Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5–11 классах «В.В. Даль»
Тема: «День словаря»
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля
Задачи:
Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык
Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок
посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля
Ход урока
1.Организационный момент ( слайд)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
2.Постановка задач и целей урока ( слайд)
-Ребята, посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, какая книга тут лишняя?
(- Лишняя книга со сказками, потому что все остальные книги, это словари)
-Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы сегодня будем говорить о словарях)
-Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о словарях.
3. Изучение темы
Словарей русского языка очень много. Некоторые представлены сегодня на выставке:
- Это толковый словарь русского языка.
-Словарь синонимов русского языка.
-Орфографический словарь.
-Школьный словарь иностранных слов.
-Словарь литературоведческих терминов.
-Ребята, 22 ноября День словарей Это день рождение Владимира Ивановича Даля. Он собрал и составил «Толковый словарь живого Великорусского языка» .Словарь вышел в 1866 году. Это один из крупнейших словарей русского языка. Он содержит около200000слов и 30000 пословиц, поговорок, загадок. Над словарем В. Даль работал 53 года.
-А подробнее о Владимире Ивановиче нам расскажут ребята.
Сообщения учеников.
Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.
Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.
Скончался Даль 4 октября 1872 года.
-А сейчас мы поговорим о пословицах, сказках и скороговорках, которые Даль внес в свой толковый словарь.
1.Скороговорки ( слайд)
Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.
Говори, говори, да не заговаривай
Ткёт ткач ткани на платок Тане
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
2.Загадки ( слайды)
Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.
Что выше лесу? (Солнышко)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
Пословицы ( слайд)
В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
Написано пером, (не вырубить и топором.)
Ученье - свет, (а неученье - тьма.)
Не спеши языком, (торопись делом.)
Физкультминутка (33 слайд)
Сказки ( слайды)
Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть". (Журавль и цапля)
Значение слов ( слайды)
Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.
Уста – губы
Длань – рука, ладонь
Очи – глаза
Рушник – вышитое полотенце
Чёботы – сапоги
Жбан – кувшин с крышкой
Синонимы ( слайд)
Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.
Из второго столбика нужно подобрать синоним к словам первого столбика.
Смелый – храбрый
Весёлый – радостный
Худой - тощий
Трудолюбивый - работящий
Красный - багряный
Антонимы ( слайд)
Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика нужно подобрать антоним к словам первого столбика.
Низкий – высокий
Широкий - узкий
Добрый - злой
Грустный - весёлый
Омонимы ( слайды)
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.
* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.
* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины), кисть — кисточка (для краски).
* Лук — растение, лук — оружие.
* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.
* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.
-Посмотрите на экран, нужно вставить пропущенные буквы и в этом нам поможет орфографический словарь. Эти слова нельзя проверить, найти их в словаре и посмотреть, как они пишутся. Напоминаю, что все слова в словаре находятся в алфавитном порядке
Слова:
Ат….ман
Гр…маса
Ж..ри
К..рабль
Н..поседа
Параш..т
Х…рург
Ш…фер
-Молодцы ребята, вы хорошо сегодня справились со всеми заданиями.
Рефлексия ( слайд )
Ребята сейчас посмотрите на доску, на ней незаконченные предложения, которые нужно закончить
Сегодня на занятии я узнал(а)…….
На мой взгляд самым полезным было…..
Для себя я понял (а), что….
Мне особенно понравилось…
Д.З. к Следующему внеклассному занятию, вам нужно найти в библиотеке сказки Даля
- «Девочка Снегурочка»
- «Журавль и цапля»
прочитать и принести на урок, мы эти книги рассмотрим и поговорим о сказках, вы расскажете, что прочитали, что понравилось
Наталья Алексеевна Яковлева