12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбалко Лариса Юрьевна287
Педагог дополнительного образования
Россия, Алтайский край, Бийск
7

Конспект занятия "Посуда у тебя в доме. Золотая Хохлома"



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме: «Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома»


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Фантазеры»

Возраст детей – 7 -8 лет

Составила:

Рыбалко Лариса Юрьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Бийск

2021

Педагог Рыбалко Лариса Юрьевна

Направление художественное

Образовательный курс «Фантазеры», группа № 25, 2 год обучения

Возраст детей: 7 - 8 лет

Продолжительность: 40 минут

Тема: «Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома».

Цель: Знакомство с промыслом Хохлома, историей возникновения, особенностями росписи.

Задачи:

Образовательная:

- расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- активизировать творческое воображение, познакомить с особенностями росписи Хохломы по дереву;

- углубить представление об изображении декоративных элементов, передача характерного стиля;

- совершенствовать техники работы с гуашью.

Развивающая:

- развивать чувство композиции;

- формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива;

- развивать художественный вкус;

- содействовать развитию навыков создания полезных вещей.

Воспитательная:

- воспитывать интерес и любовь к национальному искусству, уважение к людям труда, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение видеть прекрасное в произведениях народного творчества.


Методы: словесный, практический, репродуктивный, метод повторения, рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Золотая хохлома», простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти, заготовки из дерева для росписи.

Зрительный ряд:  фото и иллюстрации посуды.

Раздаточный материал: схемы изображения хохломской росписи, силуэтные заготовки из дерева.

Структура занятия:

1. Организационный этап –2-3 мин.

2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного материала –5 мин.

3. Изучение нового учебного материала и практическая работа – 25 мин.

4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия -7 мин.


Подготовительный этап (до начала занятия)

Проверка количества присутствующих обучающихся.

Контроль готовности к занятию.


1. Организационный момент, включающий: 2-3 мин

Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность.

Задачи:

обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Метод, используемый на этапе занятия: беседа.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание


Настраиваются на занятие,











ПРинимают участие в беседе,









​​​​​​​

- Красивая

- Растительные

формулируют ответы на вопросы педагога о росписи Хохлома.


- Хохлома



- Это посуда



- Посуда у тебя дома. Золотая Хохлома
















Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.

Определяет вместе с детьми тему занятия. Ставит цели и задачи.


- Добрый день дети и дорогие гости!

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. И я прошу обратить ваше внимание на фотографии и картинки, которые украшают нашу комнату.

- Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться

От причудливых узоров и фантазии просторов.

Ты душою глубока и торжественно легка.

В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,

Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,

Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.

Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля – все, чем славится земля,

И березовый листок, и пшеницы колосок.

Ребята посмотрите на доску, красивая у нас сегодня роспись?

Какие орнаменты в этой росписи?






- Может кто-то уже сможет ответить, что это за роспись?


Как вы думаете, что общего в картинках?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия вместе.

- Раз у нас в студии много посуды и Вы знаете, что знакомиться мы будем с росписью Хохлома, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?


- Именно с этим промыслом мы сегодня познакомимся на занятии. И выполним роспись на интересном изделии.

- Но, пока это секрет!

- Но прежде чем мы приступим, к новой теме, мы с вами повторим уже пройденный материал.

Учебная комната украшена фото изделий Хохломских мастеров.


Рисунки детей в стиле Хохломы


Играет музыка «Хохлома» автор Ю. Таран



2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного. 5 мин

Цель: выяснить степень усвоения изученного ранее материала.

Задачи: закрепить понятия виды искусства, «ДПИ», композиция, орнамент, городецкая роспись.

Метод, используемый на этапе занятия: метод повторения, репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Словесное поощрение.


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

-Архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, музыка, литература, кино, цирк

Это народное творчество. Изделия промыслов и ремесел


Городец

Купавка и розан.

-Назовите виды искусства?





-Что такое Декоративно – прикладное искусство?

-С какой росписью познакомились на прошлом занятии?

Какие основные элементы этой росписи? Цвет?

Молодцы.


Педагог проводит фронтальный опрос



3. Изучение нового учебного материала и практическая работа. 25 мин

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий; развитие творческих способностей обучающихся, через знакомство с работами хохломских мастеров.

Задачи:

- Учить оформлять заданную форму элементами и мотивами узора хохломской росписи. Развивать чувство композиции, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа, педрисунок.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание



 Цветы, ягоды, листья



Дети наблюдают, просматривают материал, анализируют, выстраивают алгоритм действий.




- 1 этап вытачивание заготовки, обработка глиной (вапой), покрытие олифой.

-2 этап лужение натирают алюминиевым порошком, закаливают в печи

-3 этап роспись масляными красками

-4этап покрытие лаком и закаливание в печи


- Главный элемент -КРИУЛЬ






Красный, черный, желтый.

-Верховой и фоновый



- Капельки,завитки, дуги, усики, травинки, цветы, птицы, бордюры, точки, линии,


Дети выполняют разминку.











Практически везде.




-Автомобили, постельное белье, аппаратура компьютерная, одежда, обувь и т.д.





-Расписывать


















- С нанесения направления криуля







Дети выполняют композицию на подготовленных заготовках из дерева.



Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание


- С элементами Городца определились, роспись имеет основные элементы – цветы (купавка, розан), а кто знает, какие элементы прописываются в Хохломе?

- Я предлагаю вам посмотреть презентацию о росписи Золотая Хохлома и познакомиться с ней поближе


- Итак, мы познакомились с росписью Золотая Хохлома, узнали историю, технологию изготовления, надеюсь, что вы сможете узнать и определить ее среди других (отличительные особенности).


- Давайте определим основные и главные элементы росписи и ее цвет.




- Вспомните, каковы этапы технологии?






- Как вы думаете, что является главным элементом изображения?

-Действительно, с этой главной линии и начинается роспись, она будто дает нам направление, движение росписи.


-Назовите основные цвета фона Хохломой росписи?


-Какие два способа нанесения росписи?



-Какие еще элементы есть?




- Прежде чем мы продолжим, предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,  Очень важный, как начальник (одна рука на поясе, вторая рука изогнута, как носик, щеки надуть)

Вот фарфоровые чашки.  Очень хрупкие бедняжки (обе руки на поясе, поворот в бок)

Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг)

Он посуду нам принес.


- И сейчас присядем за столы, и немного побеседуем.

- Скажите, пожалуйста, вы сегодня познакомились более подробно с Хохломской росписью, и если в древности люди расписывали только посуду из дерева, а сейчас в нынешнее время, где мы можем увидеть применение такой росписи?


- Что может быть расписано в росписи Хохлома?




- Я вам открою секрет:

для вас сама золотая Хохлома приготовила подарки, вы выбираете для себя игрушку и что же делать дальше с ней?


- Мы переходим к практической части нашего занятия и распишем с вами игрушки – заготовки в стиле Хохломской росписи.


- Обратите внимание на доску.

- Давайте посмотрим на основные элементы росписи.

- Существуют разные травки, осочки, листья, ягодки, цветочки, усики, завитки и т.д. Все таблички можете использовать в своей работе.

Еще есть на нашем рабочем столе подсказки-схемы, тоже пригодятся в работе, пользуйтесь


- С чего начнем работу? Как вы думаете? Если главный элемент в росписи – криуль?


- Все верно, на любом предмете для росписи, мы выбираем направление линией (криуль) и затем наносим травки, ягодки и цветочки.

- Мы с вами будем использовать верховую роспись, она более легкая.


-Ваша задача - поработать и создать композицию на заданной форме с одной стороны, а с другой стороны вы распишите и закончите роспись дома.

- Мы не можем с вами выполнить полностью технологию хохломской росписи, но мы можем выполнить работу в стиле такой росписи.

Для золочения изделия, мы будем использовать золотую гуашь.


- Приступайте к выполнению творческой работы. Желаю удачи.

Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность.



В презентации смотрим фильм об этапах технологии производства












Закрепление изученного


На доске табличка этапов производства росписи





















Таблички, фото, рисунки на доске

















Из коробки достаю игрушки – заготовки.

Окрашены в разные цвета – (черный, желтый, красный)







На доске таблицы с основными элементами росписи







Педрисунок

Показываю схему начала работы на доске





Практическая работа на построение композиции из элементов хохломской росписи-





В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.


4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия 7мин

Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы.

Задачи:

- мобилизация детей на самооценку;

- развитие навыков объективной оценки и самооценки;

- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли; 

Метод, используемый на этапе занятия: беседа.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание


Обучающиеся, анализируют информацию.




- О золотой Хохломе.


- Криуль

- Этапы технологии


- Предметы быта





- Игрушки замечательные




-Да

- Работу практическую заканчиваем. Наводим порядок, а игрушки выставляем на просмотр.

- О чем мы сегодня с вами беседовали?


- Что узнали нового?

- У кого возникли затруднения?


-Что украшают хохломскими узорами?


- Молодцы! Истоки росписи это деревянная посуда, а мы сегодня с вами поработали и создали интересные современные игрушки.


Получились у нас игрушки в стиле хохломы?

-Узнаваема знаменитая роспись в вашем исполнении?


- Выполненные изделия остаются вам в подарок, вы их закончите дома, затем родители помогут вам покрыть их лаком, и они послужат вам для украшения быта.

- На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к этим методам изображения, использовать в других своих работах.

В дальнейших наших встречах, у нас будет возможность их обсудить!

До свидания.

Педагог организует обучающихся для проведения анализа.








Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, работу, привести аргументы, дать оценку.










Каждому обучающемуся вручается результат их творческой деятельности.







































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.