Конспект внеурочного занятия на тему «Хантыйские народные игры»
Класс: 4
Тема: «Хантыйские народные игры»
Цели:
Обучающая: формирование представлений обучающихся об играх народов ханты и манси
Развивающая: развитие навыка самостоятельного поиска информации и работы в команде.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к коренным народам, их культурному наследию.
Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: развивать умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; развивать умение формулировать определение понятий; продолжать развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: развивать умение проявлять дисциплинированность; развивать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; развивать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать развитию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; продолжать развитие умения осознавать возникающие трудности; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: продолжать развитие умения осуществлять взаимодействие с одноклассниками; развивать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; развивать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; способствовать развитию умения формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, принятию общечеловеческих ценностей; развивать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.
Оборудование: раздаточный материал, спортивный инвентарь, колонки.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Эмоционально-установочный этап Задача: создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу. | Здравствуйте, ребята! Милости просим! Мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня будут игры, смех, радости хватит для всех! | Приветствуют учителя Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. |
2.Подведение под тему Задача: создать условия для последующего самостоятельного определения учащимися темы занятия | У нас сегодня необычное занятие. А занятие, посвященное играм коренных народов севера. А какие народы живут на Севере? Ханты и манси. Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора. | Слушают учителя Ханты и Манси | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3.Определение темы занятия Задача: создать условия для самостоятельного определения учащимися темы и постановки цели занятия | Итак, о чем будет идти речь на нашем занятии? Какую цель в соответствии с темой мы поставим? | Об играх народов ханты и манси Познакомиться с играми народов ханты и манси | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять тему занятия. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4.Пропедевтический Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия | А перед тем, как начать состязания в силе, ловкости и смекалке, мы с вами должны размяться https://yandex.ru/video/preview/6534137360161612806 | Выполняют упражнения | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать учителя; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
5. Деятельностный Задача: организовать деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленной цели. | Спортивные игры народов ханты и манси Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой. -Сегодня мы с вами разучим игры и эстафеты хантов и манси, а затем научим играть своих друзей. -Но для начала повторим технику безопасности при проведении подвижных игр 1. Прыжки на одной ноге
2. Игра с кольцами – Кусангюх «БРОСАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ». Участники с обручем добегают до отметки, бросают обруч на стойку. В любом случае поднимают обруч и передают его следующему.
3. Игра «Чум» В игре участвуют две команды, каждая из которых образует круг по периметру площадки. На другой стороне площадки лежит платок. Взявшись за руки, все идут своими подгруппами по кругу и проговаривают : Ставит чум моя семья – Трудятся отец и мать . Что мне делать? Отдыхать? Быть без дела не люблю, Я кустарник нарублю. Разожгу костер скорей, Пусть горит он веселей. Затем все команды разбегаются по площадке. После сигнала дети быстро бегут к конусу, берут платки и натягивают их в виде шатра - крыши, получается чум.
Одевается одна лыжа. Бег до конуса и обратно
5. Перетягивание палки «Талтыюх» Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и ,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным.
6. НАРТЫ. А что вы знаете о нартах, ребята Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа. Давайте и мы выберем по 1 участнику из своей команды и посмотрим какие они выносливые.
7. Заячьи следы 8. «ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА». Ни один зимний обряд не обходится без гонок оленьих упряжек. Эстафета в парах. У первого на поясе обруч, второй стоя сзади держится за обруч. Бег до конуса и обратно.
9. Перетягивание веревки Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
10. «Нумстыюнтупсэт» – головоломки. Из разрезанных на части рисунков вам необходимо собрать жилище народов ханты и манси и вспомнить как оно называется | Читают текст в парах, затем обсуждают, что нового узнали, что удивило Проговаривают правила: Слушают правила игры и приступают к выполнению заданий Слушают историю происхождения игры, выполняют задание, соблюдая правила игры -Нарты-это сани северных народов, на которых они передвигаются по лесу Собирают картинку из разрезанных частей Такое жилище называется чум | Познавательные УУД: умение воспринимать информацию, представленную в изобразительной форме; способность осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации; умение использовать дополнительные источники для нахождения информации. Регулятивные УУД: способность выполнять задание в отведенное время; умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение осуществлять совместную деятельность в группах и парах; способность представлять результаты своей деятельности перед одноклассниками. Личностные УУД: умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче; принятие социальных норм, общечеловеческих ценностей; проявление самостоятельности в приобретении новых знаний. |
6. Эмоционально- рефлексивный Задача: организовать деятельность обучающихся по самоанализу и самооценке достижения обучающимися поставленной цели. | -Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Пришло время оценить свою работу на занятии: -Что нового вы узнали? -Какая игра северных народов запомнилась вам больше всего? -Давайте поаплодируем себе те, кому занятие понравилось и все получилось В награду за ваш труд, вы получаете карточку для плаката с изображением нарт, которой вы дополните свою работу. Без смеха и шутки, друзья, На свете никак жить нельзя. В народные игры, вместе играя, Силу и ловкость свою развивая, Друзей настоящих сегодня нашли, И все испытания дружно прошли. Много есть на белом свете Игр разных и затей. Выбирай себе по вкусу! И учи играть друзей! | Слушают учителя Отвечают на вопросы Аплодируют Получают карточку Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей деятельности. |