Конспект занятия «В гостях у Вирявы»
Цель:
- Обобщить знания детей о мордовских сказках
Задачи:
- формировать звуковую выразительность речи;
- развивать связную речь, обогащать словарь;
- воспитывать интерес к мордовской литературе;
Методические приемы:
- беседа; художественное слово; дидактическая игра; элементы ТРИЗ; подвижная игра; элементы драматизации; итог;
Оборудование и материалы:
- подборка стихов; аудио запись; атрибуты для подвижной игры; мордовские костюмы;
Предварительная работа:
- чтение мордовских сказок;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- мордовские подвижные игры.
Ход занятия.
Дети в мордовских костюмах под музыку входят в зал.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько много гостей пришли сегодня к нам. Давайте поздороваемся.
Ребёнок:
Вы пришли сегодня к нам
Рады мы всегда гостям,
Повнимательней смотри,
Будет сказка впереди.
Воспитатель: А сказка не простая, мордовская родная. Я предлагаю устроить праздник мордовской сказки. Сегодня мы вспомним мордовские сказки, побываем в гостях у сказочных героев.
Но прежде чем отправиться в путь, нужно произнести волшебные слова.
Вот мы и в сказочном лесу. Кто живет в сказочном лесу? (Звери, баба-яга, кикимора)
Под музыку входит Вирява:
Здравствуйте гости дорогие,
И маленькие и большие
Русские татары, чуваши, мордва
Вас к себе в гости давно я ждала
Вирява:
Вы ребята смелые? (Да.)
Вы ребята умелые? (Да.)
Сказки любите? (Да.)
А вы их знаете? (Да.)
Скажите, как в мордовских сказках меня величают? (Вирява)
Правильно. Молодцы.
Но у меня есть сестры, назовите их.
Правильно. Молодцы.
Но у меня есть и сестры, назовите их? На этот вопрос нам ответят! (Гости)
Богиня воды – Вирява
Богиня полей – Норовава
Богиня ветра – Вершава
Богиня плодородия – Анге-пятай
Вирява: Молодцы, я вижу, вы любите и знаете сказки, удачи Вам.
Воспитатель: Ой, я слышу чью-то песенку Петя-петушок, красная рубашка, масляна головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко покажи свои наряды. Кто же это поет?
Дети: Лиса.
Лиса:
Вы обо мне?
А вот и я!
Я лисичка весела
Вам загадки принесла,
А загадки то про книжки,
Отгадайте ребятишки.
Воспитатель: Спасибо, Лиса, присаживайся с нами.
Воспитатель читает отрывки из сказок: «Девушка-березка», «Как собака друга искала», «Пугливая мышь».
Воспитатель: Ой, ребята, сюда кто-то идет. (Входит медведь) Медведюшка, что случилось? Что с тобою приключилось?
Медведь:
Шел к ручью воды напиться,
Да наступил на что-то у воды,
Лапу всю я изодрал
Столько крови потерял.
Воспитатель: Из какой сказки этот герой? (Благодарный медведь)
Физминутка.
Воспитатель организует мордовскую подвижную игру: «У волков».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла. Это волшебный сундучок, в котором лежат предметы из сказок. И вы должны будете отгадать название сказки по ним. (Палочка – «Бойкие саночки»; желуди – «Пугливая мышь»; веревка – «Яраска»; репа – «Лиса и медведь»)
Под музыку входит вирява.
Вирява: Молодцы, я вижу, вы знаете мордовские сказки. И я хочу вас угостить дарами мордовского леса.
Воспитатель: Спасибо, Вирява, до свидания. Вот и закончилось наше сказочное путешествие, нам пора в группу. (Дети возвращаются из леса)
Воспитатель: О чём говорили сегодня на занятии? (О мордовских сказках). На этом наша встреча подошла к концу. Любите сказки, читайте сказки, и помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»
Литература
1. Программа «Валдоня»;
2. Хрестоматия по программе «Валдоня»
3. О.С. Ушакова, Н.В. Гаврилин «Знакомство дошкольников с литературой»
4. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи с детьми 3-5 лет»