Родительское собрание «Поговорим о дружбе»
Родительское собрание
«Поговорим о дружбе»
Друзья познаются в беде, настоящие друзья - в радости.
Народная мудрость
Дружба — это созвучие душ в соединенности судеб.
Мудрость Востока
Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.
Задачи:
- определить значение умения общаться в жизни человека;
-проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;
-найти пути преодоления проблем в общении детей.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
1. Способность общаться - это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?
2.Какие проблемы могут возникать у школьника в сфере взаимоотношений?
3.Каковы причины коммуникативных проблем?
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей ; подготовка выставки сочинений «Мои друзья»; подготовка ребятами сюрпризов для родителей (презентации о дружбе); проведение конкурса пословиц и поговорок о дружбе; буклеты для родителей.
Ход собрания
Пока все рассаживаются, звучит песня «Настоящий верный друг».
I. Вступительное слово.
Тема нашего разговора сегодня - дружба. Она не случайна. Совсем скоро ваши дети окончат 11-й класс и будут выбирать свою дорогу. Вам придется расставаться. Каким будет оно — ваше расставание? Легким или трудным? Радостным или тягостным? Трудно ли ребятам будет покидать школу, учителей и своих школьных друзей? Вот об этом наш сегодняшний разговор...
А что значит слово «дружба»? (объяснение слова родителями).
II. Выставка сочинений учащихся «Мои друзья».
В классе проводился конкурс сочинений о дружбе ребят. Все работы ребят оформляются в большую книгу под названием «Невыдуманные истории о дружбе». Эта книгу классный руководитель показывает родителям. Обсуждение написанного.
III. Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
К собранию ребята готовили пословицы и поговорки о дружбе. Они искали их в словарях, книгах. Собранные материалы останутся школе как методическое пособие для работы учителя. Конкурс проводится среди родителей.
IV. Презентация ребят о друзьях, родителях.
Ребята готовили презентации, рассказывающие о друзьях родителей, о друзьях семьи. Эти презентации показываются родителям. Обсуждаем, делаем выводы.
V. Беседа с родителями.
Рассмотрим каждую из причин коммуникативных проблем, возникающих у ребенка в общении.
Первой причиной могут стать неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Показателями благополучной обстановки в семье для развития коммуникативных умений ребенка являются:
чувство удовольствия от общения с близкими людьми;
уверенность в своих силах, удовлетворение собой в семейных контактах;
умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
ощущение свободы при общении с родителями.
Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Другой крайностью является проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.
На особенности общения влияет и темперамент ребенка. Так, для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Темперамент меланхолика также характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. Они эмоционально ранимы, замкнуты, неуверенны в себе. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди.
Конечно, не все люди обладают ярко выраженным типом темперамента, все же необходимо учитывать его при общении с ребенком.
1. А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?
2. Кого можно называть своим другом
(Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования.)
А у вашей семьи много друзей?
Почему народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, лучший друг — в радости»? (Мнение высказывают родители. Приводят примеры из жизни.)
VI. Рассказ притчи.
Классный руководитель рассказывает родителям притчу и просит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вышли к хозяину во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
Анализ притчи.
VII. Вопросы родителям.
О какой пословице шла речь в начале притчи?
Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни нередко происходит именно так?
От чего может погибнуть дружба?
Как сберечь дружбу?
VIII. Вручение буклетов о дружбе родителям.
Песни о дружбе взрослых и детей.
Подведение итогов.
Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям начинается в детстве. Сейчас вы поспешите домой…Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно…
Анкета для родителей.
Продолжите предложения:
1.Мы знаем, что друзья нашего ребенка – это…
2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то…
3.Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы…
4.Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы…
5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…
- При подготовке к собранию мы также провели анкетирование среди детей, чтобы узнать их мнение о дружбе.
Учитель раздает анкеты детей родителям, читает только вопросы. Родители сравнивают свои результаты с ответами детей.
Анкета для учеников.
1.Есть ли у тебя друзья?
2.Кого ты считаешь своим лучшим другом?
3.Почему ты считаешь этого человека своим другом?
4.Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?
5.Знакомы ли они с ним?
6.Бывает ли твой друг у тебя дома?
7.Как часто вы с ним видитесь?
8.Как относятся твои родители к вашим встречам?
9.Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?
10.Какое мнение у тебя о них?
Решение родительского собрания:
-
Обсудите дома результаты анкетирования детей, выработайте правила общения с ним.
-
Классный руководитель совместно со школьным психологом составит план коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы в общении со сверстниками.
-
В общении с детьми учитывайте рекомендации педагога, сформулированные в буклетах.