Внеклассное мероприятие по теме «Конституция моей страны» (8 класс)
Внеклассное мероприятие
Конституция моей страны
Суздаль Юлия Николаевна
учитель общественных дисциплин
МБОУ Климовская СОШ № 1
ТЕМА: Конституция моей страны
Эпиграф урока
Создайте лишь немного законов,
но следите за тем, чтобы они
соблюдались.
Джон Локк.
Цели:
1.Образовательные:
- познакомить учащихся с Конституцией РФ, выделить ее основные признаки
- формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
2. Развивающие:
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
развивать умения самостоятельно читать документы, анализировать, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление, внимание, память, умение обобщить изученное, делать выводы.
3. Воспитательные:
способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Методическое оснощение: сообщение «История Конституции РФ», Конституция РФ, рабочий лист.
Оборудование: компьютер, проектор
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Добрый день! Ребята, все мы знаем, что такое Конституция- закон, который является главным, основным для страны Но многие не знают ,что содержит конституция.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Принятие Конституции народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года- не только завершило сложный конституционный процесс в России, но и стало для народа событием судьбоносного значения.
12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. Сегодня вы узнаете об истории написания и принятия Конституции 1993 г, истории конституционного строительства в России.
- А что такое правовое государство?
- А обладает ли наш народ правовой культурой?
СЛОВА УЧИТЕЛЯ
Кроме понятия Конституция, я решила обратиться и к понятию правовое государство и правовая культура.
Правовая культура – это элемент духовной культуры, она является составной частью культуры общества. Она включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения.
Вопросы, связанные с правовым государством актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.
Правовое государство – вид государства, где оно должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.
Учитель ставит перед учениками проблему
Проблема: Правовое государство в России: миф или реальность?
Для этого поработаем с Конституцией нашей страны.
Из всех юридических документов наиболее известным является Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.
Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.
Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами.
Выполните задание №1 в рабочем листе
Задание №1
Используя текст, выделите черты Конституции, как основного документа страны.
ТЕКСТ
Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм.
Конституция определяется: легитимностью- конституционные нормы отражают волю народа. Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.
Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.
Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода. Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.
( ответ учащихся: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
Задание №2.
Прослушав сообщение, ответьте на вопрос - Можно ли Конституции времен Советской власти считать Конституциями правового государства или нет? Почему? (нет, так как происходило ущемление прав и свод)
Практическая работа с текстом Конституции РФ
СЛОВА УЧИТЕЛЯ Чтобы изучить документ, конечно же, потребуется немало времени. Сегодня мы познакомимся с отдельными положениями, которые помогут вам разобраться в ее содержании, понять заложенный в ней смысл, и самое главное понять то, что конституцию своего Отечества следует знать, уважать, выполнять.
Выполните задание №3
Задание №3
Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней. Как была принята Конституция РФ?(Высшая ценность- человек, его права и свобода. Была принята всеобщим голосованием)
Задание №4
Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:
Российская Федерация - Россия - есть демократическое, федеративное,_ __ __ ________ государство с _ ___ __ __ формой правления. Признание, соблюдение и защита _ и _ человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик _________, городов федерального значения, ________, ________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___ и ___ и несет __ __ _ _ _ _ _ __ _, предусмотренные __________________. (Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.)
Задание №5
-В настоящее время в России 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?(о свободе выбора граждан и участии граждан в жизни страны)
Задание№8
В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”? свой ответ аргументируйте.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ Ребята, прочтите эпиграф. Как вы понимаете данное высказывание?
Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.
(Главное требование, предъявляемое к любой власти, - справедливость, чтобы граждане жили в справедливом и свободном государстве.)
Работа с проектами (было дано заранее. Детям необходимо было провести опрос среди учеников школы).
Социологический опрос
Проводя социологический опрос я задавала следующие вопросы :
1.Что вы понимаете под термином правовое государство?
2.Создано ли оно в России?
3.Как вы относитесь к законам в РФ?
4.Как вы думаете, справедливы ли они?
5.Как вы думаете, действуют ли законы в РФ?
Ребята, давайте проверим, как вы выполнили проекты и какие выводы сделали.
И вот какие результаты я получила:
1.
Я не знаю
Лучше не спрашивайте
Когда есть законы и они работают
Государство, где законы выше
власти
Вывод: Около 50% не знают что такое правовое государство
2.
Да
Наверное
Не думаю
Нет, но мы к этому стремимся
Вывод: Около 50% не считают что Россия правовое государство
3 .
Я принимаю их такими,какие они
есть
«Закон , что дышло - куда
повернешь , туда и вышло»
Как порядочный гражданин
Положительно
Отрицательно
Вывод: Около половины опрошенных считают, что законы важны и нужны
4.
Не всегда
Не совсем
Да, раз существуют
Когда как
Вывод: Около половины респондентов считают законы не справедливыми
5.
Да действуют
Не все
Смотря какие
Не на всех людей
Вывод: 60% считают, что законы не действуют на территории РФ и поселка Климово
Давайте подведем итог:
Проводя это исследование, мы пришли к выводу:
Что школьники с недоверием относятся к законам.
ученики большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
Правовое государство миф, а не реальность.
Ответьте на вопрос
- Обеспечивает ли нам свободу и справедливость Конституция?
На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто объявление добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).