Конспект познавательного занятия на тему «Народный быт» (старшая группа)
Конспект познавательного занятия на тему «Народный быт» в старшей группе детского сада
Воспитатель Эйсмонт Елена Петровна
Программное содержание.
Знакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи. С предметами старинного русского быта. Познакомить с правилами русского гостеприимства , народными обычаями и традициями. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное отношение к хлебу. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, русские народные песни и игры.
Здравствуйте,гости дорогие!
Милости просим. (Встречает детей караваем, дети отламывают по кусочку)
Проходите в избу. Садитесь . Гостям-то места хватило, да не тесновато ли? В тесноте - не в обиде.
Русские люди очень гостеприимные. встречают гостя на пороге своего дома. Хлебом да солью, Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Много есть поговорок о русском гостеприимстве : «Чем богаты, тем и рады»
А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?
Дети рассказывают поговорки:
1. «Без обеда не красна беседа»
2. «Что есть в печи, все на стол мечи»
3. «Умел в гости звать, умей и угощать»
4. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
5. «Добрый гость всегда впору»
6. «Гостю щей не жалей, а погуще лей»
7. «Где слова привета, там улыбка для ответа»
8. «Не дорог обед, - дорог привет»
9. «От учтивых слов язык не отсохнет»
10. «Хороший гость дому радость»
11. «Чем богаты, тем и рады»
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве.
Изба у меня не большая
Да красивая какая!
На убранство поглядите и про все мне расскажите.
Воспитатель: Есть ли в моей избе уже знакомые вам предметы, но не отвечайте быстро, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать и называть этот предмет этот предмет.
Загадки:
Не бык, а бодает, не ест, а хватает. (Ухват) А для чего он нужен? Покажи ухват ? И. т . д.
Конь черен – в огне проверен. (Кочерга)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Как называется посуда, в которой готовили еду в русской печи. (Чугунок)
Как называется обувь, сплетенная из коры дерева (липы). (Лапти)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ложка)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Воспитатель: У меня еще много чего есть в избе. И утюги и прялка. Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Всё делалось с любовью и было полезным, красивым, радующим глаз.
В старые времена был такой обычай у русских людей – коротать долгие вечера вместе на посиделках. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся .
И я для вас припасла забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Всё это в моём сундуке припрятано.
Воспитатель: А не засиделись ли вы, ребятушки?
Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра «Золотые ворота!»
Игра “Золотые ворота”
Золотые ворота пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Правила игры рассказать детям
Воспитатель: Молодцы….
Садятся на свои места
Воспитатель: В сундуке моём столько добра….(достаёт…..)
«Шкатулка сказок». Но открыть ее я не могу, а то все сказки разбегутся,а загадаю я вам о них загадки.
Воспитатель загадывает детям загадки о героях русских народных сказок.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила.
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из сказки “Репка”)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят из сказки “Волк и семеро козлят”)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля из сказки “По щучьему велению”)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Сказка “Три медведя”)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Игла)
Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный аппарат летательный. (Ступа)
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
Говорила ведь сестрица:
“Пить из лужи не годится”.
Не послушался сестру,
Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Воспитатель: В сказках героями становились не только люди, но и звери, птицы. Про них и сказки сказывали, и песни пели и хороводы водили.
Встанем дружно в хоровод, музыку заслыша,
Хоровод тот запоет так, что все услышат!
« А весной »
Воспитатель: Ребятки «Делу время , а потехе час»
Приходите еще. А вам, ребята, я дарю Шкатулку сказок и скажу на прощание, копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на которой живете, любовь свою к матери, отцу. Дом, земля наша, любовью богат и трудом. А песнями, танцами, играми счастье копится и полнится.
И вам спасибо, гости дорогие, за то, что нас слушали и не скучали, да в ладоши хлопать не забывали!