12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стовба Оксана Михайловна305
Здравствуйте гости моего сайта! Работаю методистом в Обл. Рязанском центре детско-юношеского туризма и краеведения уже 13 лет. Имею высшую кв. категорию. Состою в экспертном совете Ряз.обл. Работала в жюри рег. олимпиад по ОБЖ. Полевые лагеря.
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Любимые уголки города»

Конспект занятия

«Достопримечательности улиц: Соборная и Семинарская»

Автор: Стовба Оксана Михайловна, методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Место в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивный туризм»:

В первый год обучения в общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивный туризм», которая имеет туристско-краеведческую направленность, раздел «Краеведение» составляет около 20 часов. Этот раздел включает в себя такие подразделы:

Краеведение: история родного края

Достопримечательности родного города

Архитектурные и природные объекты Рязанской области

Знаменитые земляки

Поэтому занятие «Достопримечательности улиц: Соборная и Семинарская» уместно провести в конце изучения подраздела «Достопримечательности родного города» и «Знаменитые земляки», когда уже будет дана теоретическая основа. Также учащиеся должны получить основы ориентирования по теме «План. Карта» и «Компас».

Тип занятия: комплексное

Возраст: дети объединения 13-14 лет.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Цели занятия:

организация образовательной деятельности детей, направленная на усвоение знаний об истории родного города,

отработка навыка ориентирования в городе

мотивирование детей к разработке экскурсионных маршрутов по улицам города Рязани.

Задачи:

закрепить у детей краеведческие знания: о земляках, которые внесли значительный вклад в развитие региона (сестры Хвощинские, И.П. Павлов), и об основных достопримечательностях улиц Соборная и Семинарская г. Рязани

отработать навык нахождения на плане г.Рязани и осуществления привязки к местности достопримечательностей города

отработать навык проведения экскурсий путем сообщений учащихся о достопримечательностях: дом сестер Хвощинских, о Рязанской духовной семинарии и бывшей Никольской церкви.

оценить качество усвоенных знаний учащихся с помощью теста и задания по плану-карте г.Рязани

воспитать доброжелательность, желание помочь.


Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению, формирование готовности к саморазвитию, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;

Познавательные УУД: умение находить на плане карте четные и нечетные стороны улицы, установление аналогий между прошлым изображением на фотографии и настоящим зданием, уметь рассказывать о достопримечательности, делать выводы в результате совместной работы педагога и объединения;

Коммуникативные УУД: организация и планирование сотрудничества с педагогом и детьми в объединении, готовность слушать собеседника.

Регулятивные УУД: способность к оценке, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, высказывает предположения на основе работы с фотографиями.

Форма занятия: практическая.

Техническое обеспечение занятия: компас, планшеты, по возможности самокаты, роликовые коньки, средства защиты на колени, перчатки для фитнеса, фотоаппарат.

Оборудование: фотографии старой Рязани по ул.Семинарская, карта-план г. Рязани (по кол-ву человек х 2 – для отметки достопримечательностей и контроля полученных знаний), карандаш цветной для отметки начала и окончания маршрута(предпочтительно красный по кол-ву человек), синяя ручка для выполнения теста.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Ход занятия:

Деятельность ПДО

Деятельность

учащихся

Организационный этап

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с Вами пройдем по интересному маршруту – познакомимся с достопримечательностями на улицах Соборная и Семинарская.

Вы научитесь ориентироваться по двум центральным улицам нашего города:

Познакомимся с техникой безопасности передвижения по городу:

(Приложение №2)

отметим 16 памятников культуры на карте-плане и узнаем о них много интересного;

заслушаем индивидуальные сообщения от учащихся.

знакомятся с инструкцией по т/б – слушают педагога

Приготовьте карты для отметки начала маршрута.

готовят карандаши и карту для отметки начала маршрута

Ориентируем план-карту:

верх плана г. Рязани – это север, сориентируйте по компасу план-карту.

ориентируют план по компасу

Основной этап

1 объект. Начинается маршрут с Площади Соборная (в прошлом — Ильинская и Советская).

Отметьте на плане-карте ее треугольником.

отмечают начало маршрута –площадь Ильинская (ныне площадь Соборная)

2 объект. Еще главной достопримечательностью этой площади является ТЮЗ – Театр юного зрителя, который создан в середине 19 века и сменил за свою историю несколько названий. Здание театра изначально было деревянным, но в таком виде оно простояло лишь несколько лет: после пожара его восстановили.

Отметьте его на плане-карте (д. №16)

отмечают на –плане-карте – ТЮЗ на площади Соборная

3 объект. Одна из новых достопримечательностей — памятник великому князю Олегу Рязанскому, открытый в 2007 г. и сделанный руками грузинского скульптора и художника-монументалиста Зураба Церетели.

Отметьте его на плане-карте.

От площади мы перемещаемся по ул. Соборная, которая называлась ул. Революции.

отмечают на плане г.Рязани памятник князю Олегу Рязанскому на площади Соборная

4 объект. Двухэтажное каменное здание с фасадом строго классического стиля и чугунным крыльцом – бывшее Духовное училище (в настоящее время – Гимназия № 2 им. И.П. Павлова).

В этом здании учились: физиолог, академик И.П. Павлов, Герои Советского Союза – Н.В. Стройков и С.П. Самсонов, советский писатель – К.М. Симонов. С 1957 по 1962 гг. преподавал русский писатель – А.И.Солженицын.

Отметьте его на плане-карте (д. №7)

отмечают отмечают на плане Духовное училище (гимназия № 2) на площади Соборная

Переходим по пешеходному переходу к ул. Семинарской

(бывшая ул.Каляева). Движение происходит по четной стороне улицы.

переходят по пешеходному переходу ул. Соборную к ул. Семинарской

5 объект. Улица Семинарская начинается от перекрестка улиц Соборной и Ленина (Астраханской), а заканчивается на Товарном дворе ж/д вокзала «Рязань-1» – Владычная слобода. Рязанцы начали строить дома на этом месте еще в средневековье.

Четная сторона улицы начинается со здания школы №6 с углубленным изучением французского языка – бывший пансион духовной семинарии.

Отметьте его на плане-карте (д. №6)

отмечают на плане г.Рязани пансион духовной семинарии (школа №6) по улице Семинарская

6 объект. Обратите внимание на разрушенное здание, которое было расчищено и обнесено забором в рамках проекта «Мы родом из России» в 2017 г. Желающие внесли вклад в реставрацию и восстановление дома Хвощинских.

Отметьте его на плане-карте (разрушенный дом без номера)

отмечают на плане г.Рязани деревянный дом Хвощинских по улице Семинарская

Сообщение учащегося:

Следующим за зданием школы и сегодня располагается одноэтажный деревянный дом, в котором жили в XIX столетии сестры Надежда и Софья Хвощинские – одна прославилась как талантливый литератор под псевдонимом «В. Крестовский», а вторая как художница и поэтесса. В Доме Хвощинских частенько бывал знаменитый русский писатель, а тогда рязанский вице-губернатор М.Е.Салтыков-Щедрин. Интересно, что позднее, уже в 20 веке, дом этот стал местом жительства еще одной уникальной личности – знаменитого врача-рентгенолога Павла Эммериховича Штейнлехнера. Его потомки долгое время жили в соседнем доме №14 (Дом Овсянникова) – памятнике деревянного зодчества с великолепными резными наличниками на окнах, украшениями на фронтонах и коньке крыши.

слушают сообщение учащегося.

7 объект. По нечетной стороне, дом №11 по улице Семинарской – здание Главного управления МЧС по Рязанской области. Именно на этом месте еще в 19 веке была создана первая городская пожарная команда, которая занималась защитой деревянных зданий города от огня. Для наблюдения за городом на ул. Семинарской была выстроена пожарная каланча, которая не сохранилась. Но на ее месте возвышается новая с манекеном «смотрящего».

Отметьте его на плане-карте.

отмечают на плане г.Рязани первая городская пожарная команда (ГУ МЧС) по улице Семинарская

8 объект. Следующее здание за «пожарным двором» – (дом №13) старейшая гостиница г.Рязани – «Приокская». До Великой Отечественной войны здание это было двухэтажным. Третий этаж построили позже, в 1946 году – немецкие военнопленные.

Отметьте его на плане-карте.

отмечают на плане г.Рязани гостиница «Приокская» по улице Семинарская

9 объект. Дом №15 по улице Семинарской – бывшее женское коммерческое училище, которое построено в 1910г на средства Е.Н. Малашкиной – дочерью потомственного купца Н.Д. Малашкина (в 1913г. – стало именоваться Романовским).

А в 1919 г. в Рязань прибыл полевой штаб Южного фронта Рабоче-крестьянской Красной Армии во главе с царским генералом, «военспецом» Владимиром Егорьевым. В настоящее время в этом здании находится юридический факультет Рязанского государственного университета (РГУ).

Отметьте его на плане-карте.

отмечают на плане г.Рязани женское коммерческое училище и (юр.факультет РГУ) по улице Семинарская

10 объект. По четной стороне, напротив него вытянулся комплекс построек, который и дал название улице – Рязанская духовная семинария.

Отметьте его на карте - плане.

А теперь послушаем сообщение учащегося.

Отметьте на карте-плане (д. №20)

отмечают на плане г. Рязани Рязанскую духовную семинарию (ныне музей ВДВ) по улице Семинарская

Сообщение учащегося:

Рязанская духовная семинария была открыта в 1753 году, но сначала располагалась в деревянных домах. Новое здание возводили во времена наполеоновских войн и закончили уже после взятия Парижа – в 1816 году. Несмотря на то, что семинария давала лишь среднее духовное образование, до открытия учительского института (нынешнего РГУ) это было самое элитное учебное заведение города.

Только в 1918 году там открылись Рязанские пехотные курсы, позже преобразованные в Рязанское пехотное училище. Именно это пехотное, а затем общевойсковое училище усилиями легендарного генерала Василия Маргелова и было преобразовано в 1964 г. в Рязанское воздушно-десантное училище, единственное в своем роде на территории СССР.

Рядом с названием семинарии подпишите – ВДВ (д. №20)

слушают учащегося или конспектируют.

11 объект. Перед воздушно-десантным училищем улица Семинарская пересекает площадь, названную в честь создателя «крылатой пехоты», генерала Маргелова. (бывшая Площадь имени Первой польской дивизии им. Тадеуша Костюшко – самое длинное название площади в г. Рязани, а еще ранее Сенная, т.к. ранее здесь торговали сеном). Интересно, что очень долго лишь часть улицы, доходящая до этого места, называлась Семинарской, а продолжение ее уже именовалось Большой Мещанской.

Отметьте его на карте - плане.

отмечают на плане г.Рязани площадь Сенная (площадь им. Маргелова) по улице Семинарская

Переходим по пешеходному переходу к скверу Маргелова

Перекус в сквере на скамейках.

переходят по пешеходному переходу к скверу Маргелова

12 объект. Теперь обратите внимание на низкое здание между двух высоких на территории Приборного завода. Послушаем сообщение одного из учащегося.

Отметьте на карте-плане объект.

Сообщение учащегося:

После ул Сенная, которая пересекает ул. Семинарская, примерно в 1566 году, в Владычной слободе было возведено первое каменное здание в Рязани за пределами кремля – это был храм Вознесения Господня. Примерно через двести лет он сильно пострадал во время пожара, был разобран, и на его фундаменте воздвигли Никольскую церковь с высоко поднятым куполом, которая в народе получила прозвище «Никола Долгошей». Именно в этой церкви был настоятелем отец академика и первого российского Нобелевского лауреата Ивана Павлова. «Никола Долгошей» отлично виден на дореволюционных фотографиях Рязани. Любопытно, что и сегодня это строение продолжает существовать, но лишено купола и превращено в незаметный корпус на территории Приборного завода (д. №32)

отмечают на плане г.Рязани Никольскую церковь (ныне Приборный завод) по улице Семинарская







слушают учащегося или конспектируют.

13 объект. В начале этой улицы расположился построенный в 1822 году «Дом трудолюбия и призрения неимущих»: весь XIX век тут оказывали социальную помощь и учили простейшим основам какой-нибудь профессии сирот (для призрения детей и сирот дворянского сословия и обучения их ремеслу). Ныне Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (д. №44)

Отметьте его на карте - плане.

отмечают на плане г.Рязани Дом трудолюбия и призрения неимущих (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I – ПГУПС ) по улице Семинарская

14 объект. Рядом с ним стоят еще две постройки, которые двести лет назад именовались «богоугодными заведениями»: Рязанская губернская больница построена в 1816 г.

Сегодня д. №46 – ныне Городская поликлиника №14


отмечают на плане г.Рязани Рязанская губернская больница (ныне Городская поликлиника №14)

15 объект. Доходный Редутный дом (в настоящее время заброшен). Проект второго из них принадлежит известному тогда архитектору Ивану Сулакадзеву. Здесь в разное время размещались и губернское дворянское собрание, и благородный пансион, и 1-я Рязанская мужская гимназия, и женская богадельня, и сиротский дом, и дом для умалишенных (1785 год, сегодня д. №48).

Отметьте их на карте - плане.

отмечают на плане г.Рязани Редутный дом (заброшен) по улице Семинарская

16 объект. Таким образом въезд на улицы Большую Мещанскую и Семинарскую со стороны Москвы оказался перекрыт ж/д путями. Новую дорогу в столицу обустроили через Троицкую слободу (на месте нынешнего Первомайского проспекта), а рядом с железнодорожным вокзалом настроили хозяйственных сооружений, где разместились мастерские и склады – Товарный двор.


Отметьте его на плане двойным кружком.

отмечают на плане г.Рязани Товарный двор по улице Семинарская;

отмечают конец маршрута (красным карандашом) – двойным кружком.

Заключительный этап

Подведем итоги!

Мы с вами познакомились с 16 культурными объектами по улицам Соборная и Семинарская. Давайте проверим, как вы усвоили краеведческую информацию.

Приготовьте ручки для проверки полученных знаний.




готовят ручки для теста

Проверка полученных знания:

Теоретическая часть

Тест на закрепление знаний (Приложение №1)

Практическая часть

На чистом плане-карте отметить все изученные объекты, подписать названия.

Итоги тестов будут подведены позже (оценки не ставятся)

выполняют тест по изученному материалу;

на чистом плане-карте ручкой отмечают 16 достопримечательностей

Домашнее задание:

Разделитесь на группы по 5 человек. На следующее занятие, каждая группа подготовит рассказ об одной из улиц на выбор. Свое сообщение иллюстрируйте фотографиями достопримечательностей этой улицы. Можете взять сообщения по следующим улицам: Астраханская, Полонского, Свободы, Введенская, Почтовая, Салтыкова-Щедрина.

делятся на группы и выбирают улицы, по которым будут делать сообщения.

Рефлексия:

Вот и подошло время нашего путешествия к концу. Трудным оно было для вас или нет, я попрошу каждого положить смайлик в копилку эмоций.


выбирают подходящий смайлик своему настроению и кладут в копилку эмоций.

Всех благодарю!

Надеюсь знания о родном городе прочно усвоили и вы вскоре будете с гордостью водить своих друзей по этому маршруту.


прощаются с педагогом

Литература:

Альбом-каталог «Рязань в фотографиях ХIХ- первой трети ХХвека» / Е.В.Чумичева , Д.Ю. Филиппов.– Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2012.-513с.

Кишаева Ольга Андреевна, Кусова Ирина Гасановна. Улицы и площади Рязани. Городская топонимика в историческом аспекте.– 2-е изд., исправ. и доп. – Рязань, 2019.-176с.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России/ Гос.ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. – М.: Наука, 1998.– (Свод памятников истории и культуры России).

Интернет-ресурсы:

https://920.rzn.info/seminarskaya.html

https://62info.ru/history/node/10617

https://dostoprimechatelnosti-m.ru/glavnye-dostoprimechatelnosti-ryazani-s-foto-i-opisaniem/

http://ryazantourism.ru/guide/sights

http://www.zhais.ru/R-ryazan-street-seminarskaya.htm

Приложение №1

Тест

для обучающихся

«Достопримечательности улиц: Соборная и Семинарская»

вопроса

Вопрос

Ответ

Назовите старое название Площади Соборная:

Административная

Ильинская

Театральная


Улица, которая с 1919 по 2005 гг. носила название в честь эсера-боевика Ивана Каляева, но изначально была названа в честь тогда главного здания, которое на ней находилось.

Варианты ответа:

ул.Соборная

ул.Вокзальная

ул.Семинарская


Назовите фамилию творческих сестер, которые проживали рядом с пансионом духовной семинарии (ныне школа №6)

Хвощинские

Еропкины

Овсянниковы


Бывшее женское коммерческое училище 1910г. (то им. Малашкиной, то им. Романовых). Ныне здание принадлежит:

Рязанскому государственному университету;

Агротехнологическому институту;

Политехническому университету;


Рязанская духовная семинария. Открыта она была в 1753 году. Как это здание сейчас называется?

Рязанское высшее военное командное училище связи им. Маршала Советского Союза М. В. Захарова;

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище им. генерала армии В.Ф.Маргелова;

Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В. П. Дубы́нина.


Первоначально эта площадь носила название Сенная, т.к. здесь торговали сеном. Позднее она стала носить самое длинное название в г.Рязани. Как называется площадь сейчас?

Площадь им. Тадеуша Костюшко;

Площадь им первой польской дивизии им. Тадеуша Костюшко;

Площадь им военно-воздушого училища

им. Василия Маргелова.


Для чего был создан «Дом трудолюбия и призрения неимущих»:

для обучения детей и сирот крестьян;

для содержания нищих

для призрения детей и сирот дворянского сословия и обучения их ремеслу;


Кому стоит памятник на площади Соборная?

Евпатию Коловрату

Олегу Рязанскому

Георгию Победоносцу



Ключ к тесту для обучающихся

«Достопримечательности улиц: Соборная и Семинарская»

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

b

c

a

a

b

b

c

b




Приложение №2



Инструкция

по правилам безопасности передвижения по городу


Требования безопасности перед проведением

практического занятия по городу


Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности

Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимым перевязочным материалом.

Не начинать движение без указания педагога дополнительного образования.


Требования безопасности во время

практического занятия по городу


Передвижение происходит за педагогом по тротуарам змейкой друг за другом

Не мешать передвижению пешеходов по тротуарам

Во время движения руль самоката держать обеими руками, чтобы не поранить пешеходов

При переходе улиц, перекрестков соблюдать правила дорожного движения: строго по «зебре» пешком

Не подавать пешеходу сигнала резким звуком (криком, звонком, гудком и т.п.), чтобы он уступил место для проезда

Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы

При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться

Остановки совершать строго друг за другом, а затем, сойдя с самоката, подойти с ним ближе, чтобы слышать педагога

Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах


Опубликовано в группе «Любимые уголки города»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.