Материал на проверке

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д

0
0
Материал опубликован 20 October

Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д                     Занятие №11 от___

Цель: Познакомить со звуками [Д], [ДЬ]. Буквой Д.

Задачи:

1. Научить четко произносить звуки [Д], [ДЬ]

2. Дифференцировать звуки [Д], [ДЬ] на слух в слогах, словах.

3. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

4. Упражнять детей в определении количества услышанных им звуков.

5. Учить анализировать слоги: ДА, ДИ.

6. Формировать навык чтения.

7. Учить печатать букву Д в тетради в клетку.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

1. «Слушай внимательно»

Логопед хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, ребенок поднимает соответствующую цифру. (у каждого ребёнка своя цифра, поднимает соответствующую).

Закрепление пройденного материала

Логопед выставляет картинки

Бочка, ананас, кот

Определить первые звуки. Прочитать слово БАК.

ЗБА слова в тетради.

II. Сообщение темы занятия

 Логопед: посмотрите на доску.  На доске картинки по лексическим темам  овощи, фрукты птицы плюс картинка на звук  Д (оставляем слова со звуком Д)

Какой первый звук во всех этих словах?

Логопед: Правильно звук [Д].

Артикуляция звука [Д]

Логопед: Губы свободны, зубки сближены, но не сомкнуты; язычок стучит кончиком за верхними зубками; горлышко «звенит» (работает). Перед зеркалом произнеси несколько раз звук [ДДДДД].

Характеристика звука [Д]: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначаем: синим цветом.

К нам сегодня в гости пришла Даша и приготовила задания.

Игра на внимание: « Охотник»

Логопед: Услышали звук [Д], хлопаем в ладоши.

Д,п, К, Д,о,Дь, Б,т,к, Д, Б…….

Работа со звуковой линейкой

 Логопед: - Наш звук [Д] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [Д] 

Дом, дым, дыня, дача, ведро, радуга…

Повторите за мной:

ДА-ДО-ДУ, ДЫ-ДУ-ДО, ДЫ-ДА-ДО.

Логопед: Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке:

Хорошо, когда он есть,

На него и лечь, и сесть...

Он для отдыха нам дан,

Мягкий плюшевый (Диван).

Логопед: Правильно звук [ДЬ].

К нам пришёл еще Дима. Какой первый звук?

Характеристика звука [ДЬ]: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем: зеленый цветом.

Логопед: Сегодня будем говорить о звуках [Д] — [ДЬ].

Дифференциация звуков [Д] — [ДЬ].

Логопед: Поиграем в игру «Скажи наоборот»: да-дя, ды-ди, ду-дю, до–дё.  

ди-ды, дя-да, дю-ду, дё-до.

Логопед: Назовите первый звук в именах детей дать характеристику твердый или мягкий:

Дима, Даша, Дуня, Дина.

Логопед: Давайте поиграем в Игру «Светофор».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратик. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий кружок. Если мягкий звук ДЬ - зеленый кружок.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

Физкультурная минутка

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого.)

В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной.   Землянику мы найдем    И братишке отнесем.

Логопед: Звуки [Д] — [ДЬ] обозначаются буквой Д. (показ буквы). Нахождение буквы Д в алфавите.

Логопед: Ребята, на что похожа буква Д? (Крышу дома, трубу, колокольчик)

На что еще похожа буква Д послушайте стихотворения

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

Логопед: Анализ образа буквы.

- Из каких элементов состоит буква "Д"Проводим линию слева направо - это дощечка, по бокам опускаем маленькие линии - это ножки. Получилась скамеечка. На скамеечке рисуем кирпичики. Проводим сверху вниз две прямые линии - это боковые стороны кирпичика. Вверху соединяем их прямой линией слева направо. Получилась буква "Д".

- Давайте сделаем букву Д из пальчиков: покажите указательный и средний пальчики на правой руке, остальные пальчики сожмите в кулачок, опустите вниз и разведите в стороны, вот так сделайте перекладину из указательного пальца левой руки и соедините пальчики. Какая у нас получилась буква?


Работа в тетрадях печатание буквы Д.

Чтение слогов.

ДА   ДО ДУ  ДЫ  ДЭ  ДИ

Анализ слогов ДА, ДИ . Составление схем из квадратов.

Анализ слова ДЫМ.

Какой первый звук в этом слове, какой квадрат нужно положить, почему? (Аналогично с каждым звуком). Сколько всего звуков в слове «дом», сколько гласных звуков, сколько согласных звуков. Нарисуйте схему в тетради.  Пропишите буквами.

Что у меня в руках? (Волшебная палочка). Она загорится, и вы превратитесь в волшебников. Превратите слово «дом» в слово «дым». Как вы превратили? Прочитай слово. 

Заучивание скороговорки

Дятел долго делал дом, оказался дом дуплом.

Итог занятия

С каким звуками мы познакомились сегодня? Произнесите их. С какой буквой познакомились? Играли в игру «Скажи наоборот», «Светофор», называли первый звук в именах детей. Делали физкультурную минутку, Печатали букву Д.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.