Конспект урока литературного чтения «Сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 23 January 2023

КОНСПЕКТ УРОКА

литературного чтения

Тема урока: Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Класс: 4

УМК «Школа России»

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», анализ текста.

Задачи урока:

Дидактические: совершенствовать умение выразительно читать произведения, анализировать

Развивающие: развивать мышление, память, речь, умение высказывать своё мнение

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету

Планируемые результаты:

Предметные: Уметь выделять главное из общего произведения, уметь делать выводы на основе прочитанного

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные:

Осуществлять поиск средств для решения поставленной задачи

Адекватно оценивать свои достижения;

Регулирование собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: Интерес к изучению предмета, готовность преодолевать трудности.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, видеозаписи






ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

орг.

учеб.

деят. (Ф, И, П, Г)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивационный этап.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.


Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник.

Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку

И

-

Самоконт-роль

Актуализация знаний

-Прежде чем приступить к работе, давайте проведем артикуляционную гимнастику.

-Давайте прочитаем это скороговорку медленно, быстро, радостно, грустно.

Каждый ученик читает только один вариант.

На дуб не дуй губ,

Не дуй губ на дуб.

- Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?


- Какую сказку называют «народной»?

- Какую сказку называют «Авторской»?


Проводят артикуляционную гимнастику







- Авторские и народные


- сочинил народ

- сочинил автор


ФИ

-

Взаимоконтроль

Постановка учебной задачи

-Сегодня мы познакомимся с еще одной авторской сказкой…


Давайте отгадаем загадку и узнаем, с каким произведением мы сегодня познакомимся.

Жил да был один купец,

уважаемый вдовец.

Был он сказочно богат,

но казне своей не рад.

Он в казне не видел прока,

если сердцу одиноко.

Торговался всё ж до ночи

ради трёх красавиц дочек.

Их наряды на подбор -

шитый золотом узор.

Словно лебеди плывут,

разговор как нить ведут.

Старшие хотя бойчее,

младшая купцу милее.

Как то раз купец собрался

да и за море подался

за каким-то интересом:

за прибытком аль привесом.

Долго за морем он был,

наконец домой приплыл.

Дочерям привёз подарки.

Старшеньким - каменьев ярких.

Младшей, спрятав в узелок,

чудный ...

-Верно, а как вы думаете какая будет тема нашего урока?

-А какую цель мы может поставить?

































- Аленький цветочек

- Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

- Познакомится с биографией и сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Ф

-

Взаимоконтроль



Открытие нового знания

Эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков, давайте познакомимся с ним… (просмотр видео).


- Какие произведения он написал?

А сейчас узнаем, что произошло в сказке Аксакова. Давайте посмотрим отрывок.

-Что вам запомнилось?

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

Учитель начинает читать, а затем продолжают дети.

- Ребята, а вы знаете, что означают слова «купец», «именитый человек»

Давайте узнаем, что означают эти слова.

Найдите на слайде значение этих слов.

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Именитый — почтенный и знаменитый.

Читают до конца третьего абзаца. (стр.193)

Во время чтения, после каждого незнакомого слова, дети ищут и читают на слайде значение этого слова

Словарная работа:

«заморские товары», «казна», «красавицы писаные», «вдовец», «любезные дочери», «дочери пригожие», «не ведаю», «жить честно и смирно», «даю вам сроку». Вы знаете, что они означают?

Заморские товары — (устар.) находящиеся за морем, за границей, приехавшие или привезенный оттуда.

Казна - совокупность денежных, земельных и иных средств государства.

Красавицы писанные - очень красивые женщины

Вдовец - мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены.

Любезные дочери - дорогие, милые дочки.

Дочери пригожие - красивые, миловидные, с привлекательной внешностью.

Не ведаю - не знаю.

Жить честно и смирно – жить без лжи и ссор

Даю вам сроку - промежуток времени, обычно определенный, назначенный для чего-либо

-Кто является главными героями рассказа?


-Давайте продолжим читать. Продолжают читать до конца пятого абзаца (стр.194)

Во время чтения, после каждого незнакомого слова, дети ищут и читают на слайде значение этого слова.

Словарная работа:

«парча», «бурмицкий жемчуг», «венец», «три сажени», «супротивного нет». Вы знаете, что они означают?

Парча - шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Бурмицкий жемчуг - крупный жемчуг.

Венец - драгоценный головной убор,

корона.

Три сажени - старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

Супротивного нет - по карману, богатство позволит это купить

- Что попросила купит старшая дочка?


Продолжаем читать до конца (стр. 196)

Во время чтения, после каждого незнакомого слова, дети ищут и читают на слайде значение этого слова.

Словарная работа:

«тувалет из хрусталя», «доподлинно сказать», «приголубливает», «не взыщи», «терема девичьи». Вы знаете, что они означают?

Тувалет из хрусталю - стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

Доподлинно сказать - точно, верно.

Приголубливает - приласкать, миловать с любовью.

Не взыщи – просьба не обижаться

Терема девичьи - жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.

-Что попросила купить средняя дочка?

- Что попросила купить младшая дочка?

Смотрят видео про биографию автора




Смотрят отрывок сказки


Отвечают на вопросы





Да/нет




Один из учащихся читает значение слов


Продолжают читать по очереди сказку







Да/нет




Читают по очереди значение слов и словосочетаний















Купец и его три дочери.


Продолжают чтение сказки






- Да/нет



Читают по очереди значение слов и словосочетаний







- Венец золотой из каменьев самоцветных

Продолжают чтение сказки







- Да/нет



Читают по очереди значение слов и словосочетаний







- Волшебное зеркальце

- Аленький цветочек

ФИ

ИД, учебник

Взаимоконтроль

Физкультминутка

-Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Повторяют за учителем

И

-

Самоконтроль

Первичное закрепление.

А теперь давайте ответим на вопросы и выполним задание.

- Куда отправился купец?




- Что наказывал купец своим дочерям перед отъездом?


- Какие подарки просили привезти дочери купца?





- Давайте поработаем в парах и опишем качества и чувства Купца.

У вас на партах лежат карточки со словами, выберете только те слова, которые подходят к описанию купца

Карточки: Любовь, честность, доброта, зависть, самолюбование, коварство.



- По купеческим делам, за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство

- Жить честно и смирно



- Старшая – венец золотой из каменьев самоцветных, средняя – зеркальце волшебное, младшая – аленький цветочек




Любовь, честность, доброта

ФПИ

-

Взаимоконтроль

Рефлексия

- С каким писателем познакомились на уроке? Что о нем узнали?

- Какую сказку начали изучать?

- В начале урока мы не могли ответить на вопрос, давайте попробуем ответить на него сейчас. Может ли быть такое, что в авторской сказке присутствуют черты народной сказки?


-Оценить свою работу на уроке. Красная карточка – если было трудно. Зеленая карточка – если не было трудностей.

- С.Т. Аксаковым


- «Аленький цветочек»

- Да, может






Оценивают работу

ФИ

Раздаточный материал

Самоконтроль


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.