12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Силков Иван Николаевич31
1

Конспект занятия «Работа над образом народной песни»

Управление образования Администрации города Иванова

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 4









Конспект занятия



«Работа над образом народной песни»



Педагог дополнительного образования

Алейникова Галина Аркадьевна

концертмейстер

Силков Иван Николаевич







Конспект занятия



Тема: «Работа над образом народной песни».

Возраст воспитанников: 12-14лет.

Тип занятия: закрепление и углубление знаний.

Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации обучающихся в процессе исполнения народных песен Ивановской области.

Продолжительность занятия: 30 минут

Задачи:

личностные:

- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- Развитие навыков коммуникативного общения;

- Расширение познавательной сферы участников ансамбля народной песни посредством изучения песенного материала Ивановской области.

метапредметные:

- Освоение способов решения проблем творческого характера;

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

предметные:

- Углубление знаний о понятии «песенная интонация»;

- Закрепление и расширение основных вокально-хоровых навыков;

- Достижение глубины раскрытия смысловой и эмоциональной нагрузки народных песен на примере исполнения плясовых песен «Едет Кузя на коне» и «Ты позволь, позволь хозяйка»



Оборудование и технические средства обучения

Ключевые слова: интонация, символика, жанр, традиция, обряд,

Рабочие материалы для обучающихся: концертные костюмы ансамбля, шумовые инструменты (трещотки, бубен и пр.)

Концертмейстер – музыкальный инструмент – баян



Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

1.

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.


Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально).

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу.

Методы организации работы:

- беседа, контактная игра.


Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.


Приветствие, создание эмоционального настроя на работу

Проверка готовности к открытому занятию, наличие костюмов и обуви.

- Добрый день! Традиционно начнем наше занятие с приветствия - девиза! Для этого прошу вас встать в круг.



- Надеюсь у всех настроение хорошее и все настроены на рабочий лад?



- На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет интересным и познавательным не только для нас, но и для них.



Приветствуют педагога.


Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и проговаривают девиз: «Раз, два, три – «Румяные щечки» зажги!»







2.

Актуализация знаний.


Цель для обучающихся:

- развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»

Цель для педагога:

- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;

-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы:

- мозговой штурм;

- речевые и вокальные упражнения;

- наблюдение;

- исполнение готового концертного номера;

Формы организации работы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность, коллективная…



Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия…



Педагог проводит «мозговой штурм», в результате которого совместно с воспитанниками обобщает знания по данной теме и ставит цель на данное занятие:

- В начале февраля мы будем принимать участие в межрегиональном конкурсе-фестивале народного творчества «Ивановские напевы», На конкурсе мы услышим разнообразие песенного материала ивановского фольклора.

Услышим и увидим исполнителей, которые трактовали старинные народные песни по своему, придавая им особый колорит.

- Как вы думаете, почему некоторые песни запоминаются зрителям, а другие нет?


-Что является основой народной песни?



- На конкурсах мы исполняем разножанровые песни: свадебные, хороводные, плясовые. Для их исполнения мы используем различные вокальные средства. Какие?


- Почему мы исполняли одну песню грустно, а другую весело и задорно?






- Для передачи смысла слова, текста песен, что мы используем?

- То есть, чтобы передать через речь любые чувства, мы используем смысловые интонации.


Как вы догадались, сегодняшнее наше занятие будет посвящено…. песенной интонации, ее использованию в народных песнях различных жанров. А помогут нам в этом песни ивановской и рязанской области.


Давайте вспомним, как меняется смысл песни при изменении интонации, меняется манера исполнения. Для этого проведем упражнения, параллельно подготовим свой певческий аппарат к работе:

- Первое задание - проговорить скороговорку «Расскажите про покупки» по ролям с различными интонациями: ласково – раздраженно, требовательно – удивленно. Альты будут задавать вопросы, сопрано – отвечать.

- Пропеть фразу «Ехал грека через реку» (двухголосно), меняя смысловое ударение: «Ехал» - «грека» - «через реку»;


Делает вывод по итогам проведения упражнений:

- От изменения ударного слова меняется манера исполнения, звучание песни и дикция.


Ярким примером использования интонации при выражении эмоционального характера народной песни служит шуточная песня «Как на улице гагара да кулик». Попробуйте интонационно воспроизвести диалог между героями песни.


- Молодцы. Но для того, чтобы глубоко и проникновенно звучали наши новые песни, нам необходимо учесть еще одну сторону значения интонации в исполнительстве. Хотите ли вы узнать, что еще может помочь в правильной расстановке интонации в народной песне?






Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.


Предполагаемые ответы детей:




- Красивая мелодия, использована театрализация, выражены чувства, хорошее звучание голосов, интересный текст песни и т.п.

- Основа народного пения – разговорная речь, разговорная манера исполнения.


- Цепное дыхание для протяжных песен, а голошение для плясовых песен.



- Мы исполняем свадебную песню - протяжно, немножко грустно, печально, а плясовую - задорно, весело и т.п.потому, что так диктует смысл этих песен.




- Интонация.











Работа детей


- Дети разделены на 2 группы (сопрано и альты): задающие вопрос и отвечающие на него.Диалогично проговаривают скороговорку «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои» с заданными педагогом интонациями.

- Двухголосно исполняют скороговорку «Ехал грека через реку», меняя логические ударения.






Действия детей:

Исполнение концертного номера «Как на улице гагара да кулик» в соответствии с требованиями педагога (диалог).




Предполагаемый ответ детей:

- Да, хотим.

3.

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

Введение новой лексической единицы :символика в народной песне

-совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания;

Цель для педагога:

- развитие у обучающихся метапредметных знаний (универсальных учебных действий (познавательных) через выполнение заданий, связанных со сравнением, анализом, классификацией, обобщением.

Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, рассказ педагога с элементами беседы


Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.


Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-правильное использование в процессе работы раздаточного материала.


Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;


Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников.


-Основной песенный источник – речевой.

Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых, как вы уже знаете, это речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать? Резюмируются ответы детей – исходя из речевой интонации, можно в общих чертах понять характер разговора. Но смысл иностранного текста уловить будет сложно, потому что мы не понимаем его перевода, значения слов.


- Так и в раскрытия красоты народной песни особое значение имеет умение расшифровать «коды» и «шифры», заложенные в тексте; знание правил проведения конкретных обрядов, о которых поется в песне; знание времени исполнения и места данной песни в том или ином обряде или событии.


- Давайте разберем это на примере песни «Во горенке во новой». Напомню вам, что, правильное использование интонации и многоголосия позволят этой песне звучать необычно красиво. Традиция исполнения свадебных песен накладывает отпечаток на исполнение: от печальной до торжественной

.Попробуйте донести до слушателей интонации печали и торжества. Если в начале мы поем тихо и печально, то от куплета к куплету усиливается звучание. Торжественность звучания достигается нарастанием многоголосья (включением новых голосов в исполнение



.

Каждая вокальная партия должна быть чисто проинтонирована и исполнена выразительно.







Предполагаемые ответы детей:

- Кто говорит (взрослый, ребенок, девушка, старик и т.п.), как они относятся к друг другу, о характере, темпераменте, физическом и эмоциональном состоянии говорящих (усталость, возбуждение, гнев и печаль), о тоне (просит, рассказывает, спрашивает).







_ Во горенке во новой,

Стоял столик дубовой

Стоял столик дубовой

На столике самовар, самовар.

Чтоб хозяин подходил, подходил

Чашку чая наливал, наливал.

И хозяйке подносил, подносил.

Ты хозяйка жизнь моя, жизнь моя

Выпей чашку за меня, за меня

А другую за себя, за себя.

Чтоб хозяйка жизнь твоя, жизнь твоя

Стала краше у тебя, у тебя.





Закрепление учебного материала

Цель для обучающихся:

-определить первичный уровень освоения нового материала;

-научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

-научиться коллективному творчеству в процессе групповой работы.

Цель для педагога:

-используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала;

Методы организации работы:

- использование проблемных вопросов и заданий,

- индивидуальная и групповая рефлексии,

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная


Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-правильное исполнение изучаемых песен;

- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.


Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам




- Разбирая характер песни «Как на речке,речке» мы обратили с вами внимание на смысл каждой фразы. Исполните, пожалуйста песню, обращая внимание на выполнения действий по сюжету песни: мыла ,колотила ,отжимала .В старину женщины стирали белье в реке и при этом колотили его вальком – колотушкой. Скороговоркой на речевых интонациях проговаривается припев: январь, февраль, март, апрель. Не забывайте делать акценты и на ключевые слова куплетов…



Педагог анализирует исполнение детей.
















-Из ранее изученных нами песен плясовая «Дуга синяя голубленная» наиболее ярко раскрывает роль интонации в показе характеров героев и событий. Это песня о взаимоотношениях двух людей – мужа и жены. Жена ловкая, смекалистая, хитрая. Муж – хозяин, работник, как сказал, так и будет. В ходе занятия педагог, предлагает обратить внимание на чистоту интонирования при многоголосном звучании. А так же на характерное и образное исполнение песни (прием «голошение»).


Таким образом, интонация как выразительное средство и основная идея песни опирается:


На характер человека, характер событий

На знание места исполнения песни в том, или ином обряде, контексте событий.

На знание символики, кодировки отдельных слов песни.


То есть, смысловая интонация тесно связана с лексикой, символикой,знанием истории культуры и народного фольклора.














Исполняют песню:


1Как на речке ,речке

На тонкой дощечке

Январь,февраль,март,апрель

На тонкой дощечке


2На тонкой дощечке

Девка платье мыла

Январь, февраль,март, апрель

Девка платье мыла


Девка платье мыла

Звонко колотила

Январь ,февраль ,март ,апрель

Звонко колотила


Звонко колотила

Туго отжимала

Январь , февраль, март, апрель

Туго отжимала


Туго отжимала

Друга поджидала


Воспитанники исполняют песню по партиям, учитывая замечания и поправки педагога, демонстрируя характер исполнения и интонацию звучания.









Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для обучающихся:

- в ходе проведения рефлексии определитьуровень собственных достижений и затруднений по теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по теме.


Цель для педагога:

- подвести итоги занятия, построив траекторию дельнейшей работы по усовершенствованию темы для каждого обучающегося и умение применить на практике.


- Какая часть занятия вам запомнилась больше всего?

- Где мы можем использовать полученную сегодня информацию?

- Попробуйте интонационно показать свое эмоциональное состояние (настроение) после сегодняшнего занятия, сказав фразу «До свидания!»


Предполагаемые ответы детей:


- На уроках истории, литературы, в театральных постановках.


Каждый произносит фразу в соответствии с настроением.



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.