Конспект занятия «В гостях у Федоры»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «В гостях у Федоры».».
Задачи: 1. Расширение и активизация словаря по теме « Посуда».
2.Продлжать развивать связную речь.
3.Совершенствовать умение употреблять предлоги –с, -в в речи.
4Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа существительных.
5. Развивать фонематический слух: умение определять позицию звука в слове.
6.Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.
Предварительная работа: Просмотр презентации:
Материал к занятию: предметные картинки по теме « Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики.
План занятия: 1.Организационный момент. Ритуал приветствия. Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.
2.Активизация словаря по теме «Посуда». К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? ( «Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите: Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе: Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала. Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.3.Лексико – грамматические упражнения: на доске размещаются пиктограммы - символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.
а) Игра « Жадина». На столах у детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. ( Мой стакан, моя тарелка).
б) Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка - ложечка, вилка - вилочка ит.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.
в) Игра «Один - много». Называние предметов в единственном и множественном числе. (Стакан - стаканы, ложка - ложки и т.д.)
г) Игра «Хлопки». Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.
3.Беседа по теме. – Ох, Федоре тяжко было - всё о посуде она позабыла. На доске вывешивается картина – схема, с помощью которой дети классифицируют посуду по назначению. В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.
Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На комфорку.
4. Психогимнастика. Представьте себе, что вы - пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться ). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.
5. Употребление предлога – с. Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай. Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.
6. Игра «Где живут продукты?» А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в (перечнице), чай живёт в (чайнике), кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице), конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в салатнице.
7. Физкультминутка. Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать ( руки вверх-вниз), приседать - вставать ( 4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).
8. Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра « Чего не хватает? (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).
9. Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ. Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. « К». Характеристика звука. ( Согласный, глухой, твёрдый). Игра «Звуковые домики». Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.
10.Развитие связной речи. Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он. Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: « Жил-был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.» Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.
11.Итог занятия. Ритуал прощания, все дети берутся за руки. Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.