Конспект занятия кружка «Родной край Вятушка» на тему «Вещь, свято хранимая»

9
2
Материал опубликован 26 December 2022 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Лопьяла

Уржумского района Кировской области





Конспект занятия

кружка «Родной край Вятушка»


Тема: «Вещь, свято хранимая»



Составитель: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов





Конспект занятия внеурочной деятельности социального направления

по теме: «Вещь, свято хранимая»


Форма внеурочной деятельности: Кружок «Родной край Вятушка»

Класс: 1-4

Направление воспитания и социализации – гражданственность и патриотизм.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность,

Тема: «Вещь, свято хранимая»

Цель занятия: создать условия для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Задачи:

приобретение социальных знаний о семье, семейных реликвиях;

формирование у учащихся способности к проблемно-ценностному общению;

воспитание гражданственности и патриотизма через связь с базовыми семейными ценностями: «традиции», «реликвии», «трудолюбие».

воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям и реликвиям;

формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

Форма проведения занятия: нравственная беседа- встреча поколений.

Приёмы эмоционального стимулирования: эмоционально-образные: аудиовизуальный репродуктивный – прослушивание строк из песен, ситуация из жизни, проблемный вопрос, демонстрация реликвий.

Форма работы: фронтальная, коллективная.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядно-образный.

Планируемые результаты:

Личностные:

учащиеся проявят интерес к истории своей семьи, и это будет способствовать преемственности семейных ценностей;

учащимися получат представление о связи исторических событий в стране с историей его семьи, патриотических установок.

учащиеся получат наглядный пример того, как важно бережно относиться к семейным реликвиям.

испытают чувство сопричастности к своей Родине.

Коммуникативные : уметь слушать и понимать собеседника; уметь вступать в беседу.

Предметные: уметь выделять существенные признаки понятия «семья», «реликвия».


Предварительная подготовка:

Выставка фотоальбомов детей, классного фотоальбома, семейных фотоальбомов.

Выставка рисунков «Моя семья – моя радость»

Выставка «Фотографии из семейного альбома»


Ход занятия.

1. Оргмомент и мотивация.

Ребята, сегодня особенный день. У нас гости! Это Киселёва Лидия Григорьевна, бабушка у Киры и Попова Мария Викторовна, бабушка у Игоря

Предлагаю вам рассказать гостям о себе, какие вы?

Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать на них хлопками. (Раз-два, раз-два-три)

Игра «Аплодисменты»

кто похож на маму?

кто похож на папу?

кто скучает по родителям, уезжая из дома?

в чьей семье занимаются спортом?

в чьей семье любят петь?

у кого нет секретов от родителей?

к кому приходят друзья в гости?

кто не любит трудиться?

кому без дела не сидится?

кто помогает родителям по дому?

кто любит свою семью, дорожит ей?


2. Актуализация знаний о семейных ценностях.

(Опора на «Ромашку - Семья»)

Давайте вспомним, что такое семья?

- Что значит для человека семья? Какую роль играет семья в жизни человека?

- Что делает семью счастливой? (собирается ромашка - семья)

3. Целеполагание и мотивация к разговору.

- Сегодня мы продолжим разговор о семье, о том, что делает её сплоченнее и сильнее, что дорого каждой семье - о семейных реликвиях.

- Что такое – реликвия?

Толковый словарь Ожегова

1.Вещь, свято хранимая как память о прошлом.

2.Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

- Какие вещи могут стать семейной реликвией?

- Какое значение для семьи имеют реликвии?


С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

(Показываются фотографии с выставки из семейных фотоальбомов учеников класса)

-Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.


Звучит фрагмент песни «Загляните в семейный альбом» в исполнении Эдиты Пьехи.

4. Основная часть. Встреча поколений-этическая беседа.

Знакомство с понятием и формирование представления о «семейной реликвии» через обращение к семейному альбому.

- Сегодня у нас снова в гостях бабушка Киры Киселёвой - Лидия Григорьевна.

Кира: «Мы с бабушкой принесли фотоальбом нашей семьи. В этом фотоальбоме я увидела фотографию своего прадедушки. Это папа моей бабушки. Бабушка, расскажи, пожалуйста, ребятам о прадедушке».

Рассказ Киселёвой Лидии Григорьевны.

Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Страшных, потому что горе тогда, в 1941-ом, пришло в каждый дом. Не обошло оно стороной и нашу семью.

Мой отец, Кирсанов Григорий Александрович, был также участником Великой Отечественной войны. Он родился 1 августа 1918 года. В 20 лет был призван на три года в ряды Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке в артиллерийских войсках. Когда закончился срок службы, началась Великая Отечественная война, и его с Дальнего Востока эшелоном вместе с другими молодыми солдатами отправили на фронт. Шёл 1941 год. Домой написал письмо. Первое письмо с фронта было коротким. Писал, что воюют, но враг силён, и они вынуждены отступать. Зимой 1942 года попал в госпиталь с обмороженной ногой. Прадедушка писал, что ходил в разведку, долго лежал в засаде и обморозил ногу. Зима была холодная, а валенок не хватало, и они были вынуждены ходить в сапогах. Прадед много рассказывал своим детям о войне, о том, как жили в шалашах, как копали окопы, как делили последнюю щепоть махры, рассказывал про валенки, которые никак нельзя было высушить, про полкотелка жидкой пшенной каши на двоих. Говорил, что было очень тяжело, просто невыносимо тяжело, но согревала мысль о том, что дома его ждут.

И с этой мыслью шел в бой, переносил все тяготы солдатской жизни. Когда получал из дома треугольные письма, по нескольку раз их перечитывал, подносил близко к лицу, чтобы хоть как-нибудь, хоть чуточку уловить, представить любимый запах. Прадед вспоминал, что письма приходили именно тогда, когда было труднее всего. Один раз он даже обмолвился, что, может быть, и выжил благодаря этим письмам.

Воевал Кирсанов Григорий Александрович с 1941 года по 1945 год.

Прошел фронтовыми дорогами от Москвы до Будапешта. Неоднократно за мужество и героизм был отмечен командующим фронта. Об этом свидетельствуют справки, всего их десять.

Григорий Александрович был награжден орденом «Красной Звезды», медалями

«За боевые заслуги», «За взятие Будапешта».

В 1945 закончилась война, в этом же году он вернулся домой. В родной деревне Нижняя Вичмарь работал механизатором. Награжден грамотами и за трудовые заслуги.

Умер Кирсанов Григорий Александрович 11 июля 1997 года.

Мы часто вместе с детьми и внуками листаем альбом с фотографиями моего отца. Он прожил нелёгкую жизнь. Часто вспоминая о нём, я думаю, что если бы он погиб тогда на войне, то меня бы сейчас просто не было.


- Спасибо, Лидия Григорьевна, за ваш рассказ. Время неумолимо, и живых ветеранов ВОВ становится всё меньше и меньше.


- Да, война была страшной страницей в судьбе России, но мы ни в коем случае не должны о ней забывать, чтобы не допустить подобного в будущем. Мы должны знать историю своей семьи и своей страны.


- Ребята, какие вещи, свято хранимы, т.е. являются семейной реликвией в семье Киры Киселёвой и её бабушки? (Фотографии прадедушки, военные документы, военные медали, солдатская ложка – это семейные реликвии).


- Можно ли сказать про семейный альбом, что это – семейная реликвия, т.е. «Вещь, свято хранимая»? Почему? (В них фотографии наших родственников,

которые передаются по наследству из поколения в поколение, т.е. от родителей к детям, внукам и т.д., хранятся в особом месте, особо почитаются)


- Ребята, кто из вас знает, что такое БАМ?

- Слушая песню, постарайтесь узнать, что же это такое?

Звучит фрагмент песни «Рельсы упрямо режут тайгу…»

- Байкало-Амурская магистраль – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек.

27 апреля 2015 года исполнился 41 год с того дня, когда на строительство Байкало-амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд .

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны уже уложенные пути были разобраны и использованы для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги.

1974 год считается годом второго рождения БАМа: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных "десантов" и частями Железнодорожных войск СССР.

27 октября 1984 года было уложено "золотое звено", соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино.

В сложных условиях строилась БАМ.


Попов Игорь:

«В 70-е годы моя бабушка, Попова Мария Викторовна и мой дедушка, Попов Евгений Иванович, принимали участие в строительстве БАМа. Дедушки, к сожалению, уже нет в живых. И я его видел только на фотографиях. Но о том времени может рассказать моя бабушка Мария Викторовна.

Рассказ Поповой Марии Викторовны:

В то время многие отправлялись на строительство «светлого будущего». Кто в поисках счастья, кто посмотреть на новые места и испытать себя.

Дорога до места назначения (г. Тында) занимала целых семь дней. Много было предложено вариантов места работы. И через несколько дней мы прибыли в далёкий эвенкийский посёлок.

Я устроилась работать зоотехником на звероферму, где выращивали чернобурых лисиц. Муж работал электриком. С первых дней было тяжеловато, конечно, но через некоторое время мы прижились. С продуктами питания была напряженка. В местном магазине на полках стояли лишь трёхлитровые банки с консервированными зелёными помидорами. Тайга кормила людей. Грибы, ягоды, рыба из близлежащей речки и дичь были основными продуктами. Картофель был редкостью. Его сажали во дворе несколько кустов, и всё. Это у нас невозможно представить жизнь без картофеля.

Для мужа жизнь в тайге была знакома. Когда ему исполнилось 16 лет, он вместе со своим старшим братом уехал в Приморский край. Там он работал в бригаде геологоразведчиков. Тут он и познакомился с тайгой. Научился выслеживать диких животных, выживать в трудных ситуациях. Эти навыки ему и помогли здесь.

Два года прожили мы в эвенкийском посёлке до переезда в посёлок Хорогочи. Муж устроился в механизированную колонну, которая строила, трассу БАМа. Уже здесь, в этом поселке, наша старшая дочь пошла в первый класс. Сохранилась фотография с 1 сентября 1978 года. Марианна стоит в белом фартуке, на голове большие белые банты. Но её расстраивало то, что не было букета цветов. Очень завидовала своей однокласснице, у которой был шикарный букет гладиолусов. А у неё всего лишь букет из берёзовых веточек.

В эту пору в тайге вообще ничего не цветёт, а садовых цветов и в помине не было.

Посёлок, где мы жили, был окружён сопками. Сопка – маленькая копия горы, покрытая сплошь тёмно-зелёным ковром тайги.

Особенно красивы они весной. В это время цветёт багульник. Это местное название рододендрона древовидного. Невысокий кустарник, который покрывается нежно-розовыми цветками. Их так много, что не видно зелёных листьев. Кажется, что сопки покрыты розовым облаком. Природа в Амурской области немного сурова. У неё своя отличительная красота. Нет того разнообразия и разноцветья, как у нас в Кировской области. Лето всегда жаркое было, дождей мало. К домам, помню, привозили воду на машинах-водовозках. Наполняли бочки, которые стояли у каждого крыльца. Приходилось пить противную тёплую воду, тогда как хотелось прохлады. Даже в тайге было жарко и душно.

Зима нравилась, особенно нам, школьникам. Наша школа находилась на верху сопки. И вот после уроков мы садились на портфели и съезжали до самого подножия под смех и визг. Дома, конечно же, попадало за сырую одежду и рваные сумки.

Отец работал на бульдозере (Приложение 1). Эта махина казалась такой огромной, что первое время я боялась её. Она так грохотала, что можно было оглохнуть, но удивительно тихо было в кабине.

Я устроилась транспортным рабочим. Работала по сменам. Когда муж уезжал на вахту, а я уходила в ночь, дочки оставались одни.

Дома были сборные щитовые на восемь квартир. Стенки очень звукопроницаемые. С соседями жили очень мирно. Люди на стройке были разных национальностей, но никто и не думал ссориться, уважали друг друга и заботились.

В 1980 году мехколонну, где мы работали, перебросили на другой участок. Постепенно всё пустело. Дома вокруг нас разбирались и увозились в другое место.

В 1981 году мы переехали в Кировскую область. Почти 10 лет прожили мы в Амурской области. Мы с мужем были награждены медалями « За строительство Байкало – Амурской магистрали».

Если бы начать жизнь заново, я бы снова поехала на БАМ.

- Мария Викторовна, спасибо вам за такой интересный рассказ.

- Благодаря, таким людям, как Мария Викторовна и Евгений Иванович, которые не побоявшись трудностей, уехали в далёкие края, была построена Байкало-Амурская магистраль.

Эта железная дорога открыла новые возможности для нашей страны:

1.Использовать природные богатства Дальнего Востока.
2. Создать прочные связи со странами Востока (Япония, Китай, Корея).
3. Развивать экономику Сахалина, Курильских островов.


-Ребята, какие семейные реликвии свято хранятся в семье Игоря и его бабушки? (Фотографии, документы, медали, значок)


- В 70-80–е годы не было безработных, трудились все. Причём, стремились работать по-ударному, т.е. перевыполняя норму. Такой труженицей и была бабушка у Паши Вершинина. К сожалению, по состоянию здоровья она не смогла к нам прийти. Но о ней расскажет Паша.

Рассказ Вершинина Павла о своей бабушке.

Моя бабушка Вершинина Ольга Андреевна родилась 25 марта 1952года в деревне Большие Ноли Мари - Турекского района Марийской АССР. В семье росли ещё младшие брат и сестра. Мама, Вера Андрияновна, растила детей одна.

Бабушка окончила 8 классов Нартасской восьмилетней школы. Во время учёбы в школе увлекалась лыжами и участвовала в школьных и районных соревнованиях, занимала призовые места. Каждое лето помогала маме пасти колхозных свиней.

После школы дальше учиться не пришлось. Бабушка вынуждена была идти работать, чтобы помогать своей матери растить младших детей.

Бабушка работала почти 5 лет посудомойщицей в столовой. А потом прачкой в детском саду.

В ноябре 1976 года началась трудовая деятельность в животноводстве, дояркой. Труд был тяжёлым. Вставали на работу в 4 часа утра, не было выходных и праздников, в отпуск ходили редко. Многое приходилось делать вручную: поднимать сорокалитровые фляги с молоком, заносить сено и солому с улицы вилами. Особенно трудно было зимой. Мёрзли руки, ноги в резиновых сапогах. Но бабушка никогда не жаловалась, добросовестно трудилась.

Бабушка была передовой дояркой. У неё были самые высокие надои по ферме. Как лучшая доярка, она участвовала в конкурсах операторов машинного доения. Побеждала и занимала призовые места.

За трудовые достижения бабушка награждалась ценными подарками и денежными премиями, как районного уровня, так и областного.

В 1988 году как передовая доярка была награждена туристической путёвкой на юг в г. Гагры. Впервые в жизни она была на море.

В 1989 году за ударный труд в животноводстве моя бабушка была награждена медалью «За преобразование Нечерноземья РСФСР».

В 2007 году бабушка вышла на пенсию, но ещё год работала на ферме, вплоть до её закрытия.


32 года отдано животноводству. До сих пор бабушка помнит каждый год своей работы. Вспоминает своих коллег, и даже помнит клички коров.

За многолетний добросовестный труд она удостоена звания Ветеран труда.


Я горжусь своей бабушкой!

- Какие семейные реликвии свято хранятся в семье у Паши? (Фотографии, документы)

5. Подведение итогов занятия. Выводы.

- Сегодня мы обсудили очень интересную и очень трогательную тему семейных реликвий. Тех вещей, которые свято хранятся в ваших семьях.

Я надеюсь, что ваши семейные реликвии долго будут жить в ваших семьях. А если у вас их нет, то, возможно, они появятся в скором времени.

Ведь очень здорово, когда человек помнит свои корни, когда история семьи связана с историей страны.

История нашей России складывается из истории наших семей. Если не начать изучать свою родословную, мы можем потерять самое дорогое – ценную нить с прошлым. Изучение родословной – это кропотливый труд, пусть он пока начнется с семейного альбома, с сохранившихся семейных реликвий – но он уже сохранит ценную нить с прошлым.


6. Рефлексия

Продолжи высказывание:

«Реликвия» - это …

Вещи, свято хранимые в семьях одноклассников, – это …

Значение семейной реликвии –

«Любовь к Родине начинается с семьи» – говорил Френсис Бэкон.

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, чтобы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции.

Одна из таких традиций – это фото на память, а другая – дарить подарки.


- Давайте подарим нашим гостям голубей –как символ счастья и мира.

Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким! Семья –это самое дорогое, что есть у нас…

- А сейчас фотография на память о нашей встрече.

(Фотография на память в классный альбом).


t1672078322aa.gif


«Странички из классного фотоальбома»

t1672078322ab.gift1672078322ac.gif


t1672078322ad.gif

  • Занятие сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации "Вещь, свято хранимая".
  • К занятию разработана Технологическая карта.


"Песня строителей БАМа"
MP3 / 5.77 Мб

Конспект занятия кружка по теме "Вещь, свято хранимая"
DOCX / 3.53 Мб

Песня "Будет всё хорошо"
MP3 / 3.09 Мб

Песня "Семейный альбом"
MP3 / 9.23 Мб





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы обратились к очень интересной и актуальной во все времена теме, Ольга Анатольевна! Благодарю за публикацию!

23 July 2023

Елена Николаевна, большое спасибо, Вам за внимание к работе!

24 July 2023