Внеклассное мероприятие «Конституция моей страны»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Яшкинский техникум технологий и механизации»
Конспект внеклассного мероприятия
«Конституция моей страны»
Автор- составитель:
воспитатель ГПОУ ЯТТиМ
Солушко Марина Сергеевна
Яшкино, 2021
Цель - формирование правовой культуры, гражданского самосознания обучающихся, проживающих в общежитии.
Задачи:- актуализировать и расширить знаний обучающихся о главном законе страны, о правах и обязанностях гражданина;
- развитие культуры речи, поведения, развитие мышления;
- воспитание гражданской ответственности.
Оборудование: плакаты «День Конституции» и «Права и обязанности гражданина», ромашка с отрывающимися лепестками, набор карточек- действий и карточек с правами , карточки с ситуациями.
Ход мероприятия:
I Вступительная часть
Педагог: Нашу встречу я хочу начать со стихотворения В. Степанова
« Необъятная страна», которое прочитает нам студентка…
Необъятная страна.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Педагог: О чем это стихотворение? О нашей стране России. Все мы с вами живем в одной огромной стране. Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов.
Педагог: Скажите, а что способствует тому, чтобы в нашей стране сохранялся порядок и мир? Конечно любовь к нашей Родине и соблюдение законов.
Педагог: Назовите главный закон нашей страны? Конституция
Педагог: Именно Конституции нашей страны и будет посвящено сегодняшнее мероприятие. Ведь это основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации, политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
II Основная часть
Педагог: Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, ответы на которые должен знать каждый гражданин России. На лепестках ромашки записаны вопросы, связанные с Конституцией нашей страны. По очереди мы будем передавать ромашку, отрывая лепесток. На каждом лепестке вопрос. Вы читаете его и отвечаете на него, если затрудняетесь ответить, то на него может ответить любой желающий.
- Когда отмечается день Конституции? ( 12 декабря);
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ ? (12 декабря 1993 года);
-Сколько глав включает в себя Конституция? (9 глав)
-Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)
- На какие три ветви разделяется Государственная власть в РФ? (законодательная, исполнительная, судебная)
-Что является законодательным органом в РФ? (Федеральное собрание)
-Какой орган является исполнительным? (Правительство РФ)
- Что является высшим выражением власти народа? (референдум и свободные выборы)
- Как называется высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам? (Верховный Суд РФ)
-Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ? (её многонациональный народ) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Педагог: С Конституцией должен быть знаком каждый гражданин, ведь именно в ней прописаны права и обязанности человека.
Каждый из вас знает свои права и даже умеет их доказывать. Я предлагаю вам поработать в парах и узнать на сколько хорошо вам знакомы права человека. Вам предоставляется набор выражений- действий и набор прав, ваша задача - соотнести действие с каким- то определенным правом.
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
спал после долгой тренировки | право на отдых и здоровье |
прочитал новости на сайте «Вести Кузбасс» | право на доступ к информации и СМИ |
Обучаюсь в техникуме | право на образование |
Наложили гипс после неудачного прыжка | право на медицинскую помощь. |
посещаю секцию волейбола и занимаюсь танцами | право на всестороннее развитие |
хорошо ответил у доски и получил «отличную» отметку | право на справедливое вознаграждение |
отвечая на семинаре, защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Педагог: У нас много прав и свобод, но мы должны помнить, что защищая наши права, мы не должны нарушать прав другого человека, тем самым не преступаю черту закона.
Педагог: Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Как говориться нет прав без обязанностей.
Педагог: В чем отличие прав от обязанностей? Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Педагог: Чтобы разобраться знакомы ли со своими обязанностями мы проведен небольшую игру «Верно- неверно»
- Верно ли, что каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»)(верно)
- Верно ли, что каждый обязан жениться или выйти замуж до 35 лет? (неверно)
-Верно ли , что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет? (верно)
- Верно ли, что каждый парень, достигший 18 лет, обязан служить по контракту хотя бы пару лет (неверно);
Педагог: Но случается так, что про свои обязанности человек забывает или не соблюдает и тогда отвечать ему приходится по закону. Давайте рассмотрим на конкретных примерах.
Ситуация 1. Компания отдыхала на берегу реки, оставив после себя мусор, бутылки закинули в озеро.
Вопрос: Какую обязанность граждан они нарушили?
Ст.58 Обязанность охранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 2.
Семейная пара купила недвижимость. Спустя 2 года им пришло извещение из финансово налоговой службы об уплате имущественного налога, то они на него не обратили внимание и выкинули. Спустя какое- то время семейная пара решила полететь заграницу на отдых, но им отказали в вылете, так как у них не оплачен имущественный налог.
Вопрос: были ли нарушены права данных граждан? О какой обязанности гражданина идет речь?
Ст.57 Обязанность платить налоги и сборы.
Ситуация 3.
Парень, достигший совершеннолетия, бросил техникум, уехал в другой регион, уклоняясь от службы в армии. Спустя какое- то время он вернулся в свой регион и получил большой штраф.
Вопрос: не нарушены ли права молодого человека? О какой обязанности здесь идет речь?
Ст. 59 после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Уклонение от службы при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы установлена уголовная ответственность в виде штрафа, либо принудительных работ на срок от двух лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. (ст.328 УК РФ)
IIIзаключительная часть
Педагог: Закончить нашу встречу я бы хотела словами нашего президента В.В. Путина «Конституция - это не просто набор правовых формул. Это долговременная стратегия развития России, основа для укрепления общественной стабильности и достижения социального согласия. И любые наши планы, наши ценностные ориентиры мы обязаны сверять с духом и буквой Основного закона»
Педагог: Если каждый из нас будет стремиться знать свои права, будет выполнять свои обязанности, предписанные ему Конституцией, будет уважать права других людей , то и наша огромная многонациональная страна будет подлинно правовым государством.
Используемые интернет- ресурсы:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/10/824662-konstitutsiya-polnii-tekst-popravkami
https://rustih.ru/vladimir-stepanov-neobyatnaya-strana/
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
https://ria.ru/20091212/198681245.html