Конспект «Развитие умений общения со сверстниками у старших дошкольников с ОНР. В гостях у сказки»
Конспект
«Развитие умений общения со сверстниками у старших дошкольников с ОНР»
В гостях у сказки
Ведущий: педагог-психолог ДОУ
Цель: развитие коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формирование их поведения при общении.
Задачи:
- развитие чувства принадлежности к группе, получение позитивного взаимодействия;
- развитие умения устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, доброжелательный тактильный контакт);
- развитие умения использовать речевые вариативные формулы (приветствия, прощания, благодарности);
- развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления);
- учить использовать приём активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;
- учить понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать);
- уменьшение произвольного контроля за речью;
- снятие психоэмоционального напряжения;
Оснащение занятия:
Магнитофон с аудиозаписью , книга «Сказки», кукла «Красная шапочка», костюм «Незнайки», индивидуальные коврики по количеству участников, поляна-пазл (разделенная на части), шумовые инструменты: металлофоны, ложки, баночки с крупой, пакеты, бутылочки, барабан, маски: мышки, ёжик (весёлый, злой).
Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети входят в зал парами. Психолог: Ребята, сегодня нас ждёт большое и интересное путешествие. Мы побываем с вами в гостях у сказки! А теперь нам пора отправится в путь. Я желаю доброго пути! Будет легче нам идти. Приведёт, конечно, Добрый путь Тоже к доброму Чему-нибудь. (А.Кондратьев) Дети: Спасибо! Психолог: А путешествие мы начнём с комплиментов. (Предлагаю детям сесть на стулья). Ребята, когда мы дарим друг другу комплименты, необходимо соблюдать правила. А какие? Дети: Называем друг друга по имени, смотрим в глаза, улыбаемся, незабываем благодарить. (необходима предварительная работа) Игра «Комплимент» Описание: дети сидят на стульях полукругом, передают мяч и говорят комплименты. Звучит музыка. Психолог: Путешествие наше продолжается. Вставайте, ребята, и беритесь за руки. (Дети парами идут по залу, останавливаются у книги «Сказки»). Психолог: Ребята, посмотрите какая интересная книга! А кто догадается, как она называется? Дети: Это сказки. Психолог: Правильно! В этой книге живёт много разных сказок. А каких вы сказочных героев знаете? Дети: Алёнушка, Красная шапочка, Буратино, Баба-Яга, Иван-царевич и т.д. (За книгой слышится тихий голос Незнайки: как же мне разгадать, так-так-так….спасибо, здравствуйте) Психолог: Дети, вы слышите чей-то голос? Откуда же он раздаётся? Дети: указывают на книгу. Психолог: Давайте я открою сказки. (Из книги выходит сказочный герой-Незнайка). Незнайка: Ой! Ребята, я рада вас видеть! Психолог: Дети, вы узнали этого мальчика? Как же его зовут? Дети: Да! Это Незнайка Незнайка: задумчиво…пожалуйста, нет спасибо, до свидания. Ну что же говорят при встречи? Психолог: Дети, подскажите Незнайке, что же говорят при встрече? Дети: Здравствуйте. Незнайка: Точно! Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются). Незнайка: Какие вы милые дети, но я не знаю, как вас зовут. Давайте знакомиться. Незнайка протягивает руку каждому ребенку, дети называют свои имена). Незнайка: Вот мы и познакомились. Как хорошо, что я вас встретил, мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне разгадать волшебную страницу.. Все вежливые слова в ней перепутались. Психолог: Ребята, давайте поможем Незнайке. Незнайка: Незнайка загадывает детям загадки, дети отвечают хором. Растёт даже ледяная глыба От слова тёплого (спасибо). Зеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день). Мальчик вежливый и грамотный Говорит, встречаясь, (здравствуйте). А во Франции и в Дании На прощанье говорят (до свидания). Незнайка хвалит детей. Незнайка: Давайте поиграем. Психолог: Становитесь дружно в круг. Игра «Море волнуется раз». Описание: Дети становятся в круг. Водящий произносит слова, а дети в это время бегают по залу изображая волны, море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура «Карабаса-Барабаса» замри. (далее игра продолжается, дети изображают сказочных героев «Незнайки», «Царевны-несмеяны», «Буратино»). Психолог и Незнайка хвалят детей. Звучит музыка. Психолог: Поря в путь дорогу! Незнайка: Ребята, возьмите меня с собой! Дети: Конечно, Незнайка! Дети идут по группе и встречают Красную шапочку-куклу. Психолог: Дети, какую мы милую девочку встретили. Как же её зовут? Дети: Красная шапочка. Красная шапочка: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются). Психолог: А кто хочет комплимент сказать Красной шапочке? Дети: по желанию говорят комплимент. Психолог: Незнайка, что-то здесь не ладное. Незнайка: А-а-а, это ребята – малыши не поделили книгу и разорвали страницу и Красная шапочка не может попасть к бабушке. Психолог: Вот ведь, ребята, как бывает, не смогли мальчики договориться, как можно вместе рассмотреть картинки и порвали страницу. А с вами такого не бывает? Поможем Красной шапочке, соберём вместе страницу. Каждому из вас я дам кусочек этой страницы (по типу пазлы). Попробуйте собрать! Игра «Соберём вместе картину». Описание: дети вместе собирают картину из частей. Психолог: Какая чудесная лесная поляна! Дорога нас сильно утомила, давайте немного отдохнём. И ты, Незнайка, с нами отдохни. Музыкальный игровой самомассаж «Ладошка». Описание: дети садятся на коврики вокруг поляны. Звучит музыка. Дети выполняют массаж руки друг другу, в соответствии со словами песни. (1) Твоя ладошка – это пруд, по ней кораблики плывут. (2) Твоя ладошка, как лужок, а сверху падает снежок. (3) Твоя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать. (4) Твоя ладошка, как окно. Его помыть пора давно. (5) Твоя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходят кошки. 1- медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке; 2- дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки; 3- указательным пальцем «нарисовать» солнце и др. 4- потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак; 5- осторожно переступать пальцами обеих рук. Незнайка: Ребята, вы такие умные и милые дети, мне очень понравилось с вами играть. Но мне пора прощаться! Психолог: Подожди, Незнайка. Ребята, я вам предлагаю нарисовать картину и подарить её Незнайке на память о нашей встрече. (Дети садятся на стульчики). Психолог: А как же мы назовём нашу картину? Что можно нарисовать? Дети: город, лес, нашу группу, сказку и т.д. Психолог: А давайте у Незнайки спросим, какую картину он хочет получить в подарок? Ребёнок: Незнайка, что тебе нарисовать? Незнайка: Нарисуйте, ребята, мою любимую сказку «Гуси-лебеди». Игра «Нарисуй сказку» (игра вербальная) Содержание: Дети сидят на стульях, образуя круг. Психолог говорит: - Мы вместе сейчас нарисуем картину – «сказку». Сначала один участник нарисует какой-то предмет, второй повторит, что нарисовал первый и потом добавит свой. Третий участник повторит, что нарисовал первый, второй, а потом добавит свой элемент к картине. Не забываем обращаться друг к другу по имени. По окончании игры дети дарят Незнайке картину. Незнайка благодарит и уходит. Звучит музыка. Психолог: А мы знаем нашу необычную сказку. Сказочка-шумелочка «Весёлые мышки». Описание: Жили-были мышки, они любили весело пищать. Вот так (металлофон). Наступала осень и подул холодный ветер (дуем в бутылочки). Мышки стали утеплять свои норки сухой травой. Вот так (пакет). Шел мимо сердитый ёжик и бубнил. Вот так (барабан). Мышки сказали:»Привет!» Вот так. (металлофон) А ежик всё бубнил. Вот так (барабан) -Не сердись, ёжик, мы тебя угостим крупой. (Звук баночки с крупой) - А ёжик недовольно сказал: «Не хочу!». Вот так. (барабан) - Ёжик, почему ты такой сердитый? - У меня нет друзей. - А давай с нами дружить! И ёжик улыбнулся. Вот так (металлофон) -Давайте будем танцевать. (танцуют под музыку). Психолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же вам, ребята, больше всего запомнилось? Понравилось? | Организационный момент Прием телесно-ориентированной психотерапии Загадки Психогимнастика Игра Приём телесно-ориентированной психотерапии Игра Приём музыкотерапии |