Конспект занятия "Осень золотая"

0
0
Материал опубликован 25 October

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Тема: «Осень золотая»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.

Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе в осенний период, чтение художественных произведений о «золотой» осени (А. С Пушкин, Г. Скребицкий, И. Бунин), чтение пословиц и поговорок о осенних приметах, заучивание стихов, рассматривание картин с изображением осени в разный период того или иного осеннего месяца.

Материалы и оборудование: иллюстрации на тему «Золотая осень» (ранняя, золотая, поздняя), магнитофон с тематическим подбором музыки - аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня».

Ход занятия

Вводная часть

Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие, будет много всего интересного, а о чем мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Вот художник так художник -

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (Осень.)

- Как вы думаете, почему в загадке автор сравнивается осень с художником? Ведь она не живая? (Ответы детей)

- Что мы знаем об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, становится пасмурно, хмуро и холодно, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)

- Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень). Воспитатель показывает иллюстрации с разной осенью, побуждая детей к рассказам описательного характера.

- Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)

II. Основная часть

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»

Многие писатели и поэты, и не только наши соотечественники в своих произведениях не устают говорить о красоте осени, о ее красках и богатстве. О ее дарах и щедрости. Сейчас мы с вами познакомимся с отрывками из прекрасных произведений о осени.

(отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осеняя пора»)

Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своемупо-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого - в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»

Рассматривание картин

- Давайте рассмотрим осенние пейзажи. Найдите в них то, о чём я вам прочитала.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию осенней лесной поляны, побуждает их к использованию в своих ответах образных слов и выражений.

- Вот на картинках берёзки стоят гурьбой, как будто… (В хоровод встали).

- Какими красками раскрасила осень деревья: берёзки и клёны, дуб – богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета, желтые, коричневые, оранжевые)

- На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на румяные яблочки.)

- С чем ещё их можно сравнить? А листья каштана (На звездочку.)

Золотые листочки липы (На золотую монетку.)

- Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (Они покраснели, окрасились в яркие цвета)

- Жёлтые листья… (Жёлтые листья пожелтели.)

- Золотые… (Позолотились, стали золотыми.)

- Деревья были красивыми, а стали ещё… (Краше.)

3. Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся.               

Листья нам под ноги тихо ложатся,        

И под ногами шуршат, шелестят             

Будто опять закружиться хотят.               

4.  Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

- Послушайте прекрасное стихотворение о осеннем лесе, русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется произведение «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

- Какие красивые, точные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о осеннем лесе!

Какие новые слова мы с вами узнали?

С чем он сравнивает лес? (Поэт сравнивает лес с расписным теремом.)

- Какого цвета лес – терем? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый.)

- Как называется явление, когда падают желтые листья (Листопад).

Хочу познакомить вас, ребята, с еще одним произведением русского писателя.

5. Чтение рассказа М. Пришвина «Последние грибы»


Воспитатель читает рассказ.

«Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы».

Заключительная часть

- О чем рассказы и стихотворение, которые мы прочитали?

- На какую тему ваши рисунки? Что вы изобразили?

- Какие цвета красок использовали для этого.

- Попробуйте отыскать те, которые подходят к нашему рассказу.

- На этом наше занятие подходит к концу, все молодцы, до новых встреч!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.