12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбалко Лариса Юрьевна287
Педагог дополнительного образования
Россия, Алтайский край, Бийск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
6

Конспект занятия «Посуда у тебя дома. Гжель»



Конспект занятия «Посуда у тебя дома. Гжель»

Педагог Рыбалко Лариса Юрьевна

Направление художественное

Образовательный курс «Фантазеры»

Возраст обучающихся 11-13 лет

Тема занятия «Посуда у тебя дома. Гжель».

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, краски, дидактический материал, тарелки.

Цель занятия: Знакомство с промыслом Гжель, историей возникновения, особенностями росписи.

Задачи занятия:

Обучающие:

- расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- активизировать творческое воображение, познакомить с особенностями росписи Гжельского фарфора;

- углублять представление об изображении декоративных цветов, передача характерного стиля;

- совершенствование техники работы с гуашью, акрилом

Развивающие:

- развивать чувство композиции;

- формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива;

- развивать художественный вкус;

- содействовать развитию навыков создания полезных вещей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к национальному искусству, уважение к людям труда, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение видеть прекрасное в произведениях народного творчества.

Организационный момент

Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность.

Задачи:

обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Метод, используемый на этапе занятия: беседа.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Настраиваются на занятие,

принимают участие в беседе,

 

формулируют ответы на вопросы педагога о росписи Гжели.

- Роспись тарелочки в стиле Гжели

Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.

Определяет вместе с детьми тему занятия. Ставит цели и задачи.

Добрый день!

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. И я прошу обратить ваше внимание на фотографии и картинки, которые украшают нашу комнату. Как вы думаете, что в них общего?

Сочетание белых и синих цветов, роспись по керамике, изображение предметов быта, игрушки. Всё это объединено определенным видом росписи. Может кто-то уже сможет ответить, что это за роспись?

Конечно, это гжель. Именно с этим промыслом мы сегодня познакомимся на занятии. Но еще мы сами создадим предмет быта и выполним роспись на нем. На каком?

А вот каким образом мы будем создавать это изделие, мы с вами подумаем вместе!

Но прежде чем мы приступим, к новой теме, мы с вами повторим пройденный материал.

Учебная комната украшена таблицами и распечатками изделий Гжельский мастеров.

На столах загрунтованная тарелка-блюдо

2. Актуализация знаний с использованием повторения изученного.

Цель: выяснить степень усвоения изученного ранее материала.

Задачи: закрепить понятия «ДПИ», «элемент», «мотив», «цвет», Закрепление углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля, самоконтроля и взаимоконтроля,

Метод, используемый на этапе занятия: метод повторения, репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Словесное поощрение.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети отвечают на вопросы.

Педагог проводит фронтальный опрос

Что такое Декоративно – прикладное искусство?

Что такое орнамент?

Что такое мотив в орнаменте?

Из каких элементов состоит растительный орнамент?

По какому цветосочетанию мы узнаем Гжель?

Молодцы.

 

3. Изучение нового учебного материала и практическая работа.

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий; развитие творческих способностей обучающихся, через знакомство с работами гжельских мастеров.

Задачи:

- Учить оформлять заданную форму элементами и мотивами узора гжельской росписи. Развивать чувство композиции, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

- формировать у обучающихся интеллектуальные умения: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать; 

Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод наблюдения, метод показа, игра.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Дети принимают активное участие в беседе.

Дети наблюдают, просматривают материал, анализируют, выстраивают алгоритм действий.

Озвучивают свои варианты ответов.

- Роза, цветок.

- Капельки, завитки, дуги, усики, травинки, другие цветы, птицы, бордюры, точки, линии, сеточки.

Дети выполняют композицию из подготовленного материала.

Дети выполняют разминку.

С создания эскиза!

Определить построение композиции.

Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание

Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность.

- Скажите, пожалуйста, вы ответили на последний вопрос, что гжель имеет сине – голубой оттенок в росписи, а кто еще что-то знает об этом виде ДПИ?

- Я предлагаю вам посмотреть презентацию о росписи Гжель и познакомиться с ней поближе

- Итак, мы познакомились с росписью Гжель, узнали историю, технологию изготовления, надеюсь, что вы сможете узнать и определить ее среди других (отличительные особенности).

- Теперь давайте определим основные и главные элементы росписи.

- Обратите внимание на доску. Для вас плакаты и таблицы с изображением и последовательностью нанесения росписи Гжель. Как Вы думаете, что является главным элементом изображения?

Этот цветок имеет свое название «Агашка», я выписала для вас словарик, запомните новые слова и понятия.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

-Какие еще элементы есть?

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Но, обратили ли вы внимание, что в росписи Гжель, есть градация тона и цвета?

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.


 


 

Предлагаю вам немного поиграть и составить вместе с товарищами композицию из готовых элементов и мотивов Гжельской росписи. (коллективная работа на столах)


 


 

А сейчас мы с вами тоже побываем в роли мастеров и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнем.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (вторая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (руки согнуты а локтях, указывая на стол).

Очень хрупкие бедняжки.

Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг)

Он посуду нам принес.


 

И сейчас мы переходим к практической части нашего занятия и распишем с вами тарелку-блюдо в стиле Гжельской росписи.

- С чего начнем работу? Как вы думаете?

Что такое композиция?

Практическая работа на построение композиции из элементов Гжельской росписи.

Как и что можно изобразить!

Определите для себя, что является центром композиции. Какой цвет используем, колорит, тон, формы, приемы могли бы вы применить в своей работе.

Ваша задача - дружно поработать и создать гжельскую композицию на заданной форме.

Приступайте к выполнению творческой работы. Желаю удачи.

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

На стендах (доске) фото, рисунки гжельской росписи

Просмотр презентации; «Гжельская роспись».

Дидактический материал на доске.

На доске таблица-словарь

арфор, фаянс, керамика, васник, кумган, агашка).

Педагог показывает на доске выполнение лепестков, цветка, с переходом цвета

На столах у детей элементы и мотивы гжельской росписи. Цветы, изображения птиц, бордюры.

Можно поручить ребенку выполнить разминку.

На столах загрунтованные в белый цвет тарелки – блюдо. Краски гуашь синего, белого цвета

4. Закрепление учебного материала.

Цель: установить уровень и качество приобретенных знаний и устранить пробелы (в случае необходимости).

Задачи:

- обеспечение закрепления вновь приобретенных знаний;

- развитие умения обобщать информацию и делать выводы;

- -развитие толерантности, коммуникативных способностей;

Метод, используемый на этапе занятия: словесный (беседа, объяснение);

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся, анализируют информацию.

Озвучивают свои варианты ответов.

Участвуют в обсуждении, формулируют ответы.

Педагог организует обучающихся для проведения анализа.

О чем мы сегодня с вами беседовали?

Что вспомнили? Что узнали нового?

Какие методы и приемы вы использовали в работе?

Что украшают гжельскими узорами?

Где применяется и где можно увидеть, встретить такую роспись?

 

5. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия.

Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы.

Задачи:

- мобилизация детей на самооценку;

- развитие навыков объективной оценки и самооценки;

- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли; 

Метод, используемый на этапе занятия: беседа.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Анализируют результаты деятельности, обсуждают, отвечают на вопросы педагога, приводя аргументы.

Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, работу, привести аргументы, дать оценку.

- Выполненные изделия остаются вам в подарок, мы их покроем лаком, и они послужат вам для украшения быта.

- На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к этим методам изображения, использовать в других своих работах. В дальнейших наших встречах, у нас будет возможность их обсудить!

До свидания.

Каждому обучающемуся вручается результат их творческой деятельности.


Презентация "Гжель"
PPTX / 2.44 Мб

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.