12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларина Светлана94
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Составила и провела:

Учитель- логопед

Ларина С.И.

 

Цель:

1. Уточнить знания учащихся о именах прилагательных

Закрепить умение находить, распознавать имена прилагательные в речи и на письме.

2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, употреблении прилагательных в разных падежах с опорой на алгоритм.

3. Расширять словарный запас учащихся путем накопления имен прилагательных.

4. Формировать связное учебное высказывание.

5. Развивать слуховое внимание.

6. Формировать навык самоконтроля.

I. Организационный момент.

Логопед читает стих:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… (прилагательное)

Л. Правильно. У меня на доске картинка. Что это? (яблоко) Сядет тот, кто подберет признак к этому предмету. Повторяться нельзя (сочное, спелое, красное, круглое, большое, красивое, сладкое, хрустящее, наливное, крупное, гладкое, ароматное, жесткое)

II. Актуализация знаний.

Л. Итак, о какой части речи мы говорили? Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

Д. Для того, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее.

Л. Что мы знаем об имени прилагательном?

Д. Имя прилагательное- это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Имя прилагательное изменяется по числам и родам.

Л. Сегодня на занятии мы узнаем еще кое-что об имени прилагательном.

III. Проблемное сообщение темы.

Л. К нам пришло письмо от учеников 2 класса. Они писали сочинение о зиме. Текст получился красивый, а учительница сказала, что в нём что-то не так. Ребята просят нас помочь им. Давайте прочитаем письмо.

Письмо написано на доске. Один из учеников читает:

Наступила зимняя пора. С наступлением зимняя поры на улице становится холодно. В зимняя пору люди одевают тёплую одежду. Зимняя порой мы с ребятами любим кататься с горки. Хорошо зимой на улице!

Л. Понравился вам текст? Что не так?

Д. Прилагательные не дружат с существительными.

Л. Правильно. Давайте исправим ошибки ребят.

Логопед показывает пример на первом предложении:

Л. Находим главное слово. Наступило что?

Д. Пора.

Л. Пора какая?

Д. Зимняя.

Л. Обращаем внимание на окончание вопроса. Правильно написано окончание прилагательного? Выделяем окончание.

А теперь составим алгоритм, который поможет вам в работе на уроке.

Логопед составляет алгоритм на примере второго предложения:

Л. С наступлением чего на улице становится холодно?

Д. С наступлением поры.

Л. Что мы сделали?

Д. Мы нашли главное слово.

Л. Итак, первый пункт нашего алгоритма «найти главное слово».

Логопед вывешивает на доску карточку с пунктом алгоритма.

Л. С наступлением поры какой?

Д. Зимней.

Л. Что мы сделали?

Д. Мы задали вопрос от главного слова.

Л. Второй пункт алгоритма «задать вопрос от главного слова».

Логопед вывешивает на доску карточку с пунктом алгоритма.

Л. Обращаем внимание на вопрос. Какое окончание у вопроса?

Д. Ой.

Л. Что мы сделали?

Д. Мы выделили окончание вопроса.

Л. Третий пункт алгоритма «выделить окончание вопроса».

Логопед вывешивает на доску карточку с пунктом алгоритма.

Л. Правильное окончание у прилагательного? Какое окончание нужно поставить?

Д. Ей.

Л. Меняем окончание прилагательного и выделяем его. Что мы сделали?

Д. Мы выделили окончание прилагательного.

Л. Четвертый пункт алгоритма «выделить окончание прилагательного».

Логопед вывешивает на доску карточку с пунктом алгоритма.

Л. А теперь определим падеж существительного и прилагательного. С наступлением чего?

Д. Поры.

Л. Какой падеж отвечает на вопросы кого?, чего?

Д. Родительный.

Л. Раз прилагательное дружит с существительным, то в каком падеже оно тоже стоит?

Д. В родительном.

Л. Что мы сделали?

Д. Мы определили падеж существительного и прилагательного

Л. Пятый пункт алгоритма «определить падеж существительного и прилагательного».

Логопед вывешивает на доску карточку с пунктом алгоритма.

Л. У нас получился алгоритм, который поможет нам без ошибок употреблять прилагательные на письме и в речи. Еще раз прочитаем его.

Один ученик читает вслух, остальные про себя.

Л. А теперь, пользуясь алгоритмом, исправьте остальные ошибки в тексте.

Учащиеся выходят к доске, с помощью алгоритма исправляют окончания прилагательных.

III. Вывод и целеполагание.

Л. Ребята, посмотрите еще раз на текст. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Имена прилагательные изменяются по падежам.

Л. Чему мы будем учиться на занятии?

Д. Мы будем учиться изменять прилагательные по падежам.

Л. Для чего мы будем учиться изменять прилагательные по падежам?

Д. Для того, чтобы правильно употреблять их в речи и на письме.

Л. Что еще вы заметили, когда выполняли задание?

Д. Прилагательное и существительное стоят в одном падеже. Окончания у вопросов к прилагательным совпадают с окончаниями прилагательных.

IV. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

1. Определение окончаний прилагательных.

Л. Подберите нужные окончания прилагательных, опираясь на алгоритм.

Дети выходят к доске, вставляют окончания, объясняют свой выбор.

О тёпл_ погоде.

Радостн_ новость.

За соседн_ домом.

К глубок_ озеру.

Про маленьк_ девочку.

2. Игра «Цепочка словосочетаний».

Л. А теперь поиграем в цепочку словосочетаний. У вас на столах лежат по две карточки со словами. Внимательно их прочитайте. Слова каких двух частей речи у вас написаны? (существительное и прилагательное). Подходят они друг другу? Сейчас мы найдем парочку каждому слову. Я начну, а вы мне помогите закончить словосочетание. Будьте внимательны.

Тёмной ночью, горячий чай, за высоким забором, в соломенной шляпе, знакомому мальчику, рыжую лису, из интересной книги, о новом фильме, красивое платье, крупного винограда, в резиновых сапогах, в дождливую погоду, про радостную встречу, зимним утром.

3. Запись под диктовку.

Л. Я диктую предложение, вы выписываете словосочетание сущ+прил, пользуясь алгоритмом задаете вопрос от главного слова, определяете падеж.

Зимнее солнце освещает верхушки белоствольных берёз.

Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега.

Взаимопроверка.

4. Работа на карточках.

Л. Вам нужно с помощью алгоритма вставить окончания прилагательных, списав предложения в тетрадь. Указать падеж.

Вся земля покрыта мягк_ снегом.

Зимн_ небо затянуто облаками.

Детям весело кататься с ледян_ горки.

Л. Проверьте себя по доске. Поставьте оценку. Нет ошибок-«5», 1-2 ошибки-«4», 3 ошибки-«3».

5. Составление рассказа по картине.

Л. Посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено? Сейчас мы будем составлять рассказ по этой картине, но необычным способом. Сначала подберите как можно больше признаков к данным словам.

Небо- пасмурное, облачное, ясное, серое, хмурое, голубое,

Снег- пушистый, искрящийся, белый, мягкий, липкий.

Зима- холодная, тёплая, снежная.

Воздух- зимний, морозный, холодный, теплый.

Снежинки- красивые, легкие, воздушные, узорчатые.

Л. Составьте любое словосочетание и придумайте с ним предложение. Самое красивое мы запишем на доске.

Дети устно составляют предложения, записывают на доске.

Л. У нас получился красивый текст о зиме. Что помогло вам сделать текст красивым, интересным, точнее описать картину? (имена прилагательные)

V. Итог.

Л. Скажите, чему мы учились на занятии?

Д. Мы учились изменять прилагательные по падежам.

Л. Для чего мы изменяем прилагательные по падежам?

Д. Для того, чтобы наша речь была красивой и правильной.

Л. Молодцы.

VI. Рефлексия.

Л. Оцените свою работу. Выберите нужный цвет и наклейте на лист- розовый цвет- я был внимательным, справился со всеми заданиями, хорошо усвоил тему; зеленый цвет- я был внимательным, но допустил несколько ошибок в заданиях; желтый цвет- я был не совсем внимателен, допустил много ошибок, мне нужно еще тренироваться.

Дидактический материал:

ОЙ

АЯ

УЮ

ИМ

ОМУ

Вся земля покрыта мягк_ снегом.

Зимн_ небо затянуто облаками.

Детям весело кататься с ледян_ горки.

Тёмной ночью, горячий чай, за высоким забором, знакомому мальчику, рыжую лису, из интересной книги, о новом фильме, красивое платье, крупного винограда,в резиновых сапогах,в дождливую погоду,про радостную встречу, зимним утром,в соломенной шляпе.

Небо

Снег

Зима

Воздух

Снежинки

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова

3.Выделить окончание вопроса

4.Выделить окончание прилагательного

5.Определить падеж существительного и прилагательного

Наступила холодная зима. Вся земля покрыта искрящимся снегом. Небо серое, хмурое. В морозном воздухе медленно кружатся узорчатые снежинки. Дома укутаны пушистым снегом.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.