Конспект занятия по образовательному курсу «Фантазёры» на тему «Посуда у тебя дома. Гжель»
Пояснительная записка к презентации
Конспект занятия «Посуда у тебя дома. Гжель»
Педагог Рыбалко Лариса Юрьевна
Направление художественное
Образовательный курс «Фантазеры»
Возраст обучающихся 11-13 лет
Тема занятия «Посуда у тебя дома. Гжель».
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, краски, дидактический материал, тарелки.
Цель занятия: Знакомство с промыслом Гжель, историей возникновения, особенностями росписи.
Задачи занятия:
Обучающие:
- расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- активизировать творческое воображение, познакомить с особенностями росписи Гжельского фарфора;
- углублять представление об изображении декоративных цветов, передача характерного стиля;
- совершенствование техники работы с гуашью, акрилом
Развивающие:
- развивать чувство композиции;
- формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива;
- развивать художественный вкус;
- содействовать развитию навыков создания полезных вещей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к национальному искусству, уважение к людям труда, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение видеть прекрасное в произведениях народного творчества.
Организационный момент Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность. Задачи: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Метод, используемый на этапе занятия: беседа. |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
||||
Настраиваются на занятие, принимают участие в беседе,
формулируют ответы на вопросы педагога о росписи Гжели. - Роспись тарелочки в стиле Гжели |
Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание. Определяет вместе с детьми тему занятия. Ставит цели и задачи. Добрый день! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. И я прошу обратить ваше внимание на фотографии и картинки, которые украшают нашу комнату. Как вы думаете, что в них общего? Сочетание белых и синих цветов, роспись по керамике, изображение предметов быта, игрушки. Всё это объединено определенным видом росписи. Может кто-то уже сможет ответить, что это за роспись? Конечно, это гжель. Именно с этим промыслом мы сегодня познакомимся на занятии. Но еще мы сами создадим предмет быта и выполним роспись на нем. На каком? А вот каким образом мы будем создавать это изделие, мы с вами подумаем вместе! Но прежде чем мы приступим, к новой теме, мы с вами повторим пройденный материал. |
Учебная комната украшена таблицами и распечатками изделий Гжельский мастеров. На столах загрунтованная тарелка-блюдо |
||||
2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного. Цель: выяснить степень усвоения изученного ранее материала. Задачи: закрепить понятия «ДПИ», «элемент», «мотив», «цвет», Закрепление углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, Метод, используемый на этапе занятия: метод повторения, репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Словесное поощрение. |
||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||
Дети отвечают на вопросы. |
Педагог проводит фронтальный опрос Что такое Декоративно – прикладное искусство? Что такое орнамент? Что такое мотив в орнаменте? Из каких элементов состоит растительный орнамент? По какому цветосочетанию мы узнаем Гжель? Молодцы. |
|||||
3. Изучение нового учебного материала и практическая работа. Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий; развитие творческих способностей обучающихся, через знакомство с работами гжельских мастеров. Задачи: - Учить оформлять заданную форму элементами и мотивами узора гжельской росписи. Развивать чувство композиции, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. - формировать у обучающихся интеллектуальные умения: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать; Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа, игра. |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
||||
Дети принимают активное участие в беседе. Дети наблюдают, просматривают материал, анализируют, выстраивают алгоритм действий. Озвучивают свои варианты ответов. - Роза, цветок. - Капельки, завитки, дуги, усики, травинки, другие цветы, птицы, бордюры, точки, линии, сеточки. Дети выполняют композицию из подготовленного материала. Дети выполняют разминку. С создания эскиза! Определить построение композиции. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание |
Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность. - Скажите, пожалуйста, вы ответили на последний вопрос, что гжель имеет сине – голубой оттенок в росписи, а кто еще что-то знает об этом виде ДПИ? - Я предлагаю вам посмотреть презентацию о росписи Гжель и познакомиться с ней поближе - Итак, мы познакомились с росписью Гжель, узнали историю, технологию изготовления, надеюсь, что вы сможете узнать и определить ее среди других (отличительные особенности). - Теперь давайте определим основные и главные элементы росписи. - Обратите внимание на доску. Для вас плакаты и таблицы с изображением и последовательностью нанесения росписи Гжель. Как Вы думаете, что является главным элементом изображения? Этот цветок имеет свое название «Агашка», я выписала для вас словарик, запомните новые слова и понятия. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. -Какие еще элементы есть? - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. Но, обратили ли вы внимание, что в росписи Гжель, есть градация тона и цвета? Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.
Предлагаю вам немного поиграть и составить вместе с товарищами композицию из готовых элементов и мотивов Гжельской росписи. (коллективная работа на столах)
А сейчас мы с вами тоже побываем в роли мастеров и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнем. Динамическая пауза: «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (вторая рука изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (руки согнуты а локтях, указывая на стол). Очень хрупкие бедняжки. Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг) Он посуду нам принес.
И сейчас мы переходим к практической части нашего занятия и распишем с вами тарелку-блюдо в стиле Гжельской росписи. - С чего начнем работу? Как вы думаете? Что такое композиция? Практическая работа на построение композиции из элементов Гжельской росписи. Как и что можно изобразить! Определите для себя, что является центром композиции. Какой цвет используем, колорит, тон, формы, приемы могли бы вы применить в своей работе. Ваша задача - дружно поработать и создать гжельскую композицию на заданной форме. Приступайте к выполнению творческой работы. Желаю удачи. В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. |
На стендах (доске) фото, рисунки гжельской росписи Просмотр презентации; «Гжельская роспись». Дидактический материал на доске. На доске таблица-словарь (фарфор, фаянс, керамика, васник, кумган, агашка). Педагог показывает на доске выполнение лепестков, цветка, с переходом цвета На столах у детей элементы и мотивы гжельской росписи. Цветы, изображения птиц, бордюры. Можно поручить ребенку выполнить разминку. На столах загрунтованные в белый цвет тарелки – блюдо. Краски гуашь синего, белого цвета |
||||
4. Закрепление учебного материала. Цель: установить уровень и качество приобретенных знаний и устранить пробелы (в случае необходимости). Задачи: - обеспечение закрепления вновь приобретенных знаний; - развитие умения обобщать информацию и делать выводы; - -развитие толерантности, коммуникативных способностей; Метод, используемый на этапе занятия: словесный (беседа, объяснение); |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
||||
Обучающиеся, анализируют информацию. Озвучивают свои варианты ответов. Участвуют в обсуждении, формулируют ответы. |
Педагог организует обучающихся для проведения анализа. О чем мы сегодня с вами беседовали? Что вспомнили? Что узнали нового? Какие методы и приемы вы использовали в работе? Что украшают гжельскими узорами? Где применяется и где можно увидеть, встретить такую роспись? |
|||||
5. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия. Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы. Задачи: - мобилизация детей на самооценку; - развитие навыков объективной оценки и самооценки; - формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли; Метод, используемый на этапе занятия: беседа. |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
||||
Анализируют результаты деятельности, обсуждают, отвечают на вопросы педагога, приводя аргументы. |
Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, работу, привести аргументы, дать оценку. - Выполненные изделия остаются вам в подарок, мы их покроем лаком, и они послужат вам для украшения быта. - На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к этим методам изображения, использовать в других своих работах. В дальнейших наших встречах, у нас будет возможность их обсудить! До свидания. |
Каждому обучающемуся вручается результат их творческой деятельности. |