Классный час «Поговорим о милосердии»

2
1
Материал опубликован 14 March 2020

Автор: Яковлева Г.А., учитель начальных классов

НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» г. Москвы

Классный час «Поговорим о милосердии»

Цель: формирование нравственных ценностей: любви к ближнему, своей сопричастности к происходящим событиям, чувства личной ответственности за свои поступки.

Задачи: Обучающая: познакомить с этимологией и толкованием слова «милосердие»; узнать о жизни и деятельности женщины, ставшей символом милосердия – Матери Терезы.

Развивающая: понять и принять суть милосердного отношения к ближнему; расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся. Воспитывающая: осознание того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, исследовательская работа учащихся. Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, меценат, ответственность, безвозмездно, подопечные, сестра милосердия. Оборудование: дистанционная доска, репродукции картин, фотографии известных людей, тексты для группового разбора, словарь, листы-карточки для групп.

 

Конспект занятия

Организация деятельности учащихся. (Класс разбивается на четвёрки - объединяются две парты) На уроке мы будем работать группами из четырёх человек. Спорить друг с другом можно, но не забывайте об умении вести диалог.

Мотивация, выявление материала, исследовательская работа – Тема сегодняшнего урока будет интересна всем, ведь речь пойдёт о героических поступках и… о вас. «А какое отношение к этому имеем мы – дети?» – спросите вы. Вот в этом мы и постараемся разобраться на уроке. – Расскажите, о каких героических поступках вам известно. (Учащиеся приводят примеры того, о чём узнали из средств массовой информации. Это могут быть события как прошлого времени, так и настоящего. Подвиг пилота, посадившего самолёт на кукурузном поле и спасшего жизни более 200 человек; случай, когда командир закрыл своим телом снаряд, чтобы спасти жизнь остальных солдат, работа службы МЧС и др.) Ответы учащихся приводятся синим цветом. – Определите, что связывает все эти слайды? (Cлайды 1-4)

Обратить внимание на то, что на слайде №2 раздача еды происходит на вражеской территории (это важный момент).

Каждая четвёрка озвучивает свой вариант ответа, пытается отстоять свою точку зрения, исправить или дополнить ответы других групп. (Спасение от смерти, доброе отношение ко всем людям, жалость, великодушие, милосердие.) – Какое из слов является наиболее точным и ёмким. (Милосердие.) Вы правы, разговор пойдёт о милосердии. (Слайд 5) Напишите это слово на карточке своей группы. (Слайд 6)

– Определите, из каких корней оно состоит. А теперь попробуйте дать толкование этого слова. (Чувство, когда ты можешь пожертвовать собой ради спасения других людей; проявление внимания к больным и неимущим людям; забота о других людях, иногда во вред себе.)

– Такое объяснение «милосердия» даётся в словаре С.И. Ожегова. (Слайд 6/1) Пусть каждая группа подберёт синонимы к данному понятию. (Жалость, взаимопомощь, соучастие, великодушие, сердоболие.) Сравните это со словами на доске и дополните свой список. (Слайд 6/2) – Взгляните на эти кадры. (Слайд 7) Знаете ли вы, кто здесь изображён? (Нет; это медицинская сестра.) – Почему эта женщина была удостоена Нобелевской премии мира, индийского ордена «Госпожа лотоса», в её честь назван крупнейший аэропорт Албании и даже выпущена в обращение монета, вы узнаете, прочитав материал. Ведётся работа с информацией по группам.

В карточках отражается своя информация для каждой группы.

Её имя по рождению Агнес Гонджа Бояджиу. Позднее она взяла себе монашеское имя Тереза в честь святой – французской монахини 19 века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу. Мать Тереза верила, что любовь спасёт мир. Она говорила, что мы все связаны друг с другом и обязаны друг другу помогать. В этом она видела смысл борьбы за мир. Она верила, что в хлебе насущном мы нуждаемся даже может быть гораздо меньше, чем в любви, милосердии и прощении.

В декабре 1988 года произошло мощное землетрясение в Спитаке (название города в Армении), который был разрушен до основания практически за 30 секунд. По официальным данным погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 500 тысяч – остались без крова. Мать Тереза одна из первых предложила помощь. Она привезла с собой медикаменты и одноразовые шприцы, а в Московском институте нейрохирургии открыла палату для тяжелобольных, пострадавших в Спитаке, где сёстры милосердия безвозмездно ухаживали за больными. «Любовь нужно проявить в действии, и это действие есть служение», - говорила она.

За всю её жизнь было открыто 600 мобильных (передвижных) медицинских лагерей. Они проникали в самые труднодоступные места и были первыми там, где шла война или разбушевалась стихия: наводнение, засуха, землетрясение. «Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. Все труды любви - это труды на благо мира», - говорила она.

Монахиня находила среди грязных улиц городов бездомных, немощных стариков, брошенных детей, больных людей и никому не отказывала в своей помощи. При этом сама могла не спать несколько суток подряд. Могла зайти в посольство Ирана и оставить там записку с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблемы бедствующих людей; могла забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира в залах королевского дворца.

Беседа

– Как зовут женщину, ставшую символом милосердия? (Мать Тереза.) В чём заключалась её особая миссия? (Каждая группа представляет прочитанный материал: кто-то отвечает, другие дополняют.)

– Много ли таких людей на Земле? (Нет)

t1584427591aa.gif – Вот один из эпизодов, рассказанный самой Матерью Терезой. (Слайды 8,9.) Чтение текста хорошо читающим учеником. (Можно предварительно перед уроком дать этот текст для ознакомления.)

«Мы работали в Австралии, в Мельбурне. Ходили по домам бедняков, помогали им по хозяйству, стирали, убирали. Я зашла в дом к одному человеку и спросила его: «Можно, я уберу у Вас?» Он ответил мне: «Нет, у меня всё хорошо», но в конце концов он разрешил мне убрать в доме, и я принялась за работу. В углу комнаты я обнаружила большой светильник, покрытый толстым слоем пыли и грязи. «Вы никогда не зажигаете этот светильник?» - спросила я. «Для кого? Ко мне уже несколько лет никто не заходит, несколько лет», - грустно покачал головой мужчина. Тогда я спросила его, станет ли он зажигать светильник, если к нему будут заходить наши сёстры. И он ответил: «Да». Я вычистила светильник. Сёстры стали приходить в его дом, и он стал зажигать светильник. Через несколько лет ко мне зашёл человек, только что приехавший из Австралии. Он привёз письмо от мужчины, в доме которого я почистила светильник. В письме была только одна фраза: «Свет, который Вы зажгли в моей жизни, по-прежнему горит».

– О каком свете упоминает в своём письме мужчина? (О свете надежды; неравнодушного отношения к ближнему; свете добра.)

– Зачем сёстры стали приходить в его дом? (Чтобы помогать человеку по хозяйству, ведь, возможно, это был старый или больной человек.) – Кто считает иначе? (Чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким.)

Дискуссия

Как вы считаете, а нуждаются ли в милосердии обеспеченные люди? Привожу сокращённые варианты ответов. (Да. Они тоже нуждаются в заботе и внимании. Не всё в жизни можно купить за деньги - верных друзей, заботу, внимание, любовь. Ведь не зря говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»)

Вы согласны с утверждением «Как ты к нам относишься, так и мы к тебе?» (Когда как - в зависимость от ситуации; нет, нельзя на зло тем же отвечать, нужно постараться простить этого человека; сделать наоборот, чтобы ему стало совестно)


 

Работа с текстом.

Сейчас вы прочитаете притчу-рассказ. Постарайтесь найти отрывки, которые

а) радуют вас, «согревают» ваше сердце

б) печалят вас

Текст озвучивается хорошо читающими детьми; остальные следят.

Притча-рассказ «Милосердие»

t1584427591aa.gif

Текст приводится на листочках без названия

Дима шёл по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку.

Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.

У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.

Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:

— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне...

Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.

По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.

Старушка решила попытать счастья у другого продавца.

Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились.

Он прошептал:

— Вот, возьмите, пожалуйста!

Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:

— Пойдём скорее!

Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.

Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

– Какова главная мысль этого произведения? (Нужно обращать внимание на тех, кому плохо, и стараться им помочь; кто-то обязательно прочитает последний абзац)

– Озаглавьте данный рассказ. (Подарок; отклик мальчика; отзывчивое сердце; ничуть не жаль; будьте милосердны, …)

Это задание для каждого ученика.

– Давайте сравним ваши заголовки с оригиналом. (Милосердие) Замечательные варианты вы предложили, а Лёша попал в «десятку».

– Можно ли назвать поступок ребёнка подвигом? (Да!) Почему вы так считаете? (Он боялся гнева матери, что отдал свои фрукты кому-то другому, но переступил через свой страх, совершив благородный поступок; спас человека от голода, а возможно и от смерти; он снизошёл до этого человека, приняв его боль, как свою собственную.) – А какие милосердные поступки, даже самые малые, совершаете вы? (Сижу с соседской дочкой, когда её мама куда-нибудь уходит; помогаю нести сумку старому человеку; звоню заболевшей Насте, чтобы поднять её настроение и рассказать о новостях в классе; каждый год участвую в школе в благотворительных акциях – по сбору вещей и денег, выставляя свои поделки на продажу или покупая изделия у других, …)

t1584427591aa.gif – А вот, что говорили о милосердии писатели. (Слайд 10)

Тот, кто ждёт возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

Сэмюэль Джонсон (английский писатель и мыслитель)

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Лев Николаевич Толстой

– Несомненно, актом доброй воли и сердечной отзывчивости людей является благотворительность. Вы об этом уже упомянули, и это слово в расшифровке не нуждается. А кто из вас знает, кто такой «меценат»? (Кто-то это слово слышал, но, что обозначает оно, никто не знает.) Найдите и прочитайте толкование этого слова в словаре.

– Откуда появилось такое название, мы узнаем, взглянув на портрет этого человека. (Слайд 11). Представление слайда учителем.

t1584427591aa.gif Можно озвучить дополнительную информацию к слайду.

Гай Цильний Меценат – древнеримский государственный деятель, личный друг Октавиана Августа (основателя римской империии), своего рода министр культуры при нём. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал своих взглядов, даже если они и противоречили намерениям Августа. Мог, не церемонясь, гасить вспышки гнева, к которым правитель был склонен. Сохранилось историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Меценат являлся поклонником изящных искусств и покровителем поэтов. Он их всячески поддерживал и защищал – хлопотал о возвращении отнятого имения для поэта Вергилия, а Горацию подарил своё поместье. И даже его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о поэте Горации.

Подведение итогов урока

– Отчего душа человека может стать «мёртвой?» (Оттого, что остаётся наедине со своей бедой; что не делает другим добра; не работает над собой; от равнодушия.)

– В чём может состоять подвиг человека? (Чтобы переступить через свой страх, стыд; просто совершать добрые дела; в умении прощать людей.)

– Что важно помнить, когда говорим о милосердии? (Слайд 12) Работа по группам. Информация отражается в групповых листах.

Можно вставить информацию в рамки.

Выводы, составленные моими учениками.

Не можешь помочь материально – окажи внимание, прояви заботу.

Помогай людям бескорыстно.

Будь внимательным к окружающим: не жди, когда тебя о чём-то попросят, действуй сам.

Говори окружающим больше добрых слов.

Не обижайся по пустякам, умей прощать людей.

t1584427591aa.gif – Закончить сегодняшний классный час хочу словами Матери Терезы. (Слайд 13)

Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать.

 

Хочу отметить, что данное мероприятие оказалось достаточно насыщенным и длилось больше часа. Другие могут изменить ход классного часа (поменять порядок, убрать какие-то виды деятельности, использовать фрагменты классного часа на других уроках).


 

Можно предложить (по желанию) провести исследовательскую деятельность по данным вопросам и представить материал на уроках окружающего мира.

*Задание 1.

Слышали ли вы о каких-либо благотворительных организациях и о том, чем они занимаются? Как вы думаете, почему они так называются?

*Задание 2.

Подготовьте рассказ о деятельности одной из благотворительных организаций.

*Задание 3.

Что вы знаете о знаменитых меценатах России? Подготовить небольшое сообщение о деятельности русских меценатов; современных меценатов.

* Задание 4.

Составить кроссворд по теме классного часа.

Поговорим о милосердии (презент. к кл. часу)
PPTX / 2.02 Мб

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший материал, спасибо!

22 March 2020