Конспект внеурочного занятия на тему «Музыка и здоровье»
Этапы внеурочного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Организационный момент |
По традиции наше занятие мы начнем с музыкального приветствия. Здравствуйте ребята, рада видеть вас! |
Здравствуйте учитель! Мы тоже рады видеть вас! Занимают рабочие места |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний |
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране «Музыка». Из путешествия мы узнаем, влияет ли музыка на здоровье человека. - Скажите мне, что такое здоровье? -Верно! Здоровье — состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. -Что нужно делать, чтобы быть здоровым? -Правильно: заниматься спортом, правильно питаться, вести ЗОЖ. А вы знаете, что 2018 год объявлен годом детского спорта в Ростовской области. -Хорошо! А что же такое музыка? -Музыка - это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. -Молодцы! Итак, разобрались, что такое здоровье и музыка, и теперь можем отправляться в волшебное путешествие. |
-Не болеть -заниматься спортом, вести ЗОЖ - пение |
Регулятивные: обучающиеся учатся отличать верно, выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: обучающиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. |
Основная часть |
Наше путешествие начинается с городка «Музыкотерапия» (слайд) Какое интересное название! Кто попробует объяснить значение этого слова! -Музыкотерапия положительно влияет на эмоциональное состояние. Какие эмоции, настроение могут преобладать у людей? -А какие эмоции, настроение испытываете вы сейчас? -Хорошо! А сейчас сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, внимательно прослушайте музыкальное произведение. После прослушивания ответите на вопрос: Каким настроением наполнена музыка. Слушание: Звуки природы!!! (аудиозапись) -Изменилось ли ваше настроение? -У кого изменилось, а кто - то остался при своих эмоциях. Ведь музыка влияет на каждого человека по-разному. -Наше путешествие продолжается. Всё вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов. Но послушай, как ритмично ходит маятник часов: Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так! Вот суворовцы шагают по широкой мостовой, Маршировке помогает барабанный чёткий бой. Ждёт их доблесть, ждёт их слава и глядит на них Москва, Левой…Правой…Левой…Правой…Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два! -О чем идет речь? -Что такое ритм? Ритм - это организованная последовательность длительностей в мелодии. Мы попали с вами в город «Ритмотерапия». Ритмотерапия помогает снять умственную усталость, помогает выразить чувства и переживания. Я предлагаю разбиться на пары. Включаю музыку ваша задача под музыку выполнить движения. -Приготовились: 1. Вальс 2. русская народная песня. 3.марш -Молодцы! Вы правильно двигались под музыку. Итак, ребята, прослушав произведения, музыка звучало одинаково? Поэтому движения были разные. -Значит музыка разная. И чувства и переживания были различны. -Прослушав первое произведение, какая музыка по характеру? Поэтому и движения ваши были легкими, плавными. -А второе произведение? -Правильно – молодцы! И 3 произведение. Предназначена для коллективного шествия. -Молодцы! Мы можем продолжить свое путешествие по стране «Музыка». Сделаем небольшую остановку. Поиграем «Мы с тобой - одна семья!» ведущий предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему. - мы с тобой - одна семья: вы, мы, ты, я. Улыбнись соседу справа Улыбнись соседу слева мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. потрогай нос соседа справа, потрогай нос соседа слева, мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. обними соседа справа, обними соседа слева, мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. ущипни соседа справа, ущипни соседа слева, мы с тобой – друзья! мы с тобой – одна семья: вы, мы, ты, я. Погладь соседа справа, погладь соседа слева, мы с тобой – друзья! Нам скучать нельзя. -Теперь продолжаем наше путешествие. И чтобы понять в какой следующий город мы попадем, нужно отгадать загадки. Берегись болезнь любая: Из танцзала короля Родилась у мамы дочка Хоть твердит, что он — мастак, -Молодцы, ребята! Справились с заданием. Где встречаются все эти персонажи? -. Наш город «Сказкотерапия» Сейчас я вам покажу фрагмент из мультфильма, ваша задача узнать мультфильм и исполнить песню из этого мультфильма. Бременские музыканты Кот Леопольд Летучий корабль -Верно. Молодцы! Путешествие продолжается. Мы с вами отправимся в большой город под названием «Вокалотерапия» Как вы думаете, с чем связан этот город? -Верно. Мы тоже исполним песню, но сначала нужно подготовить наш голосовой аппарат к пению. Существует различные упражнения. С некоторыми мы познакомимся. - Возьмите бумажные бабочки, положите на ладонь и подышите на нее. Так у кого бабочка не улетела, тот дышал правильно. Вдох носом, легкий выдох. Молодцы! Выполним упражнение на развития дыхания Ладошки Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Исходное положение при выполнении дыхательного упражнения "Погончики": встать прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты спереди к поясу. Носом сделайте короткий, шумный вдох и при этом кулаками произведите сильный толчок вниз, к полу, как бы стремясь сбросить с рук тяжесть. Одновременно с этим движением кулаки нужно разжать. Во время вдоха плечи нужно напрячь, руки вытянуть строго прямо вниз, пальцы широко расставить в стороны веером. Выдыхая и возвращаясь в исходное положение, пальцы рук снова сожмите в кулаки и установите их впереди на поясе. -Не забывайте о том, что выдох должен быть свободным и легким, его можно делать как через нос, так и через рот. Главное — он должен быть пассивным. -Распеваемся на звуки. С помощью звуков изобразим дворника с метлой. изобразим звук (щ)(мягкий), - маленькая метла, большая метла делает так (Ш)(ПО 4 РАЗА)Разделимся на 2 группы. Поем протяжно и гудяще: «ММММ»- производит эффект на внутренние органы «ННННН» - лечит болезни головного мозга, развиваются творческие способности «ЩЩЩЩ» - лечат уши ООООО- при заболеваниях сердца. УУУУ- укрепляет горло Ом – па. Скороговорка : От топота копыт пыль по полю летит. Развивает дикцию. Медленно повторим, теперь быстро. -Все эти упражнения что развивают? =Ответы детей: дикцию, артикуляцию, дыхание. -Правильно - Все эти упражнения помогают нам укрепить наше здоровье. Познакомимся с песней. При слушании приняли установку. Послушав произведение, ответьте на вопрос - о чем поется в песне? Слушание песни “Дорога добра” - К чему призывает автор Как понять строчки второго куплета: “Забудь свои заботы, падения и взлёты...”? . -Молодцы! Исполним выразительно, эмоционально.
|
- лечение музыкой -грусть, радость, веселье!
-да -О ритме
-Нет.
-плавная, нежная.(вальс) -Русский народный танец – веселый, задорный, игривый - марш - серьезная, бодрая, энергичная.
Выполняют движения
-айболит -золушка -дюймовочка - незнайка -В сказках - песенка друзей - если добрый ты -песенка водяного -с пением Выполняют упражнения на дыхание Распеваются на звуки Проговаривают скороговорку - о добре
-Идти дорогою добра -Падения – чтобы не унывать; споткнулись – встать и идти дальше. Взлёты – не останавливаться на достигнутом, а идти дальше к новым целям). Исполняют песню |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
Рефлексия |
-Наше путешествие по стране «Музыка» подходит к концу. Кто мне назовет, в каких городах мы с вами побывали? -Они помогали нам развивать творческие навыки, укреплять наше здоровье. -А теперь давайте ответим на вопрос, который был задан в начале занятия, влияет ли музыка на наше здоровье? -Верно. Молодцы! Музыка во все времена считалась волшебным средством и являлась лекарством, обладающим чудодейственной силой. Было установлено давным-давно, что существует связь между голосом, любым звуком и здоровьем человека. Нужно заниматься музыкой, чтобы укрепить свое здоровье. -Раздаю вот такие смайлики: (станьте в круг) если занятие было интересным, познавательным, то поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный. Спасибо. Улыбнитесь друг другу. Я могу сказать, что вы усвоили сегодняшнюю тему нашего занятия. И надеюсь, что ваше путешествие по стране «Музыка» не закончится. Я хотела, чтобы мы вместе выполнили творческое задание. Сочиним стихотворение о музыке. Я начинаю фразу. А вы заканчиваете ее. С музыкой можно…( смеяться) С музыкой можно..(грустить) С музыкой можно… общаться А значит, с ней можно…(дружить)) Музыка подарит вам хорошее настроение, укрепит иммунитет. Она помогает общаться. Пойте песни, танцуйте под музыку, слушайте ее. Будьте здоровы. |
-Музыкотерапия, ритмотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. - да. Она способствует укреплению организма. Дети выбирают смайлик Делают творческое задание вместе с учителем - До свидания! |
Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Описание ресурса: Разработка занятия по внеурочной деятельности музыкальной направленности «Мир песен Донского края».
УМК:
Музыка: 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций /Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 159с.
Е. А. Лобанова «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006г.
М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997
Тема работы: Музыка и здоровье
Класс: 5
Учитель музыки: Бреус Анастасия Николаевна
Образовательное учреждение: МБОУ Зайцевская СОШ
Материально – техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор, аудио – видео записи, презентация, наглядные пособия, раздаточный материал.
Цели занятия:
Сформировать представление обучающихся о силе воздействия музыки на здоровье человека.
Способствовать развитию музыкального слуха, воображению, памяти, творческой деятельности.
Способствовать привитию интереса к музыкальной культуре.
Задачи:
Образовательные – расширять кругозор обучающихся о музыкальной культуре.
Воспитательные – воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Развивающие – развивать музыкальные и творческие способности.
Рефлексия «Смайлик»