ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. КРУЖКА «СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ»
План занятия.
1.Составление списка учащихся.
2.Написание заявлений в кружок.
3.Постановка проблемы «Сложность пространственного мышления человека».
- перечисление типов пространственного мышления;
- комментарии к заданию (написать:
- какие вопросы возникли сразу после озвучивания задания,
- какие действия предпринимались по выполнению задания,
- ход размышлений,
- каков результат действий);
- озвучивание вопроса (определите объём шарика с помощью мензурки);
- выполнение задания (время 5 – 7 минут).
R.S. Задание вызывает у учащихся повышенный интерес (каждому интересно узнать о себе что – то новое, сравнить себя с другими), поэтому после сдачи листов с описанием они делятся друг с другом впечатлениями. Нужно дать 1- 2 минуты на обсуждение, но не комментировать ответы. Анализ анкет провести совместно с психологом и довести до сведения каждого индивидуально до следующего занятия.
4.Вопрос на концентрацию внимания.
Что жжется в холодильнике? (горчица).
5.Задачи.
Оцените длину кожуры, которую можно снять с картофелины средних размеров.
Отработать:
- подход к решению через анализ условий (что дано, что допускаем),
- поиск «зацепок» в условии задачи,
- ответ как результат по - этапного действия.
6.Вопрос на снятие напряжения.
Какой рукой лучше мешать горячий чай – левой или правой? (лучше ложкой).
R.S.Как правило начинаются бурные обсуждения, демонстрации руками, но правильный ответ вызывает здоровый смех над собственной невнимательностью и в дальнейшем вопрос о чае станет сигналом к внимательному прочтению любого вопроса.
7.Окончание занятия.
АНАЛИЗ АНКЕТ УЧАЩИХСЯ 8 –го КЛАССА.
ЗАДАНИЕ: Определите объём шарика с помощью мензурки.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 5 – 7 минут.
Ниже приведены записи ответов учащихся.
Содержание листов с ответами. | Результат размышлений. | Тип пространственного мышления, рекомендации психолога |
Есть ли в мензурке вода? Если есть, то помещаю шарик в неё. Вычисляю: V об. – V вод. А если воды нет? Тогда не знаю… Стоп, может быть любая жидкость… | + (Есть решение для ρ ш > ρ ж.)!!! | |
Хватает ли данных? Надо ли измерить начальный объём воды? Надо сравнить начальный и конечный объёмы в мензурке. Нет ли других решений? | + | |
Есть ли что – то ещё, кроме шарика и мензурки? Какова масса налитой жидкости, хотя это не так уж и важно… Важно, какая жидкость и сколько её… Объём нахожу по объёму лишней воды – сколько выльется. | + | |
Причем здесь мензурка, ведь m = ρV ? Шарик вмещается в мензурку? Нужна ли сила Архимеда? С помощью мензурки найду объём, а без весов не найду массу. Стоп, не то ищу, нужен объём, а я его нашла. Так что же ищу? V ш. = V общ. – V ж. | + | |
Есть ли жидкость? Есть ли деления на мензурке? Шарик плавает или тонет? Отметим V 0 и V о + ш. Вычтем. Ответ проверим. | + | |
Есть ли другие приспособления? Есть ли в мензурке вода? Входит ли туда шарик? Вмещается: ищем по разности объёмов. Не вмещается: через площадь поверхности, например, прокатать сырой по листу бумаги… А дальше? | + | |
Какой шарик? Можно ли использовать ещё что – то? Как рациональнее? А если шар надут? Как с ним манипулировать? Как все оформить? Какие требования учителя? Объём отчёта? Главное – все выполнить! | __ (Нет решения). | |
Сколько воды? Есть ли она? Предположим… опустим… вытеснит…тогда… ∆V = V ш. Без воды нельзя. Какая жидкость в мензурке? | + | |
Что понадобиться для решения? Возможно ли это сделать? Что в мензурке? А шкала? Из чего шар? Сколько дано времени? Как оформить ответ? Сколько должно быть способов? Как писать? Должны ли быть рисунки? Количество работающий? | __ (Нет решения). | |
Каков материал, вес шарика? Что в мензурке: вода или нет? Какая мензурка? Вмещается ли шарик? Поместить, тогда: V = V ж – V 0, ж Если не вмещается, то расплавить, но это плохо… | + | |
Что ещё есть? Как найти объём? Почему нужна мензурка? Из чего шарик? Налить воду, опустить шарик и ∆V = V ш Значит, нужна вода. А как иначе? По объёму вытесненной воды… | + |
Решили: 9 человек (81,8 %).
Не решили: 2 человека (18,2 %).