Конспект занятия "Осень золотая"
Конспект занятия по чтению художественной литературы
в подготовительной к школе группе
Тема: «Осень золотая»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе в осенний период, чтение художественных произведений о «золотой» осени (А. С Пушкин, Г. Скребицкий, И. Бунин), чтение пословиц и поговорок о осенних приметах, заучивание стихов, рассматривание картин с изображением осени в разный период того или иного осеннего месяца.
Материалы и оборудование: иллюстрации на тему «Золотая осень» (ранняя, золотая, поздняя), магнитофон с тематическим подбором музыки - аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня».
Ход занятия
Вводная часть
Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие, будет много всего интересного, а о чем мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Вот художник так художник -
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень.)
- Как вы думаете, почему в загадке автор сравнивается осень с художником? Ведь она не живая? (Ответы детей)
- Что мы знаем об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, становится пасмурно, хмуро и холодно, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)
- Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень). Воспитатель показывает иллюстрации с разной осенью, побуждая детей к рассказам описательного характера.
- Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)
II. Основная часть
Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»
Многие писатели и поэты, и не только наши соотечественники в своих произведениях не устают говорить о красоте осени, о ее красках и богатстве. О ее дарах и щедрости. Сейчас мы с вами познакомимся с отрывками из прекрасных произведений о осени.
(отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осеняя пора»)
Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.
Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого - в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»
Рассматривание картин
- Давайте рассмотрим осенние пейзажи. Найдите в них то, о чём я вам прочитала.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию осенней лесной поляны, побуждает их к использованию в своих ответах образных слов и выражений.
- Вот на картинках берёзки стоят гурьбой, как будто… (В хоровод встали).
- Какими красками раскрасила осень деревья: берёзки и клёны, дуб – богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета, желтые, коричневые, оранжевые)
- На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на румяные яблочки.)
- С чем ещё их можно сравнить? А листья каштана (На звездочку.)
- Золотые листочки липы (На золотую монетку.)
- Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (Они покраснели, окрасились в яркие цвета)
- Жёлтые листья… (Жёлтые листья пожелтели.)
- Золотые… (Позолотились, стали золотыми.)
- Деревья были красивыми, а стали ещё… (Краше.)
3. Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
- Послушайте прекрасное стихотворение о осеннем лесе, русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется произведение «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
- Какие красивые, точные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о осеннем лесе!
Какие новые слова мы с вами узнали?
С чем он сравнивает лес? (Поэт сравнивает лес с расписным теремом.)
- Какого цвета лес – терем? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый.)
- Как называется явление, когда падают желтые листья (Листопад).
Хочу познакомить вас, ребята, с еще одним произведением русского писателя.
5. Чтение рассказа М. Пришвина «Последние грибы»
Воспитатель читает рассказ.
«Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы».
Заключительная часть
- О чем рассказы и стихотворение, которые мы прочитали?
- На какую тему ваши рисунки? Что вы изобразили?
- Какие цвета красок использовали для этого.
- Попробуйте отыскать те, которые подходят к нашему рассказу.
- На этом наше занятие подходит к концу, все молодцы, до новых встреч!