12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белицкая Эльвира Михайловна1755
Работаю в сфере образования много лет. Люблю свою профессию и детей, с которыми провожу каждый свой день. Я- счастливый человек! Я- родом из детства!
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Конспект занятия «Космическое путешествие. Миссия спасения»

Данный конспект реализуется мной (педагогом дополнительного образования) при работе с детьми младшего школьного возраста при изучении предметов естественнонаучной направленности (в конце изучения темы КОСМОС), но может быть интересен и другим педагогам при организации деятельности детей 7-10 лет.

Цель: повысить мотивацию детей младшего школьного возраста к изучению природы через интеграцию в занятия с ними опытнической и экспериментальной деятельности.

Задачи:

Создать условия для развития познавательного интереса детей через вовлечение их в активную опытническую и экспериментальную деятельность

Развивать у младших школьников мотивацию на нравственно-ценностные ориентиры в отношении к природе через их приобщение к опытам и экспериментам

Воспитывать умение находить объяснение «непонятным» явлениям опираясь на простейшие законы химии, физики

Ребята, мы с вами очень подробно и тщательно изучили тему космос. Узнали, что такое космос, что такое астероиды, метеоры, метеориты и кометы. Узнали, что такое Луна и что удерживает её на орбите Земли. Узнали много нового и о нашем доме- планете Земля и о других планетах нашей галактики под названием Млечный путь. Сегодня мы представим себе, что нам пришел из космоса сигнал бедствия от инопланетных существ. Готовы ли вы отправиться в увлекательное путешествие в космос и оказать им помощь? Тогда вперед, нас ждут новые космические открытия.

Итак, что такое космос? (Ответы детей)

Правильно, космос это пространство, расположенное за пределами нашей планеты. Это место, где живут планеты, звезды, черные дыры, малые космические тела и даже целые галактики.

Сегодня мы с вами попробуем создать, а заодно и объяснить способ создания космос, космические явления и объекты пользуясь простыми законами таких наук, как химия и физика. Начнем с создания самого космоса.

Опыт 1 Космическое пространство. (Сода, жидкий краситель черного или синего цвета, пиала, глубокая тарелка, стакан, лимонная кислота, вода, блестки, пайетки, камни, заламинированые планеты, солнце)

Ребенок 1 выполняет опыт под руководством педагога.

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее космическое буйство красок. А что же на самом деле привело к такой бурной реакции веществ и образованию этой красоты? (Ответы детей)

Правильно, лимонная кислота- это кислота, а сода- это щелочь. При их смешивании начинает бурно выделяться углекислый газ. Он и образует пузыри, которые лопаясь, выталкивают красители и блестки наружу.

Итак, космос у нас готов, но ракеты, готовой к старту у нас нет. Предлагаю провести второй опыт, который поможет нам вылететь в космос.

Опыт 2 Запуск ракеты- шарика. (воздушный шарик, маркер, веревка, двухсторонний скотч, коктейльная трубочка)

Ребенок 2 выполняет опыт совместно с педагогом.

Что же произошло? Почему взлетела наша ракета? (Ответы детей) Правильно, воздух, вырываясь из отверстия шарика, создает силу, которая толкает его в противоположную сторону. Точно также двигается и ракета, находясь в безвоздушном пространстве.

Мы стартовали и вылетели в открытый космос. Какая красота вокруг, а сколько красивых ярких звезд! Сейчас мы проведем опыт и узнаем, как получить звезду из спичек с помощью воды.

Опыт 3 Звезда из спичек (спички без головок, пипетка, вода, тарелка или дощечка)

Ребенок 3 выполняет опыт под руководством педагога.

Почему снежинка превратилась в звезду? Кто может это обьяснить? (Ответы детей.)

Правильно, вода, попадая на древесину, смачивает её и спичка начинает двигаться, разгибаясь в горизонтальном направлении. Её кончики соединяются друг с другом и получается звезда.

Красотой звезд мы налюбовались, а теперь вспомним, зачем мы здесь. Правильно, чтобы спасти инопланетян и узнать, что случилось на борту их летающей тарелки. А где же она сама, эта летающая тарелка? Сейчас мы её сделаем.

Опыт 4 Летающая тарелка ( одноразовая тарелка, пластиковый стаканчик, салфетка, вода, чайная свеча, изображение инопланетянина)

Ребенок 4 проводит опыт вместе с педагогом.

Посмотрите, ребята, а вот и она, тарелка. Как же у нас получилось «приклеить стакан к тарелке? Правильно, мы создали внутри него вакуум. Сгорая, огонь истратил весь кислород. Воздух, оставшийся в стакане, остыл и уменьшился в объёме, крепко «прилепив» к себе тарелку. Посмотрите, а в ней находится инопланетянин. Сейчас я узнаю, что у них случилось. Ох, ребята, у них на борту произошел пожар. Они стали тушить его водой и, как вы думаете, что произошло? (Ответы детей)

Конечно, в космосе нет гравитации, там невесомость и капли разлетелись по всему кораблю. Кто поможет собрать воду обратно в ёмкость?

Опыт 5 Вода в невесомости (файл, намазанный растительным маслом, распечатанная тарелка или банка, подкрашенная голубой краской вода, зубочистка)

Ребенок 5 проводит опыт самостоятельно под присмотром педагога.

Как вы объясните то, что видите? Почему капли так послушно бегут за зубочисткой? Ребята, между жиром (маслом) и водой нет силы притяжения. Они не притягиваются друг к другу и легко скользят. Когда мы протыкаем каплю зубочисткой, то получаем взаимное притяжение, которое и ведет каплю за зубочисткой туда, куда нам нужно.

Давайте мы с вами покажем, какими способами можно затушить пожар без использования воды.

Опыт 6 Предотвращение пожара на космическом корабле (стакан, чайная свеча, спички, тарелка)

Ребёнок 6 проводит опыт вместе с педагогом

Кто объяснит мне, что произошло? Почему огонь потух?

Правильно, огню для горения нужен кислород, а мы, накрыв его стаканом, оставили лишь тот кислород, что был внутри. Огонь быстро «съел» его и , не получив нового питания, потух.

Но есть ещё один способ потушить пожар без воды, с помощью углекислого газа. Давайте попробуем и его.

Опыт 7 Тушение огня углекислым газом.( сода, уксус или лимонная кислота, стаканчик, чайная свеча)

Ребёнок 7 проводит опыт под руководством педагога.

Отчего огонь потух? Что его потушило?

Правильно, углекислый газ. А откуда он взялся? Конечно, смешав кислоту и щелочь, мы получили выделение углекислого газа. Наклонив стакан, мы как бы «вылили» тяжелый углекислый газ на огонь, затушив его.

Хорошо, молодцы. Кстати, пока мы увлеченно занимались опытами, нам пришло послание из космоса, но только странно, ведь на листке ничего нет. Ни букв, ни слов. Но я, кажется, поняла. Это секретное послание, а чтобы буквы проявились, нам нужно нагреть их над огнем. Пробуем.

Опыт 8. Секретное письмо (молоко, кисть, чайная свеча, белый лист, спички)

Педагог проводит опыт сам, показывая детям проявившееся слово СПАСИБО и объясняя то, что молоко, которым написаны буквы- это жир. Жир при нагреве сгорает вперед бумаги, оставляя на бумаге коричневые следы в виде букв или рисунков.

Если у детей возникает желание, то кто-то из них, желательно ранее не участвующий в других опытах, может под руководством педагога и с его помощью, провести опыт самостоятельно.

Посмотрите, ребята, какими старыми способами пользуются наши инопланетные друзья для написания слов. Конечно, ведь обычная шариковая ручка не будет писать в состоянии невесомости, ведь чернила в ней жидкие и они вытекут из стержня. Но мы можем подарить им настоящую космическую ручку.

Опыт 9 Космическая ручка (шприц без иглы, гуашь, вода, лист бумаги)

Ребенок 9 выполняет опыт под руководством педагога и пишет на бумаге слово ПОЖАЛУЙСТА.

Вот такой подарок мы смастерили для наших друзей. Почему этой ручкой можно будет пользоваться в космосе? (Ответы детей)

Правильно, в цилиндр шприца не попадает воздух, а поршень уменьшает пространство внутри него, создавая высокое давление, что исключает самостоятельное вытекание жидкости. Нажимая же на поршень, мы увеличиваем давление, жидкость вытекает через отверстие и мы ей можем писать.

Если позволяет время, можно провести эксперимент Рост растений в космосе (земля, семена, вода, стеклянная банка с крышкой, окно и теплое помещение)

Пусть дети посадят семена в землю внутри банки, смочат их водой, но не зальют и плотно закроют крышкой. Затем банка ставится на светлое теплое место и не трогается. Семена прорастут, ростки будут крепкими, что доказывает наличие в банке микроклимата, подходящего для роста и развития растений и без доступа воздуха и полива. Таким образом получается, что невесомость растениям не страшна, а подачи воды достаточно минимальной. Достаточно обеспечить растения землёй, светом и теплом. Это доказывает, что растения в космосе смогут расти.

Молодцы. Наши инопланетные друзья спасены, значит миссия спасения выполнена, кроме того, нами получены новые знания, ещё мы полны гордости за себя и за свои добрые поступки. Но инопланетяне оставили для нас сюрприз. Витаминный космический напиток под названием ТОПЛИВО. Сейчас мы его выпьем и станем сильными, смелыми и здоровыми, как никогда.

Дети пьют сок из коробочек, к которым прикреплена этикетка с надписью ТОПЛИВО.

Это путешествие, ребята, ещё раз доказывает нам, что чудес на свете не существует. Все, казалось бы, необъяснимое можно объяснить, если знать простейшие законы природы и таких наук, как химия и физика.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 31.10.23 в 19:31 0Ответить Пожаловаться
Здорово! Столько опытов простых и доступных, наглядных!

Отредактировано 31-10-2023 19:33

Белицкая Эльвира Михайловна, 01.11.23 в 07:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна. Чтобы современным детям было интересно, нужно, чтобы было понятно и динамично. Учимся, играя.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.