Конспект занятия «Матрешка»
Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Конспект занятия
на тему: «Матрешка»
Попова Ирина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Вологда
2022
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Направление: речевое развитие.
Цель: создание условий для речевого развития детей посредством знакомства с русской матрешкой.
Программные задачи:
Обучающие: - актуализировать умение составлять рассказ - описание об игрушке по схеме;
закреплять умение составлять сложные слова;
уточнять и обогащать словарный запас детей;
способствовать формированию навыка правильного употребления предлогов в падежных конструкциях; способствовать формированию навыка плавного слогового осознанного чтения
Развивающие: - развивать коммуникативные качества; развивать логическое мышление, произвольную память, воображение
Воспитательные: - воспитывать желание получать знания, самостоятельность, активность
Интегрируемые образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Предварительная работа:
Рисование матрешки на занятии по изодеятельности.
Беседа с детьми об истории создания матрешки.
Рассматривание иллюстраций, коллекций матрешек.
Разучивание физминутки.
Чтение художественной литературы.
Демонстрационный материал:
Игрушка матрешка.
Схема рассказа - описания игрушки.
Презентация Power Point.
Раздаточный материал:
Раздаточные листы «Что к чему подходит».
Карандаши.
Карточки с предлогами.
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
Используемый реквизит.
Костюм Пиноккио.
Методы:
Словестные (рассказ, объяснение, беседа) - Наглядные (презентация, илострации, картинки) - Практический (практическая работа детей)
Игровой
Ход занятия. 1. Орг.момент.
Здравствуите ребята! Сначала, пожалуйста, сядьте те дети, в имени которых 2 слога. А теперь те, в имени которых З слога.
Раздается стук дверь. ЗахоДит Пиноккио (Далее пк) — мальчик 12 лет, переодетый в костюм Пиноккио из Театра — стуДии «Подросток».
Пк: Здравствуйте ребята! Меня зовут Пиноккио. Я живу в Италии. У нас часто проходят разные праздники и фестивали. А у вас в городе, я слышал, сейчас проходит фестиваль матрешки. А кто она такая? Расскажите мне, пожалуйста.
Включается мультимеДийный проектор, слайД ЛФ 1
Педагог (далее П): ребята, расскажем Пиноккио о нашей матрешке? А поможет нам в этом схема рассказа об игрушке.
СлайД №2.
П: Давайте вспомним, что обозначают символы на схеме.
Какого цвета игрушка.
Какой формы игрушка.
Какого она размера.
Из чего она сделана.
Из скольких частей состоит игрушка.
Как можно с ней играть.
Пк: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, кто такая матрешка. И даже понял, что она на меня чем-то похожа.
П: А вы поняли, ребята, чем матрешка похожа на Пиноккио?
Дети отвечают.
Пиноккио похож на матрешку тем, что они оба Деревянные и они игрушки.
П: Ребята, а хотите ли вы узнать, как зовут нашу матрешку? Её имя?
СЈШЙД № З.
Все буквы этого имени есть в слове МАТРЁШКА. Составьте её имя из 1, 2, 6, 8 букв.
Дети отвечают: Маша.
П: Назовите согласные звуки в этом слове.
Дети отвечают: [м], [ш]. П: Назовите гласный звук.
Дети отвечают: [а].
П: Вы многое узнали о матрешке на занятии, где ее рисовали. А можете ли вы рассказать, какая она?
Дети отвечают.
П: Давайте будем составлять сложные слова, состоящие из двух слов.
У матрешки: круглое лицо, значит она ... круглолицая.
голубые глаза ... голубоглазая.
розовые щечки ... розовощекая.
светлые волосы светловолосая.
П: А какой характер у матрешки?
Матрешка желает всем добра, значит она ... доброжелательная.
Матрешка любит принимать гостей, значит она гостеприимная.
ПК: О! Это очень хорошо, когда приходят гости. Я тоже люблю ходить в гости!
П: Ребята, а что же люди делают в гостях?
Дети отвечают: пьют чай, танцуют, играют.
П: Давайте и мы с вами, ребята, поиграем! Вспомним нашу любимую физминутку.
Дети рассказывают хором стихотворение, сопровождая слова соответствующими Движениями.
Физминутка «Открывай скорее книжку».
Открывай скорее книжку.
В книжке мошка, мышка, мишка.
В книжке мячик - круглый бок: Вверх — вниз, прыг — скок.
В книжке зонт. Открой и пой:
Лупит дождь — а ты сухой!
Киска в книжке близко — близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой —
Ведь у киски мех такой
Теплый!
П: Ребята, пока мы с вами играли, слова у нас на листочках перепутались местами. Давайте прочитаем их и подходящие друг к другу соединим дорожками. СлайД Лђ4.
деревянная |
сарафан |
расписной |
игрушка |
гостеприимная |
платок |
нарядный |
малыш |
доброжелательный |
матрешка |
Пк: Я понял, понял! (кричит ПИНОККИО).
Деревянная сарафан!
Дети исправляют ошибку Пиноккио и соеДинятп притагательные С поДхоДящиии существительными.
Проверка выполненного задания.
Пк: Я пока не очень хорошо знаю русский язык! Но я стараюсь! Вот такие
слова я вставил в предложения о матрешке.
СлайД № 5.
Матрешка села под стол.
Матрешка спряталась перед Деревом.
Матрешка стоит в полке.
По матрешке нарядный сарафан.
П: Ребята, давайте прочитаем предложения и проверим, правильно ли Пиноккио вставил слова в предложения.
Дети по цепочке читают преДложения и поДнимают карточки с нужными предлогами.
Рефлексия
П: Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Понравилось ли вам оно? Что понравилось? Спасибо вам за занятие. Давайте подарим Пиноккио нашу матрёшку! Пусть он увезет её в Италию и расскажет о ней итальянским детям!
Список литературы
Расскажи стихи руками/перевод В. Егорова. — М., А/О Совер, 1992
Ткаченко Т.А. Схемы для составления предложений и рассказов - М.;ООО Книголюб
Карточки с предлогами
на |
за |
Физминутка