Конспект внеурочного занятия на тему «Традиции хантыйской кухни»
Класс: 4
Тема: «Традиции хантыйской кухни»
Цели:
Обучающая: формирование представлений обучающихся о национальной кухне народов ханты и манси.
Развивающая: развитие навыка самостоятельного поиска информации и работы в команде.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к коренным народам, их культурному наследию.
Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: развивать умение воспринимать и понимать информацию; продолжать развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: развивать умение проявлять дисциплинированность; развивать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; развивать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать развитию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; продолжать развитие умения осознавать возникающие трудности; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: продолжать развитие умения осуществлять взаимодействие с одноклассниками; развивать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; развивать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; способствовать развитию умения формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, принятию общечеловеческих ценностей; развивать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.
Оборудование: раздаточный материал, канцелярские принадлежности, компьютер, интерактивная доска, колонки.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Эмоционально-установочный этап Задача: создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу. | Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! | Приветствуют учителя Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. |
2.Подведение под тему Задача: создать условия для последующего самостоятельного определения учащимися темы занятия | Мы сегодня с вами встретимся с интересными людьми, но для начала определим тему нашей встречи, для этого вам необходимо разгадать ребус. | Слушают учителя Кухня | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3.Определение темы занятия Задача: создать условия для самостоятельного определения учащимися темы и постановки цели занятия | Следовательно, о чем пойдет речь на нашей встрече? Верно, темой нашей встречи «Традиции хантыйской кухни» Какую цель мы с вами можем определить, опираясь на тему занятия? | О кухне Познакомиться с особенностями кухни народов ханты и манси | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять тему занятия. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4.Пропедевтический Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия | А как вы думаете, что может входить в рацион питания северных народов? Что ж, сейчас и проверим верны ли ваши предположения | Рыба Мясо лесных животных Ягоды Грибы | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать учителя; умение высказывать свою точку зрения. |
5. Деятельностный Задача: организовать деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленной цели. | И так, мы отправляемся на виртуальную встречу с представителями народов ханты и манси, которые расскажут об особенностях национальной кухни. Демонстрация фильма о хантыйской кухне Что нового вы узнали из рассказа наших гостей? Что вам показалось наиболее интересным и необычным? Какие вы молодцы, очень внимательно слушали наших гостей. А теперь, я предлагаю вам создать собственную книгу рецептов хантыйской кухни. Для этого нам с вами нужно разделиться на 3 группы. Я раздам вам шаблоны с рецептами, у каждой группы свое блюдо. Вам необходимо красиво оформить рецепт на странице, изобразив ингредиенты, входящие в это блюдо, национальные орнаменты и прочее. Для 1 группы: Приготовление пирога с брусникой Ингредиенты 200 г брусники (или клюквы, смородины, вишни и т.д.) 100 г сливочного масла или маргарина 150 г сахара 2 ч.л. ванильного сахара 2 яйца 300-350 г муки 1 ч.л. разрыхлителя (или 0.5 ч.л. гашеной соды) Крем: 200 г сметаны (15-20%) 100-150 г сахара Рецепт 1.Масло растереть с сахаром и ванильным сахаром. 2. Добавить яйца, перемешать. 3. Добавить разрыхлитель и муку, замесить не очень крутое тесто. 4. Тесто выложить в смазанную маслом форму, сделать бортики. 5. Бруснику вымыть, дать воде стечь. Ягоду выложить на тесто, разровнять. Поставить в разогретую до 180 градусов духовку. 6. Выпекать в течение 35-40 минут. Сметану взбить с сахаром. 7. Горячий пирог залить кремом. Желательно дать пирогу постоять в холодильнике 3-4 часа. 8. Пирог готов к употреблению. Для 2 группы: Рецепт «Царской ухи» Ингредиенты Голова, плавники стерлядки - 700 гр. Стейки семги - 300 гр. Голова и плавники щуки – 3-4 штуки Филе речного окуня – 3 штуки Филе сорожки -3 штуки Филе масляной рыбы - 300гр. Внутренности рыбы (Печень, икра, молоки) Репчатый лук - 3 средних головки. Морковь - 1 шт. Картофель - 3 шт. Пучок укропа - 1 шт. Пучок петрушки - 1 шт. Оливковое масло - 40 гр. Соль, лавровый лист, молотый черный перец, и перец горошком. В холодную подсоленную воду кладём головы щуки, окуня, сорожку, стерлядь. Затем варим 20 - 25 минут. Опускаем морковь, лук, лавровый лист , филе сёмги, внутренности рыб. Доводим до кипения, кипятим 15 минут. Затем вынимаем рыбу, кладём в получившийся бульон нарезанный картофель и варим 10 минут. Разливаем на порции и заправляем зеленью. Приятного аппетита! А 3 группа будет заниматься оформлением обложки нашей книги рецептов, максимально отразив на ней особенности кухни народов ханты и манси. Теперь наша с вами задача, объединить наши странички с рецептами, скрепив их между собой. А затем обернуть в обложку. | Слушают учителя Смотрят фильм Каким образом готовятся блюда из рыбы Что в основном употребляют в пищу такие народы, как ханты и манси Что эти народы употребляют рыбу и мясо в сыром виде просто добавив специи Ханты очень любят пить чай Ханты и манси питаются кровью животных Что эти народы едят много хлеба, хлеб на их языке «нянь» Существует собственная технология приготовления хлеба Делятся на группы Создают страницы для мини-книги рецептов Оформляют обложку книги рецептов Занимаются объединением страниц в книгу рецептов | Познавательные УУД: представления о особенностях кухни народов ханты и манси; умение воспринимать информацию; способность осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации. Регулятивные УУД: способность выполнять задание в отведенное время; умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение осуществлять совместную деятельность в группах и парах; способность представлять результаты своей деятельности перед одноклассниками. Личностные УУД: умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче; принятие социальных норм, общечеловеческих ценностей; проявление самостоятельности в приобретении новых знаний. |
6. Эмоционально- рефлексивный Задача: организовать деятельность обучающихся по самоанализу и самооценке достижения обучающимися поставленной цели. | Итак, ребята, наше занятие подходит к концу! Мы с вами очень плодотворно поработали. У нас получилась замечательная книга рецептов. Где вы сможете применить полученные знания? В награду за вашу внимательность и трудолюбие, наши гости подготовили вам приз-карточки для нашего плаката о народах ханты и манси, которыми мы сможем дополнить свою работу. А сейчас предлагаю поднять палец вверх, если вы хорошо поработали на занятии, вниз-если не очень. Давайте мы на языке народа ханты поблагодарим друг друга за занятие и скажем спасибо «пэмасипа» | Слушают учителя По созданной книге рецептов, мы сможем готовить блюда хантыйской кухни дома с родителями Оценивают работу на занятии Благодарят друг друга на хантыйском языке | Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей деятельности. |