Конспект занятия «Лаборатория чайных открытий»
Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение
№ 5 «Теремок»
Конспект занятия «Лаборатория чайных открытий»
(старший дошкольный возраст)
Автор: Баданина Л.М.,
воспитатель
г. Ковдор
2020
Тема:«Лаборатория чайных открытий».
Возраст:старший дошкольный возраст
Направление: познавательное и речевое.
Образовательная область: познание-формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Программное содержание.
Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие, толерантность; закреплять представления об источниках опасности в быту (горячая вода).
Развивающие задачи: развивать зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые анализаторы у детей, умение сравнивать свойства по одному и нескольким признакам; развивать познавательный интерес, любознательность посредством создания проблемно-поисковых ситуаций; развивать умение делать выводы, умозаключения.
Обучающие: формировать элементарные знания об истории чая, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, разновидностях чая.
Методы и приемы.
Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, просмотр слайдов, напоминание.
Оснащение педагогического процесса.
Раздаточный материал: 3 прозрачных ёмкости: с соком, водой и чаем, 2 прозрачные ёмкости с горячей и холодной водой, ёмкость с крупнолистовым чаем, чайные ложечки, 2 емкости с ломтиками лимона и листьями мяты картонные полоски на каждого ребенка, лупы, гранулированный чай, пакетированный чай, крупнолистовой чай для проведения экспериментов
Демонстрационный материал: Разновидности чая: пакетированный, гранулированный, мелкий, средний, крупно-листовой; самовар, чайник для заваривания чая,чайная посуда, слайды об истории чая.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется познавательный интерес к производству чая, истории его возникновения; разовьются элементарные навыки следовательской деятельности; дети получат новые знания о выращивании чая, его свойствах.
Структура НОД -30 минут.
Ход занятия:
(Воспитатель в образе профессора) Встречает ребят у входа
-Здравствуйте, ребята! Я -профессор Всезнайка. Сегодня решил заглянуть к вам в гости и пригласить в чайную лабораторию.
Вы любите проводить опыты и эксперименты? Замечательно! Чтобы попасть в мою лабораторию по производству чая, закройте глаза и произнесите волшебные слова: «Кригли! Крабли! Бум!». Что-то дверь не открывается.... Наверное, не все произнесли волшебные слова. Давайте ещё раз!(звучит волшебная мелодия).Замечательно!Добро пожаловать! (на экране -1 слайд с изображением лаборатории)
Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем исследовать? (…) Правильно! Лаборатория называется чайная, поэтому и опыты мы будем проводить с чаем.
Но в моей лаборатории существуют правила поведения.
-Не шуметь!
-Не бегать!
-Все опыты проводим только в специальных фартуках! (надеваем фартуки).(Во время одевания проговаривает,что не все опыты безопасны, можно обжечься, можно забрызгаться и т.д.)
Итак, юные ученые,вы готовы к экспериментам? Тогда вперед! Все наши выводы будем записывать в таблицу(показывает таблицу с маркером)
В моей лаборатории всего 5 комнат.
Проходим в первую.
(на столе приготовлены графины с жидкостями (вода, сок,чай))
Перед вами три прозрачных графина с какой-то жидкостью. Давайте попробуем угадать, что за жидкость находится в них? Жидкость можно сравнить по цвету, запаху и вкусу. Предлагаю определить по цвету.
- Как вы думаете, что в графине № 1. Да, ребята, вы правы это- вода.
-Переходим к графину №2. Предлагаю определить по цвету.
Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое графина.
- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху?
-Как вы думаете, что это?
-Да правильно- это сок! Ребята, а из чего делают сок (Из фруктов и овощей)
- Ребята, а какие вы еще соки знаете?
-Молодцы ребята! А теперь давайте определим по: цвету, запаху, что за жидкость находится в графине №3.
-Совершенно верно- это чай!
Воспитатель предлагает попробовать жидкость из стакана и определить по вкусу.
Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? (дети высказывают своё мнение)
Вывод-чай имеет цвет, имеет запах, имеет вкус!Записываем в нашу таблицу! (воспитатель рисует квадрат коричневого цвета и схематично изображает дым (запах)
Присаживайтесь на стульчики.
Кто из вас видел, как растет чай? (...) Где растет чай? (...)В каких странах? (...)Сейчас мы с вами это узнаем. Поможет нам волшебный экран.
Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов.
Сл. 2 3 4 5 6 7
Сл.2
Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Давно-давно китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Сл.3, 4
Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Кто знает, что такое плантация? (ответы детей)
Сл. 5, 6
Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками. В Китае на родине чая, он ценился очень высоко.
Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Кто такой вельможа, как вы думаете? (Ответы детей, если затрудняются,подсказывает:вельможа-человек богатый, важный, который служил императору).
Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний.
Сл.7
В Китае самый любимый напиток, это зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Ребята, а вы любите пить чай?(Ответы детей). Тогда вы, конечно, знаете в чем его заваривают.(В чайнике)
Приглашаю вас в комнату № 2
(Встают со стульчиков и подходят к столу)
(На столе приготовлены два прозрачных графина с водой. В одном графине-горячая вода, в другом-холодная. Также приготовлена емкость с крупнолистовым чаем, ложечка для размешивания)
Ребята, посмотрите! На столе табличка-ОПАСНО!Как вы думаете, что здесь может быть опасного?(Ответы детей) Внимательно рассмотрите предметы на столе... Острого ничего нет... Розеток тоже...(если дети догадались, сразу приступают к опыту, проговорив при этом вместе с воспитателем правила обращения с кипятком)
Давайте мы с вами аккуратно подойдем к столу, если здесь опасно, значит будем очень осторожными.
У меня на столе два прозрачных графина. В них налита вода. Давайте положим в них заварку из стаканчика с крупнолистовым чаем.(Дети бросают заварку в графина с водой) Что происходит в графине № 1 ? Давайте понаблюдаем. (Ничего не меняется).
А в графине № 2 что произошло? Вода окрасилась, чаинки раскрылись.
Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята. Давайте потрогаем первый графин(он холодный). Значит в нем - холодная вода. Осторожно прикоснитесь ко второму. Вода в нем горячая. Значит в горячей воде чай заваривается, а в холодной – нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.
Итак, вывод, ребята, какой? (заслушивает рассуждения детей). В горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки. Запишем в нашу таблицу! (воспитатель рисует стакан, из которого идет дым).
Сейчас немного отдохнём.
Дети садятся на стульчики
Показ слайдов
Сл.8
Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без согревающего чая.
Сл. 9
В Англии пьют чай в основном в публичных местах – так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай 3 раза в день:
-утром во время завтрака;
- в обеденное время
-вечером
Особенности заваривания чая в Англии состоят в следующем- сначала в чашку наливают молоко комнатной температуры, а затем уже горячий чай не долевая кипятка...
А сейчас я вас приглашаю в комнату № 3.
(На столе приготовлены полоски из картона, разделённые на три части: в первом квадрате- пакетированный чай, во втором- гранулированный, в третьем- крупнолистовой, лупы (по количеству детей))
Присаживайтесь за столы.
Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, из чего делают чай? (из заварки)
У вас на столах –ящички(полоски) Посмотрите внимательно, что в них (Заварка). Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана? Давайте рассмотрим первый ящик- какая заварка в нем находится? Посмотрите внимательно на содержимое ящичков под лупой, что же мы видим?(измельченный чай, почти порошок). Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках.
Я предлагаю взять второй стаканчик и изучить чай в ней? Что вы видите, ребята? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять.
Что в третьем стаканчике(ответы детей)(Крупная, листиками). Такой чай называется крупнолистовой.
Так из чего же все-таки сделан чай, ребята? Что напоминают вам эти частички? Наверное это измельченные сухие листья, да, ребята? Это и есть вывод из этого эксперимента. Запишем! (рисует лист)
Ребята,какой чай вы знаете?
(Дети отвечают с лимоном, мятой, ромашкой, липовый и т. д.)
Приглашаю вас в следующую экспериментальную комнату.
(На столе приготовлены 2 ёмкости-с лимоном и мятой,шпажки, стакан с чаем, салфетки)
Подойдите к столу и возьмите лимон, понюхайте, попробуйте его. А что это за травка лежит на второй тарелочке? Понюхайте ее и попробуйте. Правильно ребята – это мята.
А теперь попробуйте добавить мяту и лимон в чай. Что происходит с цветом чая? (слушает рассуждения детей)
Вывод: чай с лимоном меняет цвет и становится светлым. Как вы думаете почему? (Лимон кислый). Запишем!(рисует квадрат коричневого цвета, затем квадрат пустой).
Приглашаю вас на свои места.
(Садятся на стульчики)
Сл.10
В России в древности пили только травяные чаи и самым популярным чаем, был чай из кипрея, современное название этого растения иван- чай.
В России чай появился много лет назад. А было это так - монгольский правитель подарил чай русскому царю.
Сл.11, 12
А вот так устраивали чаепитие в купеческих (богатых) домах
Сл.13, 14,15
Самый популярный чай в нашей стране-краснодарский. Появился он благодаря одному рабочему Иову Антонович Кошману. Около дома он посадил 800 кустов чая. А это много или мало?
Сл.16
На этой плантации Кошман каждый год собирал зеленый лист и изготовлял чай, а потом продавал в городе.
Сл.17
Через 10 лет на выставке Кошман показал образцы готового русского чая. Чай получил высокую оценку. Он хорошо раскупался. Сначала из любопытства, затем из-за его высокого качества. Теперь он известен как Краснодарский.
Итак, ребята, давайте вспомним всё, что вы узнали в моей лаборатории. Поможет нам наша таблица (воспитатель с детьми подводит итоги опытов. Чай-это растение; заваривается только в горячей воде; заварка-это измельчённые листья;чай меняет цвет, если отпустить в него лимон, и запах, если добавить мяту)
А кто помнит, сколько комнат в моей лаборатории? (Ответы детей)
Нам с вами осталось заглянуть в последнюю, пятую, комнату в моей лаборатории. Это сладкая комната. Самое время отдохнуть. Милости прошу, мои юные исследователи!
Комната оформлена в русском народном стиле
(На столах- посередине-самовар на большом поносе, рядом с самоваром заварочный чайник, щипцы, кусачки; чашки с блюдцами, ложечки, по количеству детей,блюдца с угощениями (баранки, сахар кусковой, конфеты-подушечки), блюдца с кусочками лимона. Также для демонстрации-стакан с серебряным подстаканником, фарфоровое блюдце)
(Приглашает сесть за столы)
Здесь мы с вами узнаем как устраивали чаепитие в нашей стране. В России к чаепитию стол сервировали так.
Стол накрывали праздничной скатертью. В центр стола ставили самовар, заварник, сахарницу, угощение, лимон. Чай разливала хозяйка дома или старшая дочь, мужчины пили из стаканов с серебряными подстаканниками, а женщины из фарфоровой посуды (Показывает).Сахар в чай не отпускали, а пили вприкуску. Давайте попробуем!
Для сахара на столе всегда было под рукой вот такое приспособление-щипцы, или кусачки. Как они работают, сейчас покажу (Показывает)
Во время чаепития принято было вести тихую беседу.
(Во время чаепития фоном звучит видео песня «Ах, чай...»).
Ну что ж,ребята, пришла пора с вами прощаться! Чай-это уникальное средство! Из измельченных чаинок можно даже создать свой собственный мультфильм! Но это уже другая история. В следующий раз я обязательно вас приглашу в свою мультстудию, где мы с вами превратимся в настоящих волшебников! До скорых встреч!
В конце занятия ребята получают сладкие призы-баранки на веревке.
Примечание: занятие предполагает продолжение-закрепление- создание мультфильма «Рождение чая»