Конспект внеурочного занятия на тему «Хантыйские народные игры»

0
0
Материал опубликован 18 February 2022

Класс: 4

Тема: «Хантыйские народные игры»

Цели:

Обучающая: формирование представлений обучающихся об играх народов ханты и манси

Развивающая: развитие навыка самостоятельного поиска информации и работы в команде.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к коренным народам, их культурному наследию.

Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: развивать умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; развивать умение формулировать определение понятий; продолжать развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.

Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: развивать умение проявлять дисциплинированность; развивать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; развивать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать развитию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; продолжать развитие умения осознавать возникающие трудности; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: продолжать развитие умения осуществлять взаимодействие с одноклассниками; развивать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; развивать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; способствовать развитию умения формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, принятию общечеловеческих ценностей; развивать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.

Оборудование: раздаточный материал, спортивный инвентарь, колонки.





Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Эмоционально-установочный этап

Задача: создать

доброжелательную

атмосферу,

положительный

эмоциональный

настрой на работу.

Здравствуйте, ребята!

Милости просим!

Мы вас ждём, поджидаем,

праздник без вас не начинаем.

Сегодня будут игры, смех,

радости хватит для всех!


Приветствуют учителя


Слушают стихотворение

Регулятивные УУД:

умение проявлять дисциплинированность.

2.Подведение под тему

Задача: создать условия для последующего самостоятельного определения учащимися темы занятия

У нас сегодня необычное занятие. А занятие, посвященное играм коренных народов севера.  А какие народы живут на Севере? Ханты и манси. Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора.

Слушают учителя




Ханты и Манси

Регулятивные УУД:

умение проявлять

дисциплинированность.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

3.Определение темы занятия

Задача: создать условия для самостоятельного определения учащимися темы и постановки цели занятия

Итак, о чем будет идти речь на нашем занятии?


Какую цель в соответствии с темой мы поставим?

Об играх народов ханты и манси

Познакомиться с играми народов ханты и манси


Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять

тему занятия.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

4.Пропедевтический

Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия

А перед тем, как начать состязания в силе, ловкости и смекалке, мы с вами должны размяться

https://yandex.ru/video/preview/6534137360161612806

Выполняют упражнения

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать

учителя; умение взаимодействовать с

одноклассниками.

5. Деятельностный

Задача: организовать

деятельность

обучающихся,

направленную на

достижение

поставленной цели.

Спортивные игры народов ханты и манси

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.

-Сегодня мы с вами разучим  игры и эстафеты хантов и манси, а затем научим играть своих друзей.

-Но для начала повторим технику безопасности при проведении подвижных игр







1. Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствует выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.

 

2. Игра с кольцами – Кусангюх

«БРОСАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ». 

Участники с обручем добегают до отметки, бросают обруч на стойку. В любом случае поднимают обруч и передают его следующему.
Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатываются глазомер, точность броска, ловкость.

 

3. Игра «Чум» В игре участвуют две команды, каждая из которых образует круг по периметру площадки. На другой стороне площадки лежит  платок. Взявшись за руки, все идут своими подгруппами по кругу и проговаривают : Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать .

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Затем все команды  разбегаются по площадке. После сигнала  дети быстро бегут к конусу,  берут платки и натягивают их  в виде шатра - крыши, получается чум.


4. БЕГ НА ЛЫЖАХ.

Одевается одна лыжа. Бег до конуса и обратно

 

5. Перетягивание палки «Талтыюх»

Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и ,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным.

 

6. НАРТЫ.

А что вы знаете о нартах, ребята

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа. Давайте и мы выберем по 1 участнику из своей команды и посмотрим какие они выносливые.

 

7. Заячьи следы
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на другую, а затем на  обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
 

8. «ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА».

Ни один зимний обряд не обходится без гонок оленьих упряжек. Эстафета в парах. У первого на поясе обруч, второй стоя сзади держится за обруч. Бег до конуса и обратно.

 

9. Перетягивание веревки

Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, за ними сидели все игроки команды. По сигналу они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника
.

 

10. «Нумстыюнтупсэт» – головоломки.

Из разрезанных на части рисунков вам необходимо собрать жилище народов ханты и манси и вспомнить как оно называется

t1645161778aa.png









Читают текст в парах, затем обсуждают, что нового узнали, что удивило























Проговаривают правила:

t1645161778ab.png



Слушают правила игры и приступают к выполнению заданий



























































Слушают историю происхождения игры, выполняют задание, соблюдая правила игры











-Нарты-это сани северных народов, на которых они передвигаются по лесу
















































Собирают картинку из разрезанных частей

Такое жилище называется чум

Познавательные УУД:

умение воспринимать

информацию,

представленную в

изобразительной форме;

способность осуществлять

операции анализа, синтеза,

сравнения и классификации;

умение использовать

дополнительные источники

для нахождения информации.

Регулятивные УУД:

способность выполнять

задание в отведенное время;

умение генерировать идеи и

определять средства для их

реализации.

Коммуникативные УУД:

умение формулировать

собственные мысли,

высказывать и обосновывать

свою точку зрения; умение

осуществлять совместную

деятельность в группах и

парах; способность

представлять результаты

своей деятельности перед

одноклассниками.

Личностные УУД: умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

отношению к поставленной

задаче; принятие социальных

норм, общечеловеческих

ценностей; проявление

самостоятельности в

приобретении новых знаний.

6. Эмоционально-

рефлексивный

Задача: организовать

деятельность

обучающихся по

самоанализу и

самооценке

достижения

обучающимися

поставленной цели.

-Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Пришло время оценить свою работу на занятии:

-Что нового вы узнали?

-Какая игра северных народов запомнилась вам больше всего?

-Давайте поаплодируем себе те, кому занятие понравилось и все получилось

В награду за ваш труд, вы получаете карточку для плаката с изображением нарт, которой вы дополните свою работу.


Без смеха и шутки, друзья,

На свете никак жить нельзя.

В народные игры, вместе играя,

Силу и ловкость свою развивая,

Друзей настоящих сегодня нашли,

И все испытания дружно прошли.

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

Слушают учителя

Отвечают на вопросы



Аплодируют


Получают карточку



Слушают стихотворение

Регулятивные УУД: умение

оценивать результаты своей

деятельности.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.