Конспект внеурочного занятия по теме «Поговорим о милосердии»
Воспитательное мероприятие на тему: «Поговорим о милосердии»
Ход мероприятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята, я рада видеть и приветствовать вас на нашем воспитательном мероприятии. Посмотрите на солнышко на слайде, как оно нам улыбается, как радо нам. Улыбнитесь также вашему соседу, подарите ему своё тепло.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Для того, чтобы догадаться, что это за качество, прослушайте историю, которая очень тронула меня:
«На дверях сельского магазина висело объявление «Продаются котята». В магазин зашел мальчик лет 10, поздоровался с продавцом и робко поинтересовался о цене котят. «От 30 до 50 рублей», - ответил продавец. Вздохнув, мальчуган полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
- У меня сейчас только два рубля. Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них? – с надеждой попросил он хозяина котят.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большой коробки. Оказавшись на воле, котята разбежались в разные стороны, только один остался в коробке.
- А что с этим котенком? – спросил парнишка.
Продавец сказал, что у него врожденный дефект лапки, будет хромать всю жизнь. Мальчик разволновался:
- Вот его-то я и хочу приобрести!
- Да ты что, парень?! Зачем он тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай его так, даром.
К удивлению продавца, лицо мальчика изменилось:
- Я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес он. – Этот котенок стоит столько же, сколько и другие. Я принесу вам деньги.
Изумленно взглянув на мальчика, сердце у продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, прыгать, играть, как другие котята.
При этих словах мальчик нагнулся и начал заворачивать штанины своих брюк. И тогда пораженный продавец увидел, что вместо ног у мальчика были протезы. Он опустил штанины и сказал:
- Я тоже не буду бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчуган.
У продавца появились слезы от увиденного и услышанного. Он заставил себя улыбнуться:
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные и сердечные хозяева, как ты».
Ребята, скажите, почему мальчик решил забрать котенка- калеку? –Как можно назвать этот поступок?
Какое качество проявил мальчик?
Какое у него сердце?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на мероприятии? (о милосердии).
Предположите, как будет звучать тема нашего мероприятия ?
Верно, тема нашего мероприятия: Поговорим о милосердии
Какую цель поставим перед собой? («Узнать, что такое милосердие,
почему необходимо проявлять милосердие)
Обратите внимание, что у вас на столе находится «Карточка самоанализа», который вы должны заполнить в концу нашего мероприятия, оценив себя, свою работу на мероприятии, подчеркнуть фразы, характеризующие работу на мероприятии по трем направлениям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа с понятием, опора на жизненный опыт.
Ребята, а что по вашему мнению значит милосердие? (ответы детей).
Ребята, произнесите слово «милосердие». Вслушайтесь в это слово. Как вы думаете, как оно могло возникнуть? Найдите корень в этом слове.
В этом слове два корня – мил- и -серд- (такие же как в словах милое сердце)
Чтобы дать точное определение этому слову, обратимся к словарям.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова МИЛОСЕРДИЕ определено как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие.
Что такое человеколюбие?
В словаре Владимира Ивановича Даля милосердие сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость.
Сталкивались ли вы в жизни с проявлением милосердия? приведите пример.
Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам?
2. Анализ ситуаций.
Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. (иллюстрация)
Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
Как вы думаете, что чувствовал мальчик в кресле?
Как бы вы поступили на месте ребят?
Каким можно назвать поступок ребят? (равнодушным).
-А теперь просмотрите фрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик» для того, чтобы проанализировать его.
Как вы думаете, что почувствовал Витя, когда Женя предложила ему поиграть в салки?
Что почувствовала Женя, когда поняла, что Витя не сможет с ней сыграть?
Можно ли поступок Жени назвать Милосердным и почему?
В чём разница между прочитанной ситуацией и ситуацией из фрагмента видеоролика?
3. РАБОТА В ГРУППАХ. Составление портрета милосердного человека и равнодушного с использованием «Кластер»:
А сейчас предлагаю вам поработать в группах.
Вспомните правила работы в группе.
Используя словарь-помощник, составьте кластер Портрет милосердного и немилосердного человека. Укажите 3-4 качества
Словарь-помощник: чувствительный, бесчеловечный, жестокий, жалостливый, сострадательный, бесчувственный, сердобольный, добросердечный, безразличный, милостивый, бессердечный, безучастный, недоброжелательный, чуткий, отзывчивый, невнимательный
Если вы не знаете, что обозначает, то или иное качество, вы можете обратиться к словарику, который находится у вас на столе.
Портрет милосердного человека | Портрет немилосердного человека |
чувствительный жалостливый милостивый сострадательный сердобольный добросердечный о тзывчивый чуткий | бесчеловечный ж естокий бесчувственный безразличный бессердечный безучастный невнимательный недоброжелательный |
Обменяйтесь в группах портретами. Проверьте правильность выполнения задания.
По одному представителю с группы представьте полученные портреты (расположение под документ-камеру). У вас на столе находятся правила работы с документ-камерой.
Проанализируйте выполненное задание.
Сделайте вывод. Какого человека называют милосердным?
4. Работа по картинам.
Посмотрите на экран. Вы видите представлены разные картины.
На какой из картин отражен милосердный человек? Почему вы так решили?
Август Генрих Мансфельд Джейс Хеллар
5. Дерево милосердия.
Ребята, перед вами дерево милосердия, но дело в том, что кто-то стряс все листья с этого дерева. Я вам предлагаю провести самооценку своих действий, вспомнить ситуации, когда вы проявили милосердие по отношению к кому-нибудь, записать это на листочке и прикрепить к дереву.
Какой мы вывод можем сделать?
6. Работа с пословицей.
Посмотрите на экран. Вам необходимо собрать пословицу. Как вы ее понимаете?
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
7. Сравнение понятий милосердие и доброта если время
Очень часто милосердие сравнивают с добротой, но доброта и милосердие такие разные понятия. В чем же состоит их различие?
Что такое доброта? (ответы детей)
Доброта это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим.
А милосердие это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Доброта это душевное качество, а милосердие-проявление доброты. Зачастую добрые люди оказываются ещё и милосердными.
8. Игра «Доскажи словечко».
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко.
«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду).
Доброту не забывай, людям смело…(помогай) .
Будь милосердным - умей прощать …(обиды).
Будь милосердным - помогай …(слабым).
Будь милосердным – ухаживай за …(животными).
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
О каком важном качестве человека мы сегодня рассуждали?
Какого человека можно назвать милосердным человеком?
Давайте вернем к цели, которую мы сформулировали в начале нашего мероприятия.
Достигли ли мы поставленной цели в начале мероприятия?
Пожалуйста, посмотрите, заполнили ли вы «Карточку самоанализа»
«Для меня сегодняшнее мероприятие…»
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
РЕФЛЕКСИЯ:
А сейчас я вам предлагаю «Рефлексивный экран»
Выберите и продолжите одно из предложений.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Я желаю, чтобы вы всегда проявляли милосердие по отношению у нуждающимся в нем.
Я благодарю вас за работу. Всего вам доброго.
Погорелова Снежана Сергеевна
Воспитательное мероприятие на тему: Поговорим о милосердии
Направление воспитания: духовно-нравственное
Ценность: милосердие
Цель: формирование у младших школьников стремления к заботливому, милосердному отношению к окружающим людям.
Задачи:
помочь обучающимся раскрыть содержание понятия «милосердие»;
воспитывать внимательное отношение к окружающим, умение прийти на помощь нуждающимся;
развивать умение высказывать свою точку зрения при анализе ситуации, давать оценку фактам, событиям, ситуациям, делать выводы.
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
_______________________________________________________________________
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
_______________________________________________________________________
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
Словарь-помощник: чувствительный, бесчеловечный, жестокий, жалостливый, сострадательный, бесчувственный, сердобольный, добросердечный, безразличный, милостивый, бессердечный, безучастный, недоброжелательный, чуткий, отзывчивый, невнимательный
«ПОРТРЕТ» милосердного человека | «ПОРТРЕТ» немилосердного человека |
ЗАПАС
Игра «Да, нет, не всегда» с сигнальными карточками.
Давайте проведем самооценку собственной деятельности.
Да-красная.
Нет-фиолетовая
-Не всегда-зелёная.
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?
- Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?
- Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?
- Легко ли быть добрым человеком?
-Какой мы можем сделать вывод. (нужно всегда делать добро….)
Игра «Подари добро»
Перед вами несколько предметов. Надо выбрать любой предмет и сказать, какие добрые действия можно совершить с помощью этого предмета.
КНИГА, ЦВЕТОК, ПИСЬМО, ХЛЕБ, УЛЫБКА.
-Ребята, а кто именно нуждается в нашей заботе? Престарелые, больные, одинокие, младшие, родители, животные, растения).
Куликова Ирина Геннадьевна