Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса игра-путешествие «В гости к Науму Грамотнику»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Игра-путешествие «В гости к Науму Грамотнику»
Цель: Воспитание любви и уважения к православной культуре и образованию.
Задачи: 1. Познакомить с пророком Наумом; с тем, как учили детей в старорусской школе.
2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
3. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.
4. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
5. Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: надпись на доске темы занятия, правила работы на доске, карточки с заданиями для учащихся, старославянская азбука, картонки, покрытые пластилином и деревянные палочки у каждого учащегося, гусиное перо, чернильница, сушки, ленточка, горшок с кашей, ложки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, наша встреча принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
-Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим таинственному и прекрасному русскому языку. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
2. Определение темы занятия.
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие… А к кому, вы узнаете, если ответите на мои вопросы. Но сначала давайте вспомним правила работы. (на доске)
Наши правила. Работать дружно. Уметь выслушать своего товарища, не перебивать его. Не обижать товарища, который сделал ошибку.
(Учащиеся отвечают на вопросы и открывают на доске буквы)
Вопросы:
Часть речи, которая обозначает предмет…(имя существительное)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Какая буква всегда ударная? (ё)
Буквы, которые не обозначают звука…(ь,ъ)
Часть речи, которая всегда что-то делает… (глагол)
Указывает на предмет, не называя его… (местоимение)
Стоит перед корнем, служит для образования новых слов… (приставка)
Звуки, которые умеют «петь»… (гласные)
Главные члены предложения… (подлежащее и сказуемое)
Слова с одинаковым корнем… (родственные)
Слова переносят по … (слогам)
Б-п, в-ф, г-к – какие согласные? (парные)
13. Какой? Какая? Какое? – часть речи…(имя прилагательное)
- У кого мы будем в гостях? ( У Наума Грамотника) Слайд 1
3. Работа по теме занятия.
- А знаете, кто такой Наум Грамотник?
Слайд 2
- Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.
Слад 3
Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».
14 декабря праздник - День Наума Грамотника. Этот день отмечался раньше как праздник грамоты, как обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось в ноябре – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики могли уже показать свои успехи. Учитель приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами.
- Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем.
Слайд 4
Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.
Принарядившись, все шли в храм, спрашивая благословения на учение.
- Вот сегодня я предлагаю вам перенестись в прошлое и узнать как обучались дети в старорусской школе, а за одно и знания свои показать. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получат сушку. При подведении итогов все сушки соберёте на одну ленту. Если лента окажется полная, то класс получит почетное звание – «Грамотеи».
- Итак, Делу время - …(Потехе час!).
Слайд 5
Испытание 1. «Пословицы и поговорки»
На Руси народ сложил пословицы и поговорки о дне Наума Грамотника. Помогите их собрать.
(работа в парах)
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
(Пословицы выставляются на доску)
- Чему учат все эти пословицы?
Слайд 6
-Послушайте, как проходили занятия в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами. Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
Слайд 7
На лавке — ученики. Во главе стола — учитель. А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали свои места за общим столом.
Слайд 8
Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй». На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».
Первый урок-азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
- Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. Слайд 9
Посмотрите, как выглядела раньше азбука.
Слайд 10
Испытание 2. «Знатоки азбуки»
- Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. « В одиночку не сдвинуть и кочку» - так говорили раньше.
(работа в группах)
Задание для работы в группах. Прочитайте слово, записанное буквами старой азбуки.
Глаголь рцы аз мыслите он твердо аз (грамота)
- Прочитайте слово. Назовите буквы старославянской азбуки.
- Как и чем писали наши предки? (ответы детей)
Слайд 11
- Наши предки использовали церы и писала.
Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.
Использовали пергамент. Это телячья кожа, выделанная особым способом. Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.
Более дешевая и доступная была береста. Благодаря особенностям березовый коры книги из нее лучше сохраняются в земле, чем пергаментные.
Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Чернила приготавливали из растений (черники, крушины, бузины), из сажи и ржавчины, из ольховой и дубовой коры, кваса, мёда. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол.
Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, ибо оно имеет удобный угол для письма правой рукой.
Слайд 12
Испытание 3. «Писари»
Сегодня вы узнаете, легко ли было писать. Приступаем к следующему испытанию, которое называется «Писари». На подготовленных дощечках – церах, попробуйте написать своё имя, используя писало. |
(У каждого ученика дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки)
- Это испытание пройдёте, если покажите свою грамотность. Задание: исправить ошибки в тексте.
(индивидуальная работа)
(Зимние каникулы я правел у дяди серёжи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снижок. )
-Проверим, как вы справились.
(на слайде исправляют ошибки)
Физкультминутка - потешка
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).
- С незапамятных времён существуют в русском языке фразеологические обороты или устойчивые выражения. Наблюдая за Природой, поведением людей, повадками животных, наши предки находили такие точные, меткие, образные определения, что лучше и не скажешь! Их передавали из уст в уста на протяжении сотен лет. В них сохранилась народная мудрость, обычаи, история народа.
Слайд 13.
Испытание 4. «Фразеологические загадки»
Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, о чём идёт речь, переходим к следующей загадке, если нет - читаю второе высказывание. У вас три - четыре попытки. И так начнем.
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.
Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные УШИ
Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
Её «просит» рваная обувь.
Она в голове у путаников. КАША
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается
бесполезным делом.
Её набирают в рот, когда молчат.
Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из
неё сухими. ВОДА
Его проглатывают, упорно не желая говорить.
Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко
и бойко.
За него тянут или дергают, заставляя высказаться.
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК
- А что означают следующие фразеологические обороты?
1. Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть - тесно
Слайд 14.
Испытание 5. «Путаница»
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
- Каждая группа получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки.
(работа в группах)
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
Слайд 15.
Испытание 6. «Хитрые части речи»
Задание: Определить части речи выделенных слов. (на доске)
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
4. Подведение итога.
- Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну ленточку, не забудьте пересчитать их.
- Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вы заслужили почётного звания «Грамотеи». Хорошие знания учеников – лучший подарок учителю.
- В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала в горшочек, ученик приносил её и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками». Вот и мы с вами тоже отведаем на перемене каши из общего горшочка, которую нам приготовила бабушка Артёма, и будем настоящими однокашниками.
Слайд 16
- Спасибо за работу. А гостям спасибо за внимание. Наше занятие окончено.
Использованные источники:
-
http://festival.1september.ru/articles/104637/
http://conf.pskovedu.ru/?pagenum=2800&project_id=1790
http://www.docme.ru/doc/37694/prazdnik-gramoty-naum-gramotnik
Бырылкина, Л.П. Внеклассные мероприятия 2 класс [Текст]/Л.П. Барылкина, Л.Н. Яровая, Т.И. Цыбина. – 2-е изд. доп. – Москва:Вако, 2005. – 208 с.
Макеева, В. Конкурс знатоков русского языка [Текст]/ В.Макеева// Первое сентября. – 2004. - №22. – с 12-13.
Савинова, С.В. Праздники в начальной школе [Текст]/ С.В. Савинова – Волгоград: Учитель, 2003. – 103 с.
Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Выпуск 9, 2009г., с.56-60