события в нужной последовательности, пронумеровать пункты плана и прикрепить листочки на доску Проверка: учителя переворачивают полоски с текстом , должна получиться обложка с названием сказки | Команды читают пункты плана на полосках бумаги, нумеруют их и прикрепляют на доску магнитами. Набор для 4 а Нашел купец подарки для старших сестер. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. Жил купец и было у него три дочери. Младшая дочь у зверя лесного. Скучает Настенька по батюшке и сестрам. Купец встретился со зверем лесным. Превращение зверя в принца. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо Набор для 4б «Жил – был богатый купец…» «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…» «Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…» «Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя» «Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная» «А сестры с ней разговаривают, о том о сём расспрашивают, позадерживают» «Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь?» «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного» | |||
Чтение по ролям Цель: развитие навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки людей. | Задание 4 Какой урок мудрости преподносит автор, У каждой группы он будет свой. Чтобы справиться с заданием вам предстоит прочитать по ролям предложенный отрывок, а затем ответить на вопрос, записанный там же. | Приложение 1. Вопрос 4А Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? Ответ - самопожертвование. Работа с Толковым словарем. - А вы могли бы так поступить? - Подберите однокоренные слова. (Милость, сердечность, сердечный). - Кому адресуем эти слова?(Меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого). - Назовите однокоренные слова к слову жертвовать. (Самопожертвование, жертва, жертвенный). Вопрос 4 б Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? Ответ Перестала Настя его бояться потому, что он добрый. Страшный был зверь, безобразный, но сколько добра он ей сделал, стал её настоящим другом. Полюбила она зверя за душу его добрую, за слова ласковые, за то, что угождал ей во всём. И сама Настя была доброй, отзывчивой и ласковой девушкой именно такой, которая смогла оценить доброту души этого зверя, поэтому добро в сказке побеждает. | |||
| 3.Инсценировка «Купец срывает Аленький цветочек». Купец: -Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила моя дочь меньшая, любимая (подходит и срывает цветок). Чудище морское: Денис -Что ты сделал? Как посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною! 4. Работа с текстом. Учитель: -Нашел купец цветочек Аленький, вернулся домой печальный. Это все в доме заметили. Как же вели себя дочери, спрашивая о причине печали отца? Какие качества их души проявляются? (Старшие лебезили. У печального отца спрашивали, не потерял ли он богатства великого. Меньшая же о богатстве не думает: «Открой мне свое горе сердечное!») -Сравните, как приняли дочери подарки от отца. -Как отнеслись дочери к просьбе отца избавить его от смерти лютой и поехать жить к лесному чуду морскому? (Старшие наотрез отказались, а меньшая, не дослушав речи, попросила благословить ее.) -Как встретило ее всё живое: сады, цветы, птицы. Почему? (Все тянется к Добру и милосердию. Все живое чувствует добрых людей). -Как жилось ей во дворце сказочном? Чем она занималась? ( Рукодельничила, со своим господином разговаривала. Она одна, далеко от родных, в неведомой земле, с чудищем ужасным. Ни в чем ей отказа нет. Еще не видела своего господина, не знает, каков он внешне). -Расскажите, каков зверь лесной, как он выглядит. ( Страшен, ужасен, безобразен) -Какое чувство испытала девушка, увидев его? -Оцените дальнейшее поведение девушки. Она не оставила чудище, не показала своего страха, победила его.) -А могла ли вернуться домой? ( Да, ведь заветное колечко было у нее, стоило только надеть его.) - Почему же не вернулась домой? Что помогло ей победить страх? Какие качества души проявила героиня? ( Ей стало жалко чудище и совестно . Полюбила она его за душу добрую, ласку и угождения. Страшен зверь, безобразен. Но в народе известна истина: « с лица воды не пить». Сколько добра он сделал для нее! Душу свою отдал ей! Не смогла девушка за добро заплатить черной неблагодарностью. Она проявляет доброту и благодарность по отношению к несчастному, жертвует собой ради него.) -Но забыла ли она о доме родимом, о батюшке, о сестрах? (Нет. Ей хорошо, а душа страдает, тоскует. Дочь чувствует, что болен батюшка.) -Как вы думаете, что значит выражение « Душа болит»? -Откуда это видно? ( Домой запросилась батюшке помочь. О себе не думает) -А что случилось бы, если бы девушка не вернулась к чудовищу? ( Умер бы с тоски) -Значит, жизнь и смерть чудовища была в ее руках. Именно в этот момент должна была раскрыться вся сила ее души. Что рассказала дочь меньшая о житье своем дома? Какое чувство это вызвало у сестер? (Она пожертвовала собой во имя отца и стала жить в довольстве и богатстве. Сёстры ехать не захотели, а теперь чужому богатству завидуют). -Что задумали сестры? Что помешало осуществиться их плану? Подтвердились ли тяжелые предчувствия меньшей дочери? ( Щемит и болит сердце девушки, будто чует беду неминучую. Это растет ее душа). -Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? ( Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного. ( Рассыпались колдовские чары, погибло проклятие от великой силы Любви, Добра, Благородства) | | |||
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Вы читали? А теперь все быстро встали!
| Мы читали! Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки! Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей! Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло! Громче музыка играй, Нас на танец приглашай! (Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения). | |||
Викторина Морской бой Цель: проверка знания содержания сказки. | На сетке название раздела и цена вопроса. Команды по очереди выбирают вопрос, если затрудняются, им помогает группа поддержки. Переход к сетке вопросов по значку домик в правом нижнем углу. | Запись очков на доске. | |||
8.Итог урока. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | - Скоро прозвенит звонок - Сказке «Аленький цветочек» уже более 160 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите сколько у нас их на поляне, пусть они расцветут в душе у каждого из нас Слайд 10 Какой урок извлекаем мы из сказки, написанной автором для своей единственной внучки Оленьки? (Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло). - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке? Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как?(Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты). | |
Задание 4а
Заутра позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил, хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому.
Старшая дочь наотрез отказалася и говорит:
- Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.
Позвал честной купец к себе другую дочь, середнюю, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил: хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому.
Середняя дочь наотрез отказалася и говорит:
- Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.
Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей всё рассказывать, всё от слова до слова, и не успел кончить речи своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая, и сказала:
- Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя.
Залился слезами честной купец, обнял он свою меньшую дочь, любимую, и говорит ей таковые слова:
- Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая! Да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и идёшь на житьё противное к страшному зверю лесному, чуду морскому.
Задание 4б.
"Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою".
Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо к своему родителю и дать ему о себе весточку. Не успела она о том подумать, как видит она, перед нею бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным:
"Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными; и знает он всё, что у меня на мысли, и в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей".
Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и из глаз её, словно его тут и не было. Заиграла музыка пуще прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червонного. Села она за стол веселёхонька, хотя сроду не обедала одна-одинёшенька; ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася.
Инсценирование
- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.
Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.
Честной купец призадумался и сказал потом:
- Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими.
Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася.
Призадумался честной купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:
Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на горе каменной, вышина той горы в триста сажен, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжелее твоя работа сестриной.
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.
Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:
- Ну, задала ты мне работу потяжеле сестриных; коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.
И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в их терема девичьи. Стал он собираться в путь, в дороженьку, в дальние края заморские.
Фамилия писалась через О- «Оксаковы». Сведения из древних родословных книг гласят, что Аксаковы происходили от знатного варяга Симона Африкановича, прибывшего в Киев и построившего там, в Киево-Печерской лавре, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Родился Аксаков 20 сентября ( 1 октября) 1791 года в Уфе в семье чиновника уфимского земского суда, прокурора Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Аксаковой, дочери помещика оренбургского наместника. Жизнь мальчика началась тяжелой болезнью. Может быть, именно это повлияло на то , что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Сережиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникла Любовь и Благодарность. Эти качества подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. Она же привила сыну любовь к литературе. От отца мальчик унаследовал страстную любовь к природе, рыбной ловле, охоте, уважение и сострадание к нелегкому крестьянскому труду. Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный стон и стал просить мать, чтобы узнали, кто там плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, еще слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая Сурка-существо. Сурку он учил, кормил, оберегал. Когда Сережа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряженную карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что едет, мчится в неведомые края.
2-ой ученик: Первое прозаическое литературное произведение Аксакова, появившееся в печати, - очерк« Буран». Очерк был опубликован без подписи в альманахе « Денница» в 1834 году. Автору было 43 года. В своих книгах он рассказывал о том, что сам видел, знал, любил. Таковы его книги об охоте: « Записки об уженье рыбы», « Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Собирание бабочек».
«Из всех насекомых, - любовно пишет Аксаков в « Собирании бабочек»,- из всех мелких тварей, ползающих, прыгающих и летающих, - бабочки лучше, изящнее всех. Это поистине порхающий цветок, или расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом, серебром и перламутром, или испещренный неопределенными цветами и узорами, не менее прекрасными и привлекательными. Как радостно первое появление бабочек весною! Обыкновенно это бывают бабочки крапивные, белые, а потом и желтые. Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой продолжительной зимы!»
2. Из истории создания сказки.
Учитель: С.Т.Аксаков написал одну-единственную сказку –« Аленький цветочек». Это одна из самых мудрых и добрых сказок ключницы Пелагеи. Кто же такая эта Пелагея, послушаем сообщения ребят из 2-ой группы.
1-ый ученик: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: « Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: « В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех».
2-ой ученик: Пелагея - крепостная крестьянка, которая следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и ее часто приглашали в дом, для того чтобы она рассказывала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку « Аленький цветочек». Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Позже, работая над книгой « Детские годы Багрова – внука», Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение и посвятил ее своей внучке Оленьке.
Учитель: Ребята, как вы понимаете эпиграф к сказке: «Цветок не вырастет без семени. Так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека. Посеяны они были и в сестер. Но ведь семена растить надо».
Предлагаю вам ответить на вопросы:
1.Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в их душе аленький цветочек? ( Младшая дочь вырастила их, мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душе Аленький цветочек, не расцвел).
2.Что же такое Аленький цветочек, что он символизирует? Почему автор назвал так свою сказку? ((Это Любовь, Добро, Милосердие).
3.Какого человека называют милосердным? ( Доброго, отзывчивого, сердечного, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.)
4.Подберите к слову « милосердие» однокоренные слова ( милость, сердечность, великодушие, человеколюбие)
Рефлексия. Как вы думаете, ребята, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке?
На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по одному слову на каждом лепестке от цветочка. Это слово должно отражать ваше понимание того, какой смысл вы вкладываете в этот образ, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. ( На лепестках слова: Любовь, Счастье, Доброта, Забота, Милосердие, Великодушие, Дружба… )
Заключительное слово. Подведение итогов.
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
Селиванова Галина Геннадьевна