Конспект внеклассного мероприятия на тему «Конституция моей страны»

2
2
Материал опубликован 12 January 2021 в группе

Конспект внеклассного мероприятия

на тему: «Конституция моей страны»

(для детей 6,5-11лет)


Разработал: Ширяева Ирина Ивановна, учитель начальных классов , 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное занятие, классный час

ФИО учителя: Ширяева Ирина Ивановна

Тема мероприятия: "Конституция моей страны"

Актуальность:

приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины1;

формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

пополнение запаса знаний о государственной символике, национальном и территориальном составе России, узнать о своих правах и обязанностях.

Целевая аудитория: 6,5-11лет (1-5 классы)

Роль и место воспитательного мероприятия в системе классного руководителя: материалы данного мероприятия можно использовать во время занятий внеурочной деятельности, во время проведения классных часов и мероприятий гражданско-патриотического направления.

Цель: сoздaть уcлoвия для фоpмиpoвaния представления о гocудаpcтвeннoм уcтpoйствe нашей страны, об основных документах, защищающих права человека, повышение гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Задачи:

активизация интереса обучающихся к изучению истории России;

формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

развитие военно-патриотического воспитания граждан;

развитие познавательной активности у учащихся;

развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации.

Планируемые результаты:

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность - целостносмысловая):

регулятивные - овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные - отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; умеют вступать в речевое общение, пользоваться книгой, рабочей тетрадью.

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

различать государственную символику Российской Федерации;

сравнивать и описывать герб и флаг России.

Обучающиеся получат возможность научится:

работать с картой;

находить на карте столицу России.

Методы, формы проведения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Педагогические технологии,:

Информационно – коммуникационная технология;

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Подготовка: Сценарий данного занятия – это результат совместной проектной деятельности классного руководителя, родителей и детей:

Родительское собрания, где родителям было предложено помочь детям собрать различную информацию для проведения занятия, цель которого заключается в воспитании гражданина, любящего свою Родину, имеющего активную жизненную позицию.

Распределение детей по группам для сбора информации.

Сбор информации.

Создание конспекта занятия.

Защита проекта.

Помещение оформлено государственными символами Российской Федерации, на этажерке Конституция РФ, на экране презентация «Конституция моей страны».

На доске: географическая карта, слова: столица, гимн, герб, президент. На столе у детей раскраски с изображением герба РФ, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, выставка детских книг о России.

В роли учителя могут выступать родители совместно с детьми, которые готовили информацию по какой-либо теме.

Для учащихся 4-5 класса можно добавить исторический материал о государственных символах России.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии: Конституция моей страны. Я думаю, что вы уже догадались о чем мы будем говорить на нашем занятии.

Чтец: Мы сегодня вам расскажем

Конституцию страны,

В доступном свете вам покажем,

Что ею вы защищены.

На страже ваших интересов

И день и ночь она стоит.

Она не терпит компромиссов,

В ней голос чести говорит3.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (слайд 2)[1]

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя: о чем говорится в песне (о Родине)

Чтец:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

В. Степанов

Учитель: Как вы думаете, что означает слово «родина», почему Родина названо именно этим словом? (ответы детей)

Учитель (обучающийся): Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым. Самые же теплые и радостные воспоминания всегда связаны с так называемой малой родиной.

Много существует различных пословиц и поговорок о Родине (можно организовать конкурс, кто больше вспомнит пословиц или поговорок):

Где родился, там и пригодился.

Дома и стены помогают.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная сторона мать, чужая – мачеха.

Если народ един, он непобедим

Учитель: А как называется страна, где мы с вами живем, учимся, где работают ваши родители? (Россия, Российская Федерация). Россия – наша Родина в широком смысле слова, а мы ее граждане.

Учитель (слайд 3): Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше и по воде. Россия простирается с запада на восток, с севера на юг (пригласить к доске обучающегося, чтобы он показал границу Российской Федерации).

Учитель (или подготовленный обучающийся): (под музыку Песни о Родине)[2]

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Учитель: «Песня о Родине» была написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк».

Учитель: Наша страна многонациональная. Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.

В наших школах обучаются дети из Украины, Узбекистана, Таджикистана и других государств ближнего зарубежья. Это ваши одноклассники, ваши друзья.

Учитель: Послушайте песню на слова Роберта Рождественского и скажите, к чему эта песня всех нас призывает (можно провести физкультминутку с показом движений).

Звучит песня «Я, ты, он, она…» (на экране клип 2, продолжительностью 3.53)[3].

(Обучающиеся рассказывают, что услышали в песне. Учитель подводит к тому, что все люди на Земле должны жить одной дружной семьей, обратить внимание на видеоклип, где сняты сюжеты спортивных соревнований, победы российских спортсменов - гордость страны).

Чтец (слайд 4): Основной закон нашей страны - это Конституция РФ, которая определяет устройство нашего государства, права и обязанности граждан.

Чтец: В статье 68 Конституции РФ говориться:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Чтец: Россия имеет государственные символы. Назовите их (герб, флаг, гимн)

Конституция РФ ст.70 п.1

«Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

Чтец:

Государству каждому символы нужны.
Это и величие, и престиж страны.
Хоть идут неспешно годы и века,
А Россия наша все так же велика.

Учитель: Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, печатях, монетах и официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». На гербе отражается история.

Учитель: (слайд 5) Давайте рассмотрим герб нашей страны. Современный герб утверждён Указом президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года. Историю герба мы узнаем на других занятиях, или информацию о нем вы сможете прочитать с родителями на сайтах Интернета. Расскажите, что вы знаете о государственном гербе России.

Государственный герб России представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Обратите внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи). А сама золотая птица напоминает солнце. Орёл увенчан двумя малыми коронами с крестами и — над ними — одной большой короной с крестом, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр4, в левой — держава5. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Это святой Георгий Победоносец. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. А верный конь воина топчет дракона копытами.

Издревле Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов , защитников Отечества. Его часто изображали на иконах. Есть легенда- сказка о Егории, царевне и змее. В некотором царстве, в некотором государстве произошло несчастье. Напал государство лютый змей-дракон. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал от жителей, чтобы они кормили его досыта свежим мясом. Но дракон был очень прожорлив, и вскоре в государстве не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Девушку отвели к берегу моря на съедение змею, она стала молиться, и ей явился небесный воин-защитник, который сразился со змеем и победил его.

Учитель (подготовленный обучающийся):

На Гербе России ярко-алый щит,
И орел двуглавый всех нас защитит.
Он единства наций лавровый венок,
Зорко охраняет он Запад и Восток.

Георгий побеждает на Гербе дракона,
Свободную Россию венчают три короны.
Скипетр с Державой – власти апогей,
Великою Победой гордимся мы своей.

И обычный школьник, и ученый муж,
И в жару, и в пору леденящих стуж
Знает, что Россия, что его страна,
Храбростью и верой сынов своих сильна!

(Е. Горшкова )

Детям дается задание раскрасить двуглавого орла желтым карандашом на листе с изображением российского герба (Приложение 1).

Учитель: Ребята, а вы знаете герб нашего городского округа Кашира? (показать герб г.о. Кашира.) (слайд 6).

Учитель: А вы можете дать определение слову «президент»? (ответы детей).

Конституция РФ ст. 11 п. 1: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. С этими словами вы познакомитесь на уроках в старших классах.

Учитель: Президент (т.е. сидящий впереди, во главе; председатель) —выборный глава государства, который избирается гражданами государства на определенный срок.

Назовите Президента РФ. (слайд 7)

Учитель (слайд 8): Еще один важный символ нашего государства – флаг. Он тоже имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, "стянуть к себе" воинов для защиты своей земли, села или городка. Государственный флаг означает единство страны. Затем стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко- или темно- красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена имели различные цвета: зеленый, желтые белые красные. Их украшали богатые узоры.

Российский флаг имеет три цвета. Его называют триколор. 22 августа наша страна отмечает день Государственного флага Российской Федерации.

На экране видеоролик о Государственном флаге РФ (видеоролик, продолжительностью 00.00.39 ) [6] (слайд 9).

Учитель: Где можно увидеть государственный флаг? (Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на флагштоках) органов местного самоуправления (администрации), общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации)

В нашей школе тоже есть флаг. Он не является государственным символом, это символ нашего образовательного учреждения (слайд 7).

Детям дано задание слепить макет российского флага из пластилина.

Учитель: Ни одно официальное мероприятие в нашей стране, и в нашей школе не проходит без главной песни нашей родины – России. Что же это за песня?

Учитель: Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции — один из официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова.

Учитель:

Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать.

(А. Александров)

Учитель: Гимн слушают стоя.

(звучит 1 куплет гимна)[7]

Учитель: 1 куплет Государственного Гимна мы сегодня выучим на нашем занятии. А остальные куплеты вы выучите на уроке музыки.

Чтец: Во второй главе Конституции России закреплены права и обязанности каждого гражданина человека в России (обучающиеся по очереди читают права и обязанности на слайде).

Итоги занятия. Рефлексия.

КРОССВОРД:

По вертикали:

2. Основной закон нашей страны

Кроссворд

По горизонтали:

1. Свод правил, защищающий права граждан и определяющий их обязанности.

3. В стране будет спокойно, если навести кругом…

4. Государство, в котором мы живём, наша Родина.

5. Глава нашего государства, гарант Конституции страны.

6. Часть Конституции РФ, которая начинается словами:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

7. Житель государства, который обладает всеми правами и выполняет обязанности, установленные законами страны, в которой он живёт.

 

Чтец:

И не должны в России нашей

Законы издаваться те,

Что отменяют права граждан,

Свободы умоляют все.

И здесь твой голос очень важен,

Чтоб он услышан всеми был,

И демократии России

Достойно он всегда служил.

Вот так способствовать ты можешь

Развитию России всей,

И государству ты поможешь

Демократичностью своей.

Гордись, в России что родился!

Что Конституция дала

Тебе и право и возможность

Чтец:

Если ты живешь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – РОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНИН!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!

 

Мероприятие окончено.

Список источников в сети Интернет:

https://www.kp.ru/daily/27012/4075049/

https://www.youtube.com/watch?v=yBgnNBa_OiQ [1]

https://muzykazhizni.ru/?q=Широка+страна+моя+родная [2] https://www.youtube.com/watch?v=iOstMQLWGnY [3]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Скипетр [4]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Держава_(символ) [5]

https://www.youtube.com/watch?v=SDEsFN0PKSM [6]

https://www.youtube.com/watch?v=uEnY11CzxsE [7]

Используемая литература:

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс.-5-е изд.-М.: ВАКО, 2019.

Бутромеев В.П. "История России для детей"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

t1610407128aa.jpg

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.

 

2 Преамбула — вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта..

3 Книга «Будь с Конституцией на ты, мой юный гражданин страны!» подготовлена под патронатом Совета Федерации и Ассоциации юристов России фондом «Стратегия будущего», издательство «Тончу»

 

4 Ски́петр [4](др.-греч.  «палка, посох, жезл») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.

5 Держа́ва (ст.‑слав. дрьжава — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.[5]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Ивановна, в тексте приводятся номера слайдов. Хотелось бы в качестве приложения видеть и презентацию.

12 January 2021

Добрый вечер! Презентация есть и я ее загружала, но она почему-то отсутствует. Могу ли я ее загрузить вновь?

2 March 2021