12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рыбалко Лариса Юрьевна287 Педагог дополнительного образования Россия, Алтайский край, Бийск |
Конспект занятия "Посуда у тебя в доме. Золотая Хохлома"
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по теме: «Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Фантазеры»
Возраст детей – 7 -8 лет
Составила:
Рыбалко Лариса Юрьевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Бийск
Педагог Рыбалко Лариса Юрьевна
Направление художественное
Образовательный курс «Фантазеры», группа № 25, 2 год обучения
Возраст детей: 7 - 8 лет
Продолжительность: 40 минут
Тема: «Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома».
Цель: Знакомство с промыслом Хохлома, историей возникновения, особенностями росписи.
Задачи:
Образовательная:
- расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- активизировать творческое воображение, познакомить с особенностями росписи Хохломы по дереву;
- углубить представление об изображении декоративных элементов, передача характерного стиля;
- совершенствовать техники работы с гуашью.
Развивающая:
- развивать чувство композиции;
- формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива;
- развивать художественный вкус;
- содействовать развитию навыков создания полезных вещей.
Воспитательная:
- воспитывать интерес и любовь к национальному искусству, уважение к людям труда, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение видеть прекрасное в произведениях народного творчества.
Методы: словесный, практический, репродуктивный, метод повторения, рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Золотая хохлома», простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти, заготовки из дерева для росписи.
Зрительный ряд: фото и иллюстрации посуды.
Раздаточный материал: схемы изображения хохломской росписи, силуэтные заготовки из дерева.
Структура занятия:
1. Организационный этап –2-3 мин.
2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного материала –5 мин.
3. Изучение нового учебного материала и практическая работа – 25 мин.
4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия -7 мин.
Подготовительный этап (до начала занятия)
Проверка количества присутствующих обучающихся.
Контроль готовности к занятию.
1. Организационный момент, включающий: 2-3 мин Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность. Задачи: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Метод, используемый на этапе занятия: беседа. | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание | ||
Настраиваются на занятие, ПРинимают участие в беседе, - Красивая - Растительные формулируют ответы на вопросы педагога о росписи Хохлома. - Хохлома - Это посуда - Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома | Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание. Определяет вместе с детьми тему занятия. Ставит цели и задачи. - Добрый день дети и дорогие гости! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. И я прошу обратить ваше внимание на фотографии и картинки, которые украшают нашу комнату. - Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться От причудливых узоров и фантазии просторов. Ты душою глубока и торжественно легка. В твоих кудрях золотых солнечный играет блик, Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица, Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет. Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо. Здесь цветы, луга, поля – все, чем славится земля, И березовый листок, и пшеницы колосок. Ребята посмотрите на доску, красивая у нас сегодня роспись? Какие орнаменты в этой росписи? - Может кто-то уже сможет ответить, что это за роспись? Как вы думаете, что общего в картинках? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия вместе. - Раз у нас в студии много посуды и Вы знаете, что знакомиться мы будем с росписью Хохлома, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия? - Именно с этим промыслом мы сегодня познакомимся на занятии. И выполним роспись на интересном изделии. - Но, пока это секрет! - Но прежде чем мы приступим, к новой теме, мы с вами повторим уже пройденный материал. | Учебная комната украшена фото изделий Хохломских мастеров. Рисунки детей в стиле Хохломы Играет музыка «Хохлома» автор Ю. Таран | ||
2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного. 5 мин Цель: выяснить степень усвоения изученного ранее материала. Задачи: закрепить понятия виды искусства, «ДПИ», композиция, орнамент, городецкая роспись. Метод, используемый на этапе занятия: метод повторения, репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Словесное поощрение. | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
-Архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, музыка, литература, кино, цирк – Это народное творчество. Изделия промыслов и ремесел – Городец – Купавка и розан. | -Назовите виды искусства? -Что такое Декоративно – прикладное искусство? -С какой росписью познакомились на прошлом занятии? Какие основные элементы этой росписи? Цвет? Молодцы. | Педагог проводит фронтальный опрос | ||
3. Изучение нового учебного материала и практическая работа. 25 мин Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий; развитие творческих способностей обучающихся, через знакомство с работами хохломских мастеров. Задачи: - Учить оформлять заданную форму элементами и мотивами узора хохломской росписи. Развивать чувство композиции, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа, педрисунок. | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание | ||
Цветы, ягоды, листья Дети наблюдают, просматривают материал, анализируют, выстраивают алгоритм действий. - 1 этап вытачивание заготовки, обработка глиной (вапой), покрытие олифой. -2 этап лужение натирают алюминиевым порошком, закаливают в печи -3 этап роспись масляными красками -4этап покрытие лаком и закаливание в печи - Главный элемент -КРИУЛЬ Красный, черный, желтый. -Верховой и фоновый - Капельки,завитки, дуги, усики, травинки, цветы, птицы, бордюры, точки, линии, Дети выполняют разминку. Практически везде. -Автомобили, постельное белье, аппаратура компьютерная, одежда, обувь и т.д. -Расписывать - С нанесения направления криуля Дети выполняют композицию на подготовленных заготовках из дерева. Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание | - С элементами Городца определились, роспись имеет основные элементы – цветы (купавка, розан), а кто знает, какие элементы прописываются в Хохломе? - Я предлагаю вам посмотреть презентацию о росписи Золотая Хохлома и познакомиться с ней поближе - Итак, мы познакомились с росписью Золотая Хохлома, узнали историю, технологию изготовления, надеюсь, что вы сможете узнать и определить ее среди других (отличительные особенности). - Давайте определим основные и главные элементы росписи и ее цвет. - Вспомните, каковы этапы технологии? - Как вы думаете, что является главным элементом изображения? -Действительно, с этой главной линии и начинается роспись, она будто дает нам направление, движение росписи. -Назовите основные цвета фона Хохломой росписи? -Какие два способа нанесения росписи? -Какие еще элементы есть? - Прежде чем мы продолжим, предлагаю немного отдохнуть. Динамическая пауза: «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник (одна рука на поясе, вторая рука изогнута, как носик, щеки надуть) Вот фарфоровые чашки. Очень хрупкие бедняжки (обе руки на поясе, поворот в бок) Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг) Он посуду нам принес. - И сейчас присядем за столы, и немного побеседуем. - Скажите, пожалуйста, вы сегодня познакомились более подробно с Хохломской росписью, и если в древности люди расписывали только посуду из дерева, а сейчас в нынешнее время, где мы можем увидеть применение такой росписи? - Что может быть расписано в росписи Хохлома? - Я вам открою секрет: для вас сама золотая Хохлома приготовила подарки, вы выбираете для себя игрушку и что же делать дальше с ней? - Мы переходим к практической части нашего занятия и распишем с вами игрушки – заготовки в стиле Хохломской росписи. - Обратите внимание на доску. - Давайте посмотрим на основные элементы росписи. - Существуют разные травки, осочки, листья, ягодки, цветочки, усики, завитки и т.д. Все таблички можете использовать в своей работе. Еще есть на нашем рабочем столе подсказки-схемы, тоже пригодятся в работе, пользуйтесь - С чего начнем работу? Как вы думаете? Если главный элемент в росписи – криуль? - Все верно, на любом предмете для росписи, мы выбираем направление линией (криуль) и затем наносим травки, ягодки и цветочки. - Мы с вами будем использовать верховую роспись, она более легкая. -Ваша задача - поработать и создать композицию на заданной форме с одной стороны, а с другой стороны вы распишите и закончите роспись дома. - Мы не можем с вами выполнить полностью технологию хохломской росписи, но мы можем выполнить работу в стиле такой росписи. Для золочения изделия, мы будем использовать золотую гуашь. - Приступайте к выполнению творческой работы. Желаю удачи. | Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность. В презентации смотрим фильм об этапах технологии производства Закрепление изученного На доске табличка этапов производства росписи Таблички, фото, рисунки на доске Из коробки достаю игрушки – заготовки. Окрашены в разные цвета – (черный, желтый, красный) На доске таблицы с основными элементами росписи Педрисунок Показываю схему начала работы на доске Практическая работа на построение композиции из элементов хохломской росписи- В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. | ||
4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия 7мин Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы. Задачи: - мобилизация детей на самооценку; - развитие навыков объективной оценки и самооценки; - формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли; Метод, используемый на этапе занятия: беседа. | ||||
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание | ||
Обучающиеся, анализируют информацию. - О золотой Хохломе. - Криуль - Этапы технологии - Предметы быта - Игрушки замечательные -Да | - Работу практическую заканчиваем. Наводим порядок, а игрушки выставляем на просмотр. - О чем мы сегодня с вами беседовали? - Что узнали нового? - У кого возникли затруднения? -Что украшают хохломскими узорами? - Молодцы! Истоки росписи это деревянная посуда, а мы сегодня с вами поработали и создали интересные современные игрушки. Получились у нас игрушки в стиле хохломы? -Узнаваема знаменитая роспись в вашем исполнении? - Выполненные изделия остаются вам в подарок, вы их закончите дома, затем родители помогут вам покрыть их лаком, и они послужат вам для украшения быта. - На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к этим методам изображения, использовать в других своих работах. В дальнейших наших встречах, у нас будет возможность их обсудить! До свидания. | Педагог организует обучающихся для проведения анализа. Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, работу, привести аргументы, дать оценку. Каждому обучающемуся вручается результат их творческой деятельности. |