Сценарий урока для 4 класса по сказке С.Т. Аксакоа «Аленький цветочек»
План урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Оценка результатов деятельности ученика |
Примеча-ния |
||
Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» Класс: 4
|
|||||||
Цели: 1. Познакомить начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку. Учить детей видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок. Учить работать с детской книгой. 2. Развивать: а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения; б) воображение, творческую способность детей, в) навыки работы в мини-группах. 3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам. |
|||||||
Актуализация знаний и постановка проблемы |
1.Организационный момент. -Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. У всех хорошее настроение, приступим к уроку.
|
Настрой |
Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению
|
|
Слайд 1
|
||
Формулирование темы урока |
2.Подготовительный этап. Эпиграф -Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку. («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок») Как вы понимаете смысл этой пословицы? Я думаю, что в конце урока мы определим это.
- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.
- Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки? - Как отличить русскую народную сказку от литературной? (народную сочинил народ, а литературную - автор) - Сегодня мы работаем в группах и индивидуально. А теперь, ребята, откройте первую гиперссылку. Прочитайте задание. Выполните задание - Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки? Как вы думаете, есть ли следы народной сказки в литературной? - А вообще народная сказка какая она?
- На прошлом уроке мы познакомились с сказкой «Аленький цветочек». К какой группе она относится? Кто ее автор?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об этой сказке. Будем исследовать, анализировать, находить общие черты литературной сказки с народной.
|
Классифицируют , сравнивают, выявляя сходные черты, признаки соответствия и несоответствия.
Деление учащихся на группы.
Классифицируют народные и литературные сказки
Предположения детей, ответы детей. |
Метапредеметные (М/П) Регулятивные: Учаться высказывать своё предположение (версию) Развитие логического мышления (классификация и сравнение) Предметные: Знание различие групп по авторству: народные и литературные.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми.
Регулятивные: Умение прогнозировать предстоящую работа |
Оценивает герой из сказки Буратино.
|
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
||
Совместное открытие знаний
Физминутка
|
Работа над содержанием сказки. -А для этого нам нужно вспомнить, какие основные события происходили в сказке. А помогут нам кадры из сказки. Расположите кадры в правильной последовательности. -У нас получился картинный план. -Как вы думаете, для чего нужен картинный план? -Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки. -Продолжим работу над сказкой.
Пересказ и выборочное чтение с анализом сказки
1. Жил купец и было у него три дочери
2. Нашел купец подарки для старших сестер.
3. Вот он цветок аленький.
4. Купец встретился со зверем лесным
5. Опечалился купец, возвращаться к лесному зверю надо.
6. Прощание купца с дочерью
7. Младшая дочь у зверя лесного.
9. Встреча с лесным чудищем. - Найдите слова описывающие чудище лесное.
10. Возвращение домой
11. Замысел сестер
12. Смерть чудовища
13. Превращение зверя в принца
- Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек? - Подумайте до конца урока
Лети, лети, лепесток,
Сходства с народной сказкой Признаки народной сказки. - Вернемся к нашим кадрам из сказки «Аленький цветочек». Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки? - Молодцы! Нашли. - Эти признаки показаны здесь
Признаки народной сказки. 1. Добро побеждает зло 2. Герои делятся на положительных и отрицательных 3. Построение: зачин, присказка, концовка 4. Волшебные предметы 5. Устойчивые выражения 6. Волшебные числа
-
|
Восстанавливают последовательность событий в сказке по рисункам.
Краткий пересказ,
выборочное чтение с 198
пересказ
пересказ
пересказ
выборочное чтение с. 205 пересказ
пересказ
пересказ
выборочное чтение (с. 212)
пересказ
пересказ
Отвечают на вопросы, слушают выступления товарищей, дополняют ответы по ходу беседы, используя текст.
Перечисление по кадрам
Коллективная работа. Выявляют признаки народной сказки
|
Познавательные: Личностные: развитие памяти
Предметные Учатся ориентироваться в содержании книги, овладевают приёмами работы с книгой, совершенствуют навык осознанного, выразительного беглого чтения
Личностные Развивать воображение, творческие способности
Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: формировать готовности выражать и отстаивать свою позицию, совершенствовать эмоциональную сферу. Предметные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм.
Метапредметные
Познавательные: Умение извлекать информацию из иллюстраций; Уметь обобщать и классифицировать по признакам |
Проверка по диафильму
Оцените, как вы подготовились к пересказу и выборочному чтению +было легко -было трудно. Почему испытывали трудности |
Кадры из диафильма
Звукозапись из мультфильма
Слайд 5
Слайд 6
|
||
Закрепление изученного материала |
- А теперь продолжим наше исследование. Есть ли эти признаки в сказке «Аленький цветочек» и запишите в правой части листа. Задание делятся по группам: 1 группа: 1, 3, 6 2 группа: 2. 4, 5
1. Добро побеждает зло - + Чары злой колдуньи разрушены 2. Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное Отрицательные – колдунья, сестры 3. Построение: Зачин – «В некотором царстве, некотором государстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…» Концовка: «И стали они жить поживать да добра наживать» 4. Волшебные предметы: аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова 5. Устойчивые выражения: как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель 6. Волшебные числа: 3 сестры, срок 3 дня, дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие
Выступление 1 группы, 2 группы Выводы групп
У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: одно солнце, одна луна, две ноги, два глаза. А все что больше двух относилось к понятию «много». Человек считал: 1,2 много. Число 3 значило много, все, что больше двух.
Вывод: «Аленький цветочек» - сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам. - Можно ли сказать , что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки? - А кто вспомнит, кто их рассказал ему?
- Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек?
- Чему учит эта сказка?
Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. -Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос: -Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла) ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса |
Классифицируют , сравнивают, выявляя сходные черты, признаки соответствия и несоответствия. Находят примеры в сказке
Выступает один из группы. Доказывает, делает выводы.
Предположения детей. Ответы детей
Продолжение работы над эпиграфом |
Познавательные: уметь выявлять сущность объектов.
Коммуникативные: умение работать в группе
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в письменной форме
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме Метапредметные
Личностные: умение выражать свои эмоции
Личностные: умение выражать свои эмоции |
Самоконтроль по презентации (зачитать вывод вслух)
|
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 |
||
Итог урока |
На столах в каждой группе алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
Сказка «Аленький цветочек» живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек. |
Участвуют в коллективном обсуждении, и оформлении записей на цветках. |
Коммуникативные: Умение работать в группе, формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми М/П: умение оформлять свою мысль в устной и речи. |
«Поляна цветов» Кто хочет кого-нибудь похвалить? |
|
||
Рефлексия, самооценка деятельности учащимися |
Оцените свою работу на уроке. Цветовым сигналом показывается
Зелёный – побольше таких дел, поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно, Красный – дело не понравилось, скучно. |
Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке |
М/П: Учиться давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Личностные: Формирование привычки к рефлексии. |
Самооценка ученика по принятым формам |
Слайд 11 |
||
Домашнее задание |
1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?" 2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их 3 уровень: иллюстрации к понравившемуся эпизоду
|
Готовят выставку рисунков по сказке. Составляют тесты сочинений. Находят объяснение словам в сносках или по словарям. |
Личностные: Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Предметные: Развивать умение создавать собственные небольшие тексты.
|
|
Слайд 12 |
||
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1447597919.ppt (Картинный план к сказке)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1447598500.ppt (Презентация "Традиции народных сказок в сказке С.Т.Аксакова")
Евдакименко Ольга Юрьевна